В новой рубрике «Технологический процесс» Собака.ru наблюдает за течением жизни на известных петербургских предприятиях. Во втором выпуске — Императорский фарфоровый завод.
Императорский фарфоровый завод был основан Елизаветой Петровной в XVIII веке и первоначально именовался «Порцелиновой фануфактурой». Слово «порчелло» с итальянского переводится как «поросенок»; такой цвет имеет фарфор после первого обжига — молочно-розовый. Петербургское предприятие — третья в Европе мануфактура, производящая фарфор по особой технологии, придуманной еще в середине 18 века. В настоящее время завод выпускает около 4000 разных изделий: от простой чашки и блюдца до императорских парадных сервизов.
Первый этап производства — изготовление формы. Готовая фарфоровая масса заливается в гипсовые формочки, которые впитывают лишнюю влагу, оставляя лишь нужный контур опредленной толщины. Через несколько часов заготовку вынимают, сушат и шлифуют. Простые по форме изделия вроде чашек отливают за один раз, а фигуры людей и животных — по частям, которые потом склеивают друг с другом.
Затем изделия глазуруют и обжигают в первый раз при температуре 900 градусов. Второй, так называемый, политой обжиг, дает усадку фарфора на 17%, и изделие заметно уменьшается в размерах. Фарфор стоит в печи около суток: за 24 часа печь медленно нагревается, доходит по пика температуры, а потом так же медленно остывает. Цикл повторяется два раза.
Расписывают фарфор ручным и комбинированным методами. В начале на белоснежный фарфор наносится по кальке карандашный эскиз, а затем аккуратно расписывается керамическими красками. На декор небольшой статуэтки отведено от 4-х дней до 2-х месяцев. Затем фарфор опять обжигают и изделие можно считать почти готовым. В целом на изготовление самой простой чашечки уходит около двух недель.
Механизированная роспись, несмотря на название, выпоняется не без участия человека. На фарфор накладывается специальная деколь (похожая на переводную картинку), краска которой при обжиге спекается с глазурью, и на поверхности остается рисунок. Такая техника применяется для массового производства. А штамповым методом наносят, например, знаменитый узор «кобальтовая сетка» — визитную карточку Императорского фарфорового завода.
Существует и еще одна, альтернативная технология — подглазурная роспись, когда фарфор расписывают еще до глазировки и обжига. Она более долговечна и повзоляет добиться туманного, глянцевого эффекта. Подглазурную живопись можно отличить на вид по характерной размытости рисунка.
Совершенство в деталях: каждое изделие маркируют фирменным клеймом на донышке и золотой отводкой (ободком). Последний обжиг фарфоровая чашка проходит при температуре 860°С. Дальше она тестируется на брак, упаковывается и отправляется на склад.
Фото: Игорь Симкин
Комментарии (8)