Валютный курс — хайп сезона, обсуждаемый, как в публичной сфере, так и за кухонными разговорами. Невероятные приключения рубля в России — тема, взволновавшая всех, от хипстера до пенсионера. Мы обратились к видным экономистам и попросили их на пальцах объяснить, что происходит.
Вадим Новиков |
Сергей Дубинин |
Владимир Климанов |
Почему цены на нефть падают?
Владимир Климанов:
Никто не знает, почему цены на нефть падают, для этого есть слишком много причин, причем лежат они в разных плоскостях. Сюда входит состояние мировой экономики в целом, геополитика, волюнтаристские решения отдельных личностей, поведение нефтепроизводителей — Саудовской Аравии, например. Замоделировать эту ситуацию не удалось еще никому. Более того, несколько лет подряд разного рода экономисты занимались предсказанием цены на нефть, но никогда правильно не попадали.
Что происходит с рублем?
Сергей Дубинин:
Рубль был переоцененной валютой, инфляция в стране составляла 6-7%, вещи дорожали, но курс рубля был стабилен. Если совсем просто: в результате этого укрепления, кружка пива в пересчете на евро стоила в два раза дороже, чем за рубежом. То есть цены росли, а курс не менялся.
Наступил кризис?
Вадим Новиков:
Да, раз вопрос вообще возник, значит кризис уже налицо, значит жизнь уже принесла неприятные сюрпризы. Этот период я бы сравнил с началом нулевых, когда цена нефти россиян начала расти. Это тоже был сюрприз, но приятный. Нашим начальникам было приятно думать, что это их заслуга. Сейчас же мы видим эту историю в режиме обратной перемотки.
Как низкая цена на нефть отразится на нашей жизни?
Владимир Кириллов:
В долгосрочной перспективе могут не повышаться заработные платы бюджетникам, потому что предприятия будут менее прибыльны. В таком случае, обычно тормозится объем государственных инвестиций, а это уже чревато тем, что экономика не получит импульс для дальнейшего развития, поэтому последствия могут быть более печальны, чем просто невыплата заработной платы в краткосрочном периоде. Так как половина государственного бюджета формируется за счет нефтегазовых доходов, то для нас это важный фактор, который влияет на состояние бюджета. Важно, что правительство вложило бюджетное правило, в котором прогнозируется цена на нефть. На 2015 год правительство заложило цену в 96 долларов, это ровно столько, сколько она стоит сейчас. Поэтому цена на нефть в этом и следующем году — это просто фактор риска, другое дело, что если цена не повысится — то расходы государству придется сокращать.
Может ли государство стабилизировать ситуацию?
Владимир Кириллов:
Россия научилась делать "подушку безопасности" — фонд национального благосостояния, который формируется за счет сверхдоходов от продажи нефти. Эти ресурсы используются, когда цена на нефть падает. Мы наблюдали такую ситуацию в 2009 году, когда Россия накопила максимальный объем этой "подушки", но "съела" оттуда три триллиона рублей, в то время когда полный объем был 3,8 триллиона. Подушка безопасности у государства есть, но это не значит, что страна избежит сложностей.
Влияет ли политика на курс валют?
Сергей Дубинин:
Да, в последние годы украинский кризис резко повысил оценку риска российской экономики — и инвесторы стали уходить. В результате спрос на валюту стал резко расти. На это наложились санкции, которые сделали оценку риска еще более высокой, и запретили нескольким российским банкам операции за рубежом. Когда корпорации начали закупать валюту, для того, чтобы погасить долги, на рынок вышли и спекулянты, которые пытались заработать на курсе рубля. Все это подтколнуло рубль на падение.
В чем хранить деньги: долларах или евро?
Сергей Дубинин:
Если вы тратите свои деньги в течение одного месяца, то переводить их в валюту совершенно бесмыссленно. Если у вас есть сбережения — тогда имеет смысл раскладывать их по кучкам. Но валюту нужно было покупать месяца два назад, а сейчас можно столкнуться с тем, что рубль подорожает.
Какой будет курс рубля к доллару до конца года?
Сергей Дубинин:
Рубль сейчас вышел на уровень равновесия, поэтому можно планировать, что до конца 2014-го года колебания курса будут в районе от 40 до 45 рублей за доллар.
Центральный Банк все контролирует?
Вадим Новиков:
Центральный банк контролирует рубль и может это делать и дальше. Вопрос в том, может ли центральный банк контролировать самого себя. Если у главы ЦБ возникнут разногласия с президентом, кто в стране сможет ее защитить?
Связан ли слабый рубль с сырьевой экономикой?
Сергей Дубинин:
Соотношение местной валюты к доллару или евро не имеет значения. Например йена стоит 115 долларов, но это ни о чем не говорит. Важно то, что йена — крепкая валюта и ее курс не колеблется. Если мы рассмотрим страны с сырьевой экономикой и сравним с Россией, то нужно обратить внимание на производительность труда. Например, в Норвегии она в 2-3 раза выше. Поэтому фундаментально их экономика конкурентоспособна. Если взять Нигерию, то там никогда не будет стабильной валюты из-за криминализации, поэтому единого стандарта сырьевой экономики нет.
Сколько это продлится и что нужно для стабилизации ситуации?
Вадим Новиков:
Это продлится долго. Цена на нефть может вернуться к прежнему уровню и санкции могут смягчиться, однако этот март положил конец пестовавшейся все нулевые "путинской стабильности". Теперь Россия с точки зрения инвесторов -- другая страна, чем была до того.
Текст: Ильнур Шарафиев
Комментарии (0)