Писатель-хамелеон Дмитрий Липскеров бросил вызов «Декамерону» Боккаччо. Сборник «Мясо снегиря» – это рассказанные автором за семь дней двадцать пять новелл, которые умудряются сочетать лирическую интонацию «Темных аллей» Ивана Бунина с пластиковым языком романов Сергея Минаева.
«Мясо снегиря» с литературной точки зрения вполне съедобно, а набор сюжетов и тем здесь радикально прост – женщина и кухня, юность и ревность, любовь к матери, – будто взят из литературного словаря. Но эти сюжеты номинант «Русского Букера» и учредитель премии «Дебют» Липскеров лихо выворачивает наизнанку. Игровые приемы, которые он использует, – это абсолютная свобода в обращении с текстом: многим рассказам дана неожиданная развязка, часто противоречащая логике повествования. Например, в рассказе «Она и завтрак» герой ужасно раздражен на свою подругу: та проснулась рано утром, чтобы приготовить ему завтрак, что кажется герою невыносимой банальностью. Вдруг девица сама съедает всю еду и садится читать газету, и это окончательно выводит его из себя, после чего он превращает девушку в кухню. Что бы это ни значило. И главная интрига всех новелл, пожалуй, и есть шарада в духе парадоксальных афоризмов Оскара Уайльда, где игра не имеет смысла, но происходит ради самой игры.
Дмитрий Липскеров.
«Мясо снегиря».
«АСТ-Астрель»
Комментарии (0)