• Развлечения
  • Музыка
Музыка

Суперзвезда балалайки Дмитрий Буцыков рассказал об уникальном самарском коллективе «Волга-Фолк Бэнд» и любови к корням

Мода на зов предков, новую идентичность и любовь к корням сильна как никогда. И на мультикультурность, конечно же, тоже. Уникальный самарский (неоакадемический) коллектив «Волга-Фолк Бэнд» знаком каждому, кто трепещет от очертаний балалайки и чтения книжек Проппа. Но ребята из бэнда пошли дальше исполнения народных бэнгеров. Они разучили репертуар группы «КИНО» и дали потрясающий концерт на летнике «Кутежа». Но этим дело не закончилось. Они разучивают индастриал-баллады от группы Rammstein, а свои концерты заканчивают патриотическим «Небом славян». О том, как так вышло, мы разузнали у Дмитрия Буцыкова — суперзвезды трехструнки, основателя и идейного вдохновителя «Волга-Фолк Бэнд».

Детство

Как я пришел в музыку? С детства, наверное. С самых ранних лет я был очень музыкальным мальчиком: любил танцевать под музыку, любил петь песни, перепевать их, те песни, которые слушали мои родители. Видя мои музыкальные склонности, родители отвели меня в музыкальную школу.

Мне было тогда восемь лет. Меня прослушали, спросили, на каком инструменте я бы хотел заниматься. Я ответил, что на гитаре, но мне сказали, что в школе есть замечательный педагог по балалайке. И он уговорил родителей, чтобы я начал учиться. А гитара будет факультативно, ее я легко смогу освоить в дальнейшем.

Первые два года на балалайке я не показывал никаких выдающихся достижений. Больше проводил время на улице, играл с ребятами в дворовый футбол, в разные игры. Но однажды, в марте 1998 года, по счастливой случайности (или закономерности) я попал на концерт детского ансамбля «Классик-Домра». Ребята тогда меня просто поразили своей игрой, то, как они играли переложение классических произведений, обработки народных мелодий, – все это настолько запало мне в душу, что я, придя домой, взял инструмент и занимался так долго, что у меня появились водяные мозоли на пальцах. На левой руке и на указательном пальце правой руки. И за несколько дней я выучил большое музыкальное произведение.

Когда я пришел на урок к своему учителю Сергею Мамченко и наизусть исполнил большое сложное сочинение, его удивлению не было предела. Он не понимал, как это возможно: вчера он играл «Во поле береза стояла», а сегодня исполняет сложнейшие вариации Доброхотова на тему «Трепак». Ну, то есть произошла такая необычная трансформация меня.

Мне тогда было 10 лет. И с тех пор моя музыкальная жизнь стала очень насыщенной. Это были постоянные концерты, постоянные конкурсы, где я успешно выступал. Гастроли в Болгарию, Италию, Москву, Петербург. Музыкантом большой сцены я стал во многом благодаря директору ДМШ им. П. И. Чайковского г. Самары Вере Александровне Бодровой, человеку большого сердца, которая вела (и ведёт по сей день) меня по извилистому творческому пути. Закончил музыкальную школу – где, как мне и было обещано в самом начале, научился играть на гитаре. И всегда при первой возможности исполнял дворовые песни.

Поступил в музыкальное училище, к Сергею Мамченко, своему преподавателю по музыкальной школе. Продолжил интенсивно углубляться в музыкальное классическое направление. Музыкальное училище в Самаре – одно из лучших в России, поэтому теоретическая база  и вообще музыкальный кругозор заложился там очень серьезный. Это позволило мне поступить в Москву, в Российскую академию музыки имени Гнесиных, к профессору Валерию Ельчику. В Москве старался часто посещать спектакли, концерты – то, что делают, я думаю, большинство студентов, которые хотят чему-то научиться. Был такой период, что я перестал заниматься музыкой: занимался предпринимательством, даже получил второе высшее образование в сфере экономики. Это была Высшая школа экономики, Международный центр логистики, который я успешно закончил, но потом понял, что моя жизнь без музыки не имеет большого смысла. Нет такого внутреннего наполнения: события идут сами собой и как будто бы мимо меня.

Филармония

Из Москвы я переехал в Самару в 2011 году. Начал работать чиновником в Министерстве культуры Самарской области. Потом проработал в Агентстве социокультурных технологий замдиректором. А потом меня повстречала Самарская филармония и предложила работу. Я там работал год в отделе маркетинга и рекламы. Вел разные проекты: джазовый фестиваль Даниила Крамера, дни высокой музыки Дмитрия Когана. До тех пор, пока не встретил Дмитрия Косякова, известного самарского балалаечника. Мы с ним выпили по чашке чая и обсудили творчество Алексея Архиповского. Начали играть свои переложения. За короткий промежуток времени наш дуэт «БалаЛайк» стал очень востребованным в Самаре. Мы съездили в Сочи на Олимпийские игры, в Южную Корею на Всемирный фестиваль, Дмитрий Коган пригласил нас выступить в Нарьян-Маре на его фестивале. Покоряли и сцену Гнесинки в Москве.

