Два года назад он снял фильм «Жесть», который сначала освистали, а сейчас, переосмыслив, оценили.
В начале апреля в прокат выходит его драма «Открытое пространство». Нейманд полагает, что ее ждет та
же судьба: неприятие масс и признание единиц.
Ваш новый фильм «Открытое пространство» еще мало кто видел. Можете в двух словах рассказать, о чем эта
история?
Честно говоря, не очень хочется вот так рассказывать про него. Если бы можно было все рассказать, то, наверное, и снимать не нужно. В аннотациях и кратких содержаниях обычно концентрируется
самая парадоксальная чушь. Я вам могу что-нибудь сказать, но никто не дает гарантии, что сказанное будет меньшей чушью, чем написанное о нашей картине в Интернете. Если быть совсем кратким, то
«Открытое пространство» – это история о трех наркоманах, попавших в почти неразрешимую ситуацию, и одной девушке, любовный
роман которой окончился трагически. Фильм простой. И история
очень прямая, в ней нет никаких сюжетных изысков.
По описанию похоже на ирландский триллер «Грибы».
Я его не видел, но знаю, о чем он. Там молодые ребята из Америки ехали «закинуться» какими-то легендарными ирландскими грибами. В «Открытом пространстве» другая проблема. Мы говорим об отношениях отцов и детей, рассматриваем эту вечную проблему в контексте детей и наркотиков. Этот фильм вообще о молодежи и для молодежи. Скажу, как я понимаю картину, хотя зритель может
увидеть в ней нечто другое, – речь в «Открытом пространстве» идет
о том, что у современных молодых людей, современных «детей», в
жизни есть немного вариантов: взрослый мир или наркотики. Каждый в этой жизни сам ищет для себя крышу над головой, стенку, к которой можно прислониться. Ищут ее и мои герои. Они выбирают
наркотики только потому, что мир взрослых невыносим. Но наркотики убивают, цена за такое удовольствие высока, да и детям рано
или поздно приходится взрослеть, и все в мире возвращается на круги своя. Ситуация иногда безвыходная, даже трагическая. Поэтому и
фильм получился безрадостный. Однако все, что нас не убивает, делает нас сильнее, а по своему кинематографическому качеству – я
это совершенно откровенно говорю, не кривя душой – фильм получился сильным.
Какой-то контраст выходит с названием «Открытое пространство»,
судя по тому, что вы говорите. Вроде пространство «открытое», иди
куда хочешь, а выхода нет.
Ну, может, отчасти вы и правы. В этом названии заложен некоторый перевертыш. Хотя мы, в общем, по другому пути шли. Для меня
открытое пространство – это пространство, в которое молодой человек попадает из родительского дома после школы. В этом главный и прямой смысл. Когда вчерашнему ребенку непонятно, куда
идти. Страшно, но нужно сделать шаг. Это неуправляемое движение, без руля и без ветрил. И тут возникают наркотики. Почти всегда. Ведь наши герои никакое не исключение из правил. Обычные
люди, у которых обыкновенная жизнь, в которой однажды появляются наркотики. Просто, как завтрак на столе. Было бы глупо закрывать на это глаза. Есть еще один вариант, кроме наркотиков, –
взрослый мир. Но это уже не открытое пространство. Здесь порою
можно испытать клаустрофобию.
Обычно фильмы, сюжет которых связан с наркотиками, визуально решены очень
изощренно. Примеров можно привести много: «На
игле», «Страх и ненависть в
Лас-Вегасе», те же «Грибы».
Как у вас?
Это, как я и говорил, простая история, и сделана она тоже
очень просто. В фильме есть
только один трюк, на котором, как мне кажется, все и
держится. Мы решили перенести воспоминания одного
из героев, флешбэки, которые по сценарию происходят
в городе, в лес. Построили там самую настоящую квартиру. Получилось, что персонажи не выходят из леса, и в
то же время флешбэки
очень материальны. Такие
воспоминания, к которым
можно прикоснуться. В остальном мы, напротив, старались снять все максимально
лапидарно и просто. Конечно,
здесь мы имеем дело с сознанием людей, которые находятся, ну, скажем так, в
тяжелом состоянии. Но в
фильме это решается в основном монтажными средствами. Я
допускаю, что вначале у зрителя даже может возникнуть некоторая проблема с пониманием того, что же происходит с героями. Первое время неясно, как будет развиваться история. Но мне
это как раз нравится. На экране словно из мозаики начинают
складываться события предыдущих двух-трех дней, события,
из-за которых герои, собственно, и очутились в сумрачном лесу и
которые подводят к тому, что произойдет в финале. Безусловно,
монтаж картины может показаться необычным, но сделано так
не потому, что нельзя было смонтировать линейно, это намеренный ход. Хотя, еще раз повторяю, я никогда не ставил себе задачи кого-то удивлять.
А какую ставили?
Хотелось прямо и максимально честно посмотреть на вещи, как они есть. Без пафоса и без туманной критики в неизвестно чей адрес. Посмотреть на то, что сегодня происходит с молодыми людьми. Ситуация ведь типичная, совершенно не оригинальная. Она часто повторяется и всегда одинакова. Кто-то только
начинает «торчать», кто-то умирает, кто-то пытается «соскочить», но у него не получается. Один предает другого. Здесь нет
ничего нового и неизвестного. И мы лишь попытались, избавившись от всяких сантиментов и какой-то политической заинтересованности, по возможности честно рассказать об этом.
Зрители будут такое серьезное кино смотреть?
Будут, конечно. Не все же время их развлекать. И так уже до полной деградации довели. Иногда нужно и серьезно поговорить.
Что-то предлагать, на чем-то настаивать. Пусть они все-таки
присмотрятся, что там на экране: «Смотри, там и про тебя что-то
есть». Кино ведь никто не делает просто так. Все хоть как-то, но
думают, прежде чем снимать фильм.
Мне кажется, вы немного идеализируете.
Может, и идеализирую. Но хочется, чтобы все перевернулось. Ведь кино – это
прежде всего не развлечение, а искусство. А для нас
это еще и способ найти
друзей. Людей, которые
думают так же, как мы.
Понимают нас. Думаю,
что у «Открытого пространства» уже есть друзья. Людям, которые работают в кино, фильм нравится. Нравится больше «Жести». А полюбит
ли фильм зритель, это я не
берусь предсказать.
Что же случилось с «Жестью»? Вы вроде делали
серьезную работу, а ее восприняли как развлечение, которое не очень-то
развлекало. Шлейф критики, который тянется за
вашим дебютом, вас не
слишком задел?
«Жесть», как часто бывает в таких случаях, выстрелила позже. Мы же делали ее по-настоящему. И сейчас, когда прошло время, все с ней прояснилось. Я каждый
месяц получаю предложения от людей, которым импонирует
этот фильм. Вдруг через два года оказалось, что «Жесть» всем очень нравится. Люди ее пересмотрели и поняли, что кино-то
такого больше нет, и будет ли, непонятно. Конечно, фильм был
во многом кособокий, дебютный. Но в нем очень много оригинальных вещей. Столько всего придумано – еще двадцать
фильмов можно снять. Поэтому у меня лично нет никаких проблем из-за «неудачи» «Жести». Продано полтора миллиона
DVD. Кстати, с новой работой, скорее всего, будет то же самое.
Хотя эта картина изначально без претензии на звездную судьбу. Два года назад я, как новичок в этом бизнесе, близко к сердцу принял ту жуткую реакцию на фильм. Но, понимаете,
настоящих кинокритиков всего человек пять, а киножурналистов – пятьсот. Когда вы получаете отзывы, вы получаете все отзывы вместе и видите неправильную картину. Получается:
вышел на улицу – плюньте в меня.
Почему вы вообще решили снять такой фильм?
Я об этом, кажется, много рассказывал. Сначала «Жестью», то есть «Шестью сотками» – так назывался сценарий, который написал Костя Мурзенко, – я собирался заниматься только как
продюсер. Была у меня мысль, что найду где-нибудь творческую команду, инвесторов. Сценарий мне очень нравился, и Костя мне его, можно сказать, передал, чтобы я с ним уже работал.
И вот я довольно долго искал для этого сценария разные варианты воплощения, а потом вдруг Костя сказал: «Может, ты сам
его и поставишь?»
А когда вы решили стать режиссером?
В 1999 году на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов был проект: к грядущему трехсотлетию города делали короткометражные фильмы о нем. «Рулили» этим проектом такие неформатные люди, как Максим Пежемский и Сергей Винокуров, они были продюсерами. И так сложилось (в творческом
плане на «Лендоке» в то время никакого давления не было), что
они привели в кино многих, кто раньше был где-то рядом, крутился около. Помогли реализовать идеи, которые у этих людей, в том числе и у меня, были. Они предоставили полную свободу действий, подсказывая лишь в том случае, если люди сами об этом
просили. Той зимой на студии вдруг образовалась творческая лаборатория. И можно сказать, что первой моей настоящей режиссерской работой – работой, после которой я вдруг понял, что и
дальше очень хочу делать кино, – был снятый в тот период короткий фильм «Акустика». В нем была заложена такая прорва смыслов, он был так сложно придуман и сконструирован, что в нем,
наверное, было сложно разобраться. Мы снимали фильм о городе,
очищенном от звуков.
То есть нельзя сказать, что вы прямо со школьной скамьи мечтали о том, чтобы кричать: «Свет! Камера! Мотор!»
Нет, конечно. Хотя еще до короткометражек на «Лендоке» у нас с режиссером Сашей Гранатовичем была попытка снять настоящее кино. Мы снимали урывками, на свои деньги, а точнее
сказать, на деньги Сашиного папы. Нам помогали чем могли: например, режиссер Женя Юфит подарил немного пленки. Фильм
этот рассказывал довольно странную историю про одного художника – сценарий был написан под впечатлением от основателя Новой Академии изящных искусств Тимура Новикова. К
сожалению, мы так его и не досняли. Оператор уехал в Англию.
Саша, впрочем, кино как-то перемонтировал, и его даже показали
на фестивале в Роттердаме.
А на жизнь чем тогда зарабатывали?
Много чем. Дизайном, архитектурой.
Построили что-нибудь?
Пару частных домов. Разные клиенты попадались. Время было довольно странное, бандитское. Еще я одно время сайты делал, точнее, придумывал их. Мне вообще важнее всего, чтобы была
какая-то идея, задумка. Пока меня идея держит – я работаю, а
когда перестает держать – я начинаю чем-нибудь другим заниматься.
Вы уже знаете, чем займетесь после «Открытого пространства»?
Я не люблю говорить о планах на будущее, чтобы его не спугнуть. Хотя планы, конечно, есть. Их много. Впрочем, ни один из возможных
проектов не зависит напрямую только от моего желания и наличия денег у продюсера. Каждый фильм – это совпадение целого ряда обстоятельств. Сейчас в Комитете по кинематографии три заявки с моим
участием. Посмотрим, как пройдет конкурс. Может быть, какой-то из этих проектов станет моим занятием на будущий год.
Фильм «Открытое пространство» выходит в прокат в начале апреля.
Комментарии (0)