18+
  • Спецпроекты
  • Спецпроекты
  • Спецпроекты
  • Бизнес
Спецпроекты

Валерия Матюхина: «У нас есть мечта создать билетную систему, чтобы можно было добраться из Москвы до вершины Эльбруса только с ее помощью»

Валерия Матюхина — руководитель совместного IT-предприятия Правительства Москвы и Сбербанка, победитель рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Управление». В этом году «СберТройка» разработала для Санкт-Петербурга оплату проезда в транспорте с помощью QR-кода, который можно приобрести через Телеграм. Мы поговорили об этом с Валерией, а также узнали о том, что ждет транспортную систему нашего города в будущем.

Фото: пресс-служба

Расскажите, как работает новая технология и действительно ли теперь можно будет купить билеты в любое время в любом месте через чат-бот в Телеграме?

Нужно начать с того, что технология работает на базе QR-кодов и позволяет приобрести как физический, так и цифровой код и с его помощью пройти в транспорт. Мы задумались, как можно улучшить пользовательский опыт, чтобы можно было комфортно и быстро получить QR-код через смартфон. И тогда пришла идея реализовать оплату через Телеграм. Работает это следующим образом: находите Телеграм-бот, который называется «QR-билеты | Санкт-Петербург», выполняете в нем ряд действий, подсказанных ботом, либо сразу выбираете опцию «Купить билет». Вводите данные банковской карты — они сохраняются автоматически — и получаете электронный QR-код, который нужно отсканировать на входе в транспорт. То есть теперь не нужна физическая карта, и все действия можно выполнять, не выходя из Телеграма, параллельно общаясь с друзьями или читая новости.

В чем преимущество такого способа оплаты для пассажиров и перевозчиков?

Для пассажиров, прежде всего, это удобство: всего в пару кликов можно приобрести билет и тут же пройти по нему. И это хорошая альтернатива, например, технологиям Apple Pay или Google Pay. Она не зависит от NFC, то есть можно приобрести QR-код с любого смартфона. Еще это экологично, потому что в этом процессе не участвует бумага. С точки зрения перевозчиков это возможность поэтапно уходить от наличных платежей, сокращать расходы, например, на чековую ленту, в перспективе еще и на оборудование, и быстро пропускать пассажиров, что, наверное, самое важное для перевозчиков, потому что они отвечают за расписание и безопасность.

К тому же, есть задача, которую нам поставил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Станиславович Ликсутов — это цифровизация общественного транспорта. А сам мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поручил сделать так, чтобы жители регионов могли легко пользоваться городским транспортом столицы, а москвичи — транспортом в регионах. Регионы, где работает билетная система «СберТройка» — это единое транспортное пространство, где действует общая билетная система.

«Петербург был первым городом, который заявил, что хочет внедрять систему QR»

Правильно ли я понимаю, что эта система действует для билета на одну поездку? Нет ли в планах перевести на систему QR-кодов все виды существующих билетов?

В рамках этой системы у нас была задача на реализацию одной поездки. Но можно внедрять систему динамических QR, когда пользователь сможет приобрести длинные билеты на месяц и один QR будет постоянно обновляться, например, в приложении. Но для этого требуются не только изменения в приложении, но и доработка внутри самой системы оплаты проезда Санкт-Петербурга. Так что, возможно, коллеги в будущем об этом тоже задумаются, и мы с радостью присоединимся к таким проектам.

Это первая в России система оплаты проезда с помощью QR-кодов, и разработана она была специально для Петербурга. Почему был выбран именно наш город?

Петербург был первым городом, который заявил, что хочет внедрять систему QR. К тому моменту у нас как раз уже были определенные наработки, мы смотрели в эту сторону. И нам как новой технологичной компании, конечно, хотелось отойти от стандартных билетных решений, предложить что-то новое рынку, посмотреть, какая будет реакция, насколько это будет удобно. Для нас это был своего рода челлендж — первыми выйти на российский рынок с масштабной разработкой билетной системы на базе QR.

Какие у вас отношения с Петербургом? Часто ли бываете в нем?

