18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Анзор Канкулов

Анзор Канкулов

Ум, обаяние и совесть русского глянца одалживал свои знаковые качества не одному модному изданию. К «Ом», Harper's Bazaar, L'Officiel, Max и Black Square присоединится еще один: в сентябре Анзор спускает на воду журнал Port для неоджентльменов. Гид по арт-Майами — образцово-показательный, как и его составитель.

Я впервые оказался на Art Basel Miami Beach в 2008 году. Бум вокруг contemporary art был в самом разгаре, известная кругу профессионалов базельская ярмарка пару лет как открыла филиал в Майами, и он показался мне квинтэссенцией этого бума. В том числе и потому, что здесь действующие лица, в отличие, скажем, от Венецианской биеннале, воплощают артистический стиль.

В Майами тон задают коллекционеры, причем в основном американские. Это люди, по которым сразу видно, что они весьма обеспеченны, не чужды богемным влияниям и несколько эксцентричны. Как правило, это такие пожилые «стиляги», очень часто передвигающиеся парами. Скажем, типичная пара на открытии ярмарки — мужчина около шестидесяти в красном вельветовом костюме с ярким галстуком, с ним женщина в коктейльном платье, в украшениях, с клатчем и с копной торчащих во все стороны ярко-рыжих волос. Другой характерный тип — профессионалы от искусства: галеристы, дилеры, кураторы. Здесь идеальный образ — это когда понятно, что перед нами человек серьезный, но при этом ненавязчиво подчеркнуто, что он относится к миру богемы и, грубо говоря, не банкир. То есть на нем костюм хитрого устройства, который сидит слегка неуклюже, не как у нью-йоркских яппи, но видно, что он непростой, плюс какая-нибудь яркая деталь: рубашка, платок в кармашке, роговые очки. Женщины совершают оммаж Пегги Гуггенхайм: они взрослые, ухоженные и одеты в подчеркнуто дизайнерские и подчеркнуто далекие от текущих трендов платья. Немодные, выбирают классику. Это, собственно, и есть типичный американский арт-комьюнити-стайл.

Художники — отдельная история. Их на ярмарке не так уж и много, и отличает их, как правило, ярко выраженный антимодный вид. Из Нью-Йорка приезжают татуированные бородачи, они там давно уже культивируют образ этакого полуковбоя, полу-Пикассо. Джинсовые и вельветовые рубашки, жилетки, забрызганные краской джинсы, ковбойские или байкерские сапоги — значит, художник.

Мой приятель художник-фотограф Михаил Розанов в свое время обогатил мой лексикон прекрасным выражением «кураторский костюмчик». Я как-то давно купил летний костюм бренда Dries Van Noten, большим поклонником коего являюсь. Михаил с его острым глазом, увидев меня, сказал: «О! Я вижу, ты кураторские шмотки носишь?» Думаю, под это прекрасное определение попадают и Dries Van Noten, и Comme des Garcons, и Jil Sander, и какой-нибудь Adam Kimmel. И вообще, «кураторские марки» — идеальная рекомендация для неписаного дресс-кода Art Basel Miami Beach.

Когда в первый раз попадаешь в Майами во время арт-недели, вообще ничего не понимаешь. Помимо собственно Art Basel Miami Beach здесь в это время проходит еще очень авторитетная в мире дизайна Design Miami, плюс еще четыре-пять довольно крупных арт-ярмарок, посвященных американскому искусству, молодым художникам, начинающим галереям и прочему. Ну и помимо всего этого есть ряд мероприятий параллельной программы: традиционный завтрак Фонда семьи Рубелл, который располагает очень богатой коллекцией американского искусства, традиционный вернисаж Музея современного искусства Майами и так далее, и тому подобное. Только чтобы обойти все ярмарки — минимум по полдня на каждую, — уходит четыре дня плотной работы. И все это происходит на достаточном расстоянии друг от друга — Майами вообще большой город.

Основные игроки самой Art Basel Miami Beach — крупнейшие галереи. По их стендам я совершаю обзорную экскурсию. Они показывают больших, известных художников. Это тоже очень интересно, но для меня гораздо любопытнее зоны специальных проектов и зоны, где выставляются молодые галереи. Их экспозиции и дают представление о том, куда дует ветер. Вообще, один из существенных смыслов ярмарок подобного уровня, скажем так, выявить коллективную волю байеров и коллекционеров. Это детектор, который наглядно демонстрирует арт-комьюнити, что происходит и кто что покупает. «Ах! Продажи того-то пошли вверх!» — всегда самая главная тема для обсуждения после ярмарки. Здесь все — и галереи, и коллекционеры — настроены на то, чтобы продемонстрировать свое понимание момента.

Если говорить в общем, в Майами в большем почете не политические, а эстетические эксперименты и вызовы. Среди художников, впервые увиденных здесь и запомнившихся мне, американец Дэн Эттоу, англичанин Саймон Фудживара, мой любимый на текущий момент художник Сиприен Гайяр. Все они — первые имена в списках типа 30 Up and Coming Artists. Из галеристов, которые произвели на меня впечатление, запомнился Винсент Перес. Его галерея Peres Projects активно выставляет деятелей нью-йоркского околоандеграунда, рок-н-ролльные по духу проекты. И сам по себе он крайне эффектный: богемный крендель лет сорока, весь в черном, смешной и энергичный, ходит на все вечеринки.

Когда впервые едешь в Майами, тебе говорят: «Там такие тусовки!» Действительно, вечеринки составляют особую славу Art Basel Miami Beach. Эти несколько дней забиты престижнейшими приемами и коктейлями, но важно быть «внутри», знать, что происходит. По большей части эти мероприятия для внутреннего круга, на них не то чтобы трудно попасть — о них либо знаешь, либо нет. Весь драйв здесь сводится к тому, чтобы узнать, где и что происходит. Если не получается, тогда Майами-бич кажется обычным курортным городом с относительно модными ресторанами и крутыми дизайн-отелями, где с виду — тишь да гладь. Потому что все собрались на крыше отеля Gansevoort — и там, в непринужденной атмосфере интеллектуализма и порока, ключевые люди арт-мира и медиа, все в черном, все такие растрепанные, все с коктейлями в руках, обсуждают продажи, концепции и скандалы. Там все в точности как в идеальном фильме из жизни художественной богемы. Если удастся попасть туда, можете считать визит успешным.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)