Коммерческий директор девелоперской компании и автор телеграм-канала «Иванова_про недвижимость» Мария Иванова уверена, что люди хотели бы совсем другого качества жилья, чем им предлагают застройщики, и аргументированно доказывает свою гипотезу.
Этот надоевший тренд на усыхание площадей начался лет десять назад после очередного рынкотрясения: примерно с 2015 года «однушки» съеживались с 50+ квадратов до сорока трех. И теперь застройщики настойчиво воспроизводят мелкие форматы и поют уже немного надоевшие песни о том, что именно они и нужны людям.
Это, разумеется, не так. И сейчас я расскажу почему. Начнем с того, что массовый спрос на маленькие квартиры формируют скорее не инвесторы, а «сохранители» сбережений – люди с повышенной тревожностью и небольшими сбережениями. Именно они, наслушавшись не очень позитивных новостей, сразу бегут сохранять свои деньги. Не заботясь анализом перспективы и выбором инвест-стратегий.
К сожалению, этот спрос все еще массовый. И именно он формирует у застройщиков иллюзию востребованности их стратегии воспроизводить мелкие форматы, чтобы продавать быстро с добавленной стоимостью.
Можно ли надеяться на то, что любители