В последнее время часто, один-два раза в месяц точно приезжаю или прилетаю в Санкт-Петербург. К Петербургу очень трепетное отношение. Каждый раз восхищаюсь архитектурой, тем духом, который сохранился в этом городе за такое долгое время. При этом Петербург активно развивается, и это видно во всех сферах. Сейчас произошла большая реформа в транспорте. Видно, как развивается бизнес, малое, среднее предпринимательство, сколько здесь прекрасных ресторанов. Это замечательный тренд.

А любимый вид транспорта в Петербурге у вас какой?

У меня любимый — водный. Поэтому я надеюсь, что администрация посмотрит в его сторону и, может быть, какие-то инновации туда тоже придут, а мы обязательно в этом поучаствуем.

То есть в будущем поездку на речном трамвайчике тоже можно будет оплатить с помощью QR-кода?

Да, конечно. Мы занимаемся платежами в разных видах транспорта. В Москве в прошлом году мы начали реализовывать систему оплаты на реке и в этом году запустили большой проект «Суда сюда!». Это маркетплейс услуг, где пассажир может приобрести билет любого речного перевозчика. Целый комплекс услуг в удобном формате с возможностью в том числе оплатить поездку на судне с помощью QR-кода. Мы стараемся отказаться от волонтеров, которые продают билеты на причале за наличные. Мы хотим, чтобы любой человек мог, например, пока он едет в метро, открыть сайт, выбрать какую-то туристическую экскурсию, тут же все оплатить и поехать с семьей.

Пластиковые карточки-проездные уйдут в прошлое? Когда это может стать реальностью, по вашим прогнозам?

Я думаю, что в любом случае какое-то время пластиковые карты еще сохранятся, потому что нужно достаточно много рассказывать людям о новых технологиях, дать им возможность протестировать новый формат, почувствовать, что это безопасно и удобно. Технология QR является хорошей альтернативой, потому что это полностью цифровое решение. Здесь очень показателен опыт Шанхая, где люди каждый день используют QR-коды в WeChat, расплачиваются с их помощью и в транспорте, и в ресторанах и берут в аренду велосипеды. Мы смотрим на мировые кейсы, опыт Шанхая нам кажется крайне интересным. Сейчас разрабатываем различные проекты, которые помогли бы цифровизировать физические носители. Создаем приложения, в которых их можно было бы удобно пополнять, просматривать поездки и контролировать свои расходы в транспорте.

Фото: пресс-служба

Цифровизация действительно проникла во все сферы нашей жизни, но есть и ее противники, в том числе люди, которые опасаются за сохранность своих персональных данных. Что бы вы им ответили?

Важно понимать, что все транзакции надежно защищены. Платежная система — это очень сложный механизм, который шифрует данные, используя все международные технологии и стандарты по криптошифрованию, по передаче данных и по защите каналов связи. Наши разработки соответствуют всем международным требованиям и сертификатам, а программное обеспечение расположено на облачных мощностях Cloud, и все данные, которые хранятся в облаке, защищены по самым высоким сертификатам защиты информации. Поэтому пользователям точно не стоит ни о чем переживать.

«СберТройка» сегодня работает не только в Москве, но и в Тульской области, и в Подмосковье. Какие еще регионы вы планируете охватить?

«СберТройка» сейчас работает в 21 регионе, это очень разные субъекты РФ — от Воронежа до Комсомольска-на-Амуре. Мы работаем со всеми регионами, которые выходят к нам и интересуются нашими технологиями, здесь нет какой-то территориальной привязки. Наша глобальная цель в том, чтобы вся Россия получила доступ к самым новым цифровым платежным сервисам в транспорте. У нашей команды есть мечта создать такую билетную систему, чтобы можно было добраться из Москвы до вершины Эльбруса только с ее помощью. И я верю, так и будет.

IT — самая быстро развивающаяся сфера сегодня. Кадровый рынок уже перенасыщен? Или финтех все еще ощущает нехватку молодых специалистов?

Я бы не сказала, что он перенасыщен, скорее наоборот. Мы как постоянно растущая компания все время находимся в поиске IT-специалистов, и даже сейчас у нас на сайте есть открытые вакансии. Нам важно, чтобы люди были готовы к сложным вызовам, к переработкам, болели бы продуктом так же, как те члены команды, которые уже сейчас у нас в штате. Мы очень надеемся, что все больше и больше людей будут выбирать именно IT-сферу в качестве своей профессиональной области.

В IT-сфере сейчас пока еще мало девушек или ситуация все-таки постепенно меняется?

Сейчас мало. И если посмотреть на статистику, то разрыв достаточно большой. Но последние пару лет из профильных вузов выпускается достаточно много девушек, которые уже сейчас приходят к нам в команду. За последние два месяца к нам присоединились десять, и это совсем разные должности, начиная от бизнес-аналитиков и руководителей проектов и заканчивая тестировщиками, джуниор-разработчиками. Это, конечно, не может не радовать, потому что виден сдвиг в пользу гендерного равенства. И нам бы хотелось это поддерживать, потому что девушки всегда очень трудолюбивые и работают с самоотдачей.

«Мне кажется, что большие успехи и достижения возможны, только если вы постоянно находитесь в режиме поиска идеи, даже в обычной жизни»

Вы сама стали СЕО «СберТройки» всего в 24 года, а в прошлом году вошли в рейтинг Forbes «30 до 30». В чем секрет вашего успеха?

Я люблю ту работу, которой занимаюсь, меня это искренне вдохновляет и мотивирует. И наверное, очень простой критерий успеха заключается в том, что у меня есть возможность внедрять новые решения, пробовать новые разработки на практике.

Вы говорили, что верны принципу work-life integration. Как вам кажется, это трудоголизм или преданность делу и увлеченность процессом?

Слово «трудоголизм», мне кажется, имеет негативный окрас, а work-life integration звучит совсем иначе, поэтому да, этому принципу точно верна и стараюсь на него ориентировать всех руководителей, которые работают в компании. Мне кажется, что большие успехи и достижения возможны, только если вы постоянно находитесь в режиме поиска идеи, даже в обычной жизни. Например, когда сидите в кафе и задумываетесь о том, как в Телеграме сделать продажу QR-кодов для поездок в транспорте.

В интервью Forbes вы сказали, что ваша цель — изменить мир. Это касается только удобства транспорта или есть какая-то более глобальная мечта?

Удобство в транспорте не стоит недооценивать, потому что ежедневно совершаются миллиарды поездок и общественный транспорт — это очень важная артерия города. Мне кажется, это звучит как большой вызов, поэтому сейчас еще много чего нужно сделать для развития транспорта в Петербурге, и в других субъектах, а потом уже задумываться о том, как этот опыт масштабировать на другие сферы.

Фото: пресс-служба

Есть ли еще какие-то передовые цифровые решения, которые вы разрабатываете для Петербурга?

В Петербурге, помимо QR-кодов, мы недавно внедряли систему для контрольно-ревизионной службы. Для сотрудников, которые ежедневно обеспечивают контроль оплаты проезда. Мы делали специальное программное обеспечение, которое работает на переносных терминалах и позволяет проверять разные виды билетов, тем самым повышая прозрачность доходов в транспорте. Это стало нашей второй разработкой на рынке Петербурга. У нас есть предложения в сфере развития виртуальных карт, которые мы озвучивали администрации Санкт-Петербурга, так что надеемся, что в будущем сможем совместно реализовать новые масштабные цифровые проекты.

Много ли еще в вашем окружении, в бизнесе, сотрудничающем с государственными департаментами, таких же целеустремленных мечтателей и увлеченных специалистов, как вы? Ваши цели и путь очень вдохновляют.

Спасибо большое. Сейчас тренд на то, что появляется все больше и больше молодых специалистов, увлеченных своим делом. В Москве в департаменте транспорта тоже много ребят, они создают свои сообщества, каналы, рассказывают про достижения. В Санкт-Петербурге тоже знаю очень талантливых людей и в транспорте, и в платежах, поэтому, мне кажется, это отличная возможность всем вместе двигаться, делиться идеями. Я в этом плане вижу только позитивный тренд.

Теги:
Бизнес

Комментарии (0)