Были очень успешны в своем направлении. Но тут ко мне подошла Светлана Герасимова, заместитель директора Самарской филармонии, и предложила забрать появившиеся музыкальные ставки. Так, с благословения директора Филармонии Елены Козловой, у меня появилась возможность создать коллектив. Недолго думая, я позвонил в Москву своему профессору Валерию Ельчику и попросил у него партитуры, зная, что у него есть замечательный гастролирующий коллектив народных инструментов. Он со мной поделился этими партитурами. Я позвал классных самарских музыкантов для того, чтобы играть красивую музыку под знаменем Самарской филармонии. Все согласились. Это был 2013 год. И с тех пор уже более 10 лет я занимаюсь «Волга-Фолк Бэндом».

Волга-Фолк Бэнд

Это каждый день постоянный творческий процесс: что играть интересного, с какими солистами взаимодействовать, на каких сценах показывать свое творчество, какие проекты инициировать. И каждый год мы придумываем, выигрываем гранты и реализуем разные интересные проекты.

«Волга-Фолк Бэнд» уникален тем, что он по-хорошему всеяден. Мы играем как традиционную фольклорную музыку, так и переложения классических сочинений, и рок-музыку, и джазовые стандарты. В каждом направлении пытаемся стать экспертами, так чтобы не только было нам интересно играть, но и нас было еще интересно слушать.

Был у меня период, когда я брал частным образом уроки у джазового пианиста Дмитрия Болдыря, за что я ему очень благодарен. Он мне дал базу по основам джазовой импровизации. Еще я брал уроки основ композиции у замечательного самарского композитора Аллы Виноградовой.

Мое экономическое образование пригодилось мне для того, чтобы писать проекты в сфере музыки. Так получается, что раз в год пишу один, а то и несколько проектов, и реализую их, если побеждаю.

Что можно еще сказать про меня как творческую единицу? Когда наступила пандемия, у нас у всех появилось время. Это время я использовал для сочинения музыки. Поскольку музыкальных идей было очень много, я просыпался рано, брал инструмент, наигрывал, записывал, тут же я стал интересоваться гитарными процессорами обработки звука. В этом мне помог мой хороший музыкальный друг, соратник и продюсер Борис Ходош. Он продюсировал, искал и покупал мне музыкальные примочки. Вместе с ним мы собрали мой педалборд. Педалборд – это доска, где очень много гитарных эффектов. Каждый гитарный эффект – целый космос. На его освоение уходят месяцы. Мало купить примочку, надо еще понять, где ее место. Я думаю, знающие гитаристы меня поймут, о чем я говорю. Это целый творческий космос.

В итоге я создал свой уникальный звук, свой уникальный концепт. Я думаю, что это получилось. Это нравится мне, это нравится людям. Именно этот звук меня также вдохновляет на сочинение новых композиций.

Параллельно с этим всегда идет процесс сочинения новой музыки для «Волга-Фолк Бэнда». Это одно отдельное направление. Можно сказать, ради этого и создавался коллектив. У нас, кроме меня, пишет свои сочинения для ансамбля Александр Харитонов. Замечательный наш ударник, игрок на RAV VAST. Саша делает прекрасные аранжировки эстрадных композиций. Если говорить про уникальное звучание «Волга-Фолк Бэнда» – конечно, это Дмитрий Власенко, который создал целый пласт уникальных инструментовок для ансамбля. У него это получается очень хорошо.

«Волга-Фолк Бэнда» – это музыканты-солисты. Татьяна Полумордвинова и Марина Казарина – ведущие домристки Самарской губернии. Эдуард Панчугов – мультиинструменталист, он играет на домре и на электрогитаре, которая придает роковости в звучании нашего ансамбля. В программе, посвященной творчеству Виктора Цоя, которую мы подготовили на днях, основную тембральную краску несет именно электрогитара, как в свое время эту краску несла электрогитара Георгия Каспаряна.

Есть у нас в коллективе контрабас – эта такая большая балалайка. На ней играет изумительный музыкант Ринат Хабибуллин. Он сам по базе аккордеонист, поэтому с легкостью освоил татарскую и саратовскую гармони для музыки проекта «Волжский акцент».

Дмитрий Власенко – прекрасный баянист и инструментовщик. У него очень тонкий музыкальный слух и вкус. Безошибочно может подобрать интересную композицию для ансамбля так, чтобы она звучала действительно здорово.

