18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Игумен Иннокентий: «РПЦ неэффективна как идеолог»

РПЦ убедительно вышла из подполья и стала государством в государстве с политической программой по любым вопросам. Такой поворот событий разделил общество на несколько лагерей. Одни забыли о том, что смысл церкви в истине и ценностях, которые она исповедует. Другие запамятовали, что Нагорную проповедь и слова «Не судите, да не судимы будете» еще никто не отменял. Что такое РПЦ сегодня, куда она идет и как ведет народ свой ко Христу — вот вопросы, которые хотелось бы не обсуждать, но и не обсудить тоже нельзя.

 

Игумен Иннокентий (Павлов)

РПЦ неэффективна как идеолог

Кандидат богословия, библеист, богослов, церковный историк открыто заявил о разногласиях с Московской патриархией и о выходе из РПЦ.

 

Вы не раз говорили о том, что российские христиане не способны объединиться вокруг реалистичного социального проекта и церковь не может повести общество к благим преобразованиям. На чем основано это мнение?

Дело в том, что в истории России церковь была не столько социальным и культурным, сколько ритуальным институтом. И остается таковым до сих пор. Даже попытка модернизатора Петра Великого присвоить ей социальнокаритативные и идеологические функции по примеру церкви Западной Европы оказалась безрезультатной. Общеизвестно, что богадельни, приюты, лазареты в царской России лишь в редких случаях учреждались по инициативе церкви. Наконец, не надо забывать об эсхатологическом характере христианства, и православия в особенности. Мы ждем полного осуществления идеала в день воскресения, а не в этой жизни. Простое знание истории подсказывает, что церковь на протяжении последних веков была неэффективна в роли идеолога, что показали революционные события 1917–1920 годов.

Но в поддержании нравственных ценностей церковь может играть значимую роль.

Может, если сама будет воплощать и транслировать главную идею, лежащую в основе христианства, — идею справедливости как высочайшей, не подверженной никакой исторической инфляции ценности, или, правильнее было бы сказать, «бесценности». К государству это имеет непосредственное отношение, поскольку поддержание справедливости во все века считалось его первейшей функцией. И именно с точки зрения того, как эта функция выполнялась, судили о том или ином правителе как современники, так и историки. Сегодня речь должна идти о таком очевидном теперь принципе справедливости, как всеобщее равенство перед законом. С этим связана такая же несомненная святыня современной европейской цивилизации, как права человека, которые также носят универсальный характер. Христианство подразумевает равенство всех принадлежащих к нему перед Богом. В церкви Христовой нет уже никаких социальных, культурных, национальных и гендерных различий. Равенство перед законом должно быть аксиомой христианской политики.

«Христианство подразумевает равенство всех принадлежащих к нему перед Богом»

 

Почему же тогда попытки разделить людей на первый и второй сорт так легко оправдываются библейскими цитатами?

Октябрьский переворот, как известно, также проходил под знаменами христианских идей свободы и равенства, к которым был добавлен тезис об уничтожении эксплуатации человека человеком. Но вскоре в СССР появилась новая аристократия — партийная номенклатура. Борьба с привилегиями стала важной идеологической составляющей перестройки, и общество надеялось, что демократические тенденции будут укрепляться. Увы, но развал СССР как бы снял эту тему, а уже очень скоро в России и других постсоветских странах появилось куда более постыдное явление, чем прежние партийные бонзы, — «элита». В ней нашлось место и ловким представителям прежней партийной номенклатуры, занявшимся конвертацией власти в собственность. На мой взгляд, новая российская «элита», насчитывающая уже как минимум две генерации, является главным тормозом экономического и политического развития страны. Очевидно: без сознания, что россияне являются одним народом, в котором интересы «элит» не могут противопоставляться интересам общества, ни о какой государственной стратегии России не может быть и речи.

Какие еще препятствия социальному развитию вы видите? И чем может здесь помочь церковь?

Единственный путь гармоничного развития — включение России в глобальную цивилизацию, другого пути у нас просто нет, что бы нам ни говорили горе-идеологи. Этот путь лежит отнюдь не в сфере развития технологий и инноваций, а в круге консервативных идей общественной морали — понятия, имеющего библейские корни. Первой среди современных социальных заповедей должна стать эта: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе». Простая мысль о том, что долгоденствие и благополучие, причем не столько даже индивидуального человека, но народа, к которому и обращены заповеди Божьи, ставятся в зависимость от того, как этот народ относится к старшему поколению, к тем, кто вырастил молодых. Не менее важна справедливая оплата наемного труда. Опять же справедливая и своевременная оплата наемного труда есть фундаментальное требование библейской морали, связанное с заповедью о любви к ближнему как к самому себе. Пророк Иеремия произносит слова, которые актуально звучат в нынешней России: «Горе тому, кто дом свой строит несправедливостью, чертоги свои — беззаконием. Ближнего заставляет работать даром, за труд ничего не платит!» Отстаивание идеалов христианской справедливости и библейских заповедей, а не служение земным царям должно было бы стать сегодня главной задачей российской церкви, если бы она подлинно радела о благе страны, а не о своих корыстных интересах.

 

Факт

Сейчас бывший заштатный священнослужитель Московской патриархии числится клириком неканонической религиозной организации «Истинно- православная церковь», совершает богослужения в московской греко- католической (униатской) общине в честь святителя Филиппа, митро- полита Московского. Преподает в Библейско-богословском институте святого апостола Андрея. Ведет научную работу в области церковной истории и социологии религии, работал над переводом книг Нового Заве- та на современный русский литературный язык и их комментированием.

 

 

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Текст: Ольга Погодина-Кузмина
Рисунок: Вмиалий Шептухин 

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Апрель

Комментарии (1)

  • Anatoly Zemtsov 27 дек., 2013
    Очень мудрая позиция честного и талантливого богослова. Его выводы полностью совпадают с доказательствами необходимости возникновения в мире, начиная с России, новой, можно сказать, всеобъемлюще униатской христианской «религии итога». Или Розы Мира, как её 55 лет назад назвал поэтически в своей одноименной книге автор Д.Л.Андреев, философ, поэт, богослов и сталинский политкаторжанин. «Религиозное движение, которое включит в свое миросозерцание и практику положительный опыт человечества,- писал Даниил, - а из отрицательного сделает выводы, движение, которое ставит своими ближайшими целями преобразование государства в братство, объединение земли и воспитание человека облагороженного образа; движение, которое предохранит себя от искажения идеала и методики нерушимой броней высокой нравственности, – такое движение не может не быть признано прогрессивным, перспективным и творчески молодым». По его мнению, в нашей стране старые религии отстали от социально-исторического процесса и «образовался гигантский вакуум духовности», который бессильна заполнить существующая политика государства. « Если позволительно подобрать такое выражение, колоссальные ресурсы человеческой гениальности не расходуются никуда. Это и есть то лоно творческих сил, в котором зреет предопределенная к рождению всечеловеческая интеррелигия».