«Волга-Фолк Бэнд» – это, конечно, Борис Ходош, наш продюсер, концертный директор и ведущий. Он с чувством юмора и с хорошей самоиронией ведет наши концерты. Развивать нашу концертную деятельность в Самарской области и решать общие вопросы нам помогает начальник нашего отдела Светлана Букина.

На первых порах нашим музыкальным консультантом был дирижер симфонического оркестра Георгий Клементьев, который заложил базу для вдумчивой репетиционной работы в дальнейшем.

Это еще Владимир Кошелев, который написал больше двух часов музыки для нашего коллектива: уникальную программу «Русь изначальная» и программу «Диалог времен», с которой мы гастролировали в рамках проекта «Волжский акцент». Коллектив сотрудничает с самарскими литераторами, самарскими актерами, хореографами, инструменталистами – это и скрипка, и тромбон, и баян, и аккордеон. Все ведущие голоса Самарской области работают с нами. В репертуаре  более 200 вокальных композиций, более 200 инструментальных композиций – колоссальный пласт музыки, которую нам интересно играть.

Еще раз повторю, что музыку Виктора Цоя мне очень приятно исполнять в нашем ансамбле. Я ее делал с большим удовольствием, перекладывал на звучание нашего ансамбля. Поскольку Виктор Цой – это и моя личная история. С раннего детства я знал все его песни наизусть. Мне была близка его философия.

Философия

Про мою философию отношения к музыке. Мое творчество в основе концептуальное: вначале лежит идея, и эту идею я стараюсь воплотить через звуки. Через звуки своего музыкального инструмента – балалайки, фортепиано, ансамбля народных инструментов. Ну, взять, допустим, такую композицию, как «Начало». Она входит в состав музыкальной программы «Театра одной балалайки».

Я представил, как все начиналось, как зарождалась жизнь. И этот образ, который возник у меня, дал мне толчок, импульс, вдохновение для создания музыки. И по этому же принципу я стараюсь работать при сочинении композиций. Если какой-то образ меня трогает, если он имеет глубину, то я перевожу его в звуки. Еще одним примером может послужить композиция, которая называется «Сибирская рапсодия». Она родилась под впечатлением от просмотра кинофильма «Сибириада» Андрея Кончаловского. Я заразился самой идеей, самой трактовкой этой монументальной картины, узнал там известную мелодию, тему Эдуарда Артемьева, и взял ее за основу для своей фантазии.

Или такой момент: началась пандемия – мы все испытали чувство неведомого страха, какой-то фатальности и угрозы для всего человечества. И под этим настроением у меня родилась композиция «Восхождение».

Как только меня что-то вдохновляет, то сразу же я беру инструмент и начинаю сочинять. Музыка для меня – это не просто набор звуков. Музыка для меня – это коды нашей идентичности. Взять наш славянский код, наигрыши наши фольклорные. Любой музыкант должен, прежде всего, интересоваться своим кодом, кодом своей нации, своей культуры. Поскольку я музыкант импровизационного склада мышления, я люблю играть и использовать в своих импровизациях незамысловатые наигрыши, которые мы все хорошо знаем. Такие, как «Барыня», «Камаринская». Потому что все это корневое, все это внутри нас.  Вот моя философия.

Люблю еще слушать и играть эстрадно-джазовую музыку. Там, где на первом месте идет ритм. Потому что ритм – это основа бытия. Пульс, пульсация. Пульсация времени. Пульсация материи, энергии. Все пульсирует, все в нас движется.

И музыка – она проявляет эту пульсацию. Если ты свободен, если ты наполнен смыслами, то ты эти смыслы будешь передавать людям. И люди будут также наполняться. И в этом есть свет и сила музыкального искусства. Передача смыслов и наполнение времени этими смыслами.

В 2024 году было две большие творческие гастрольные поездки. Сольно я ездил с «Театром одной балалайки» на выставку «Моя Россия» на ВДНХ. Мне там очень понравилось. Поиграл, пообщался с разными людьми, повстречались и знакомые музыканты. Потом с «Волга-Фолк Бэндом» мы съездили на Всемирный фестиваль молодежи в Сочи, где я познакомился с режиссерской группой арт-кластера «Таврида». Они меня привлекли для открытия своей интереснейшей художественной выставки. До сих пор, кстати, с этими ребятами контактирую.

«Волга-Фолк Бэндом» мы зажигали на одной из главных сцен этого фестиваля. Играли фолковую музыку в рок-обработке и исполнили «Небо славян». Я считаю, что эта музыка очень гармонично звучит на наших инструментах. Последнее время стал периодически выступать вместе с джазовым пианистом Андреем Беспаловым, играем в основном шедевры эстрадной музыки.

Фото: Ник Зимов

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Смр.Собака.ru – Династии и дети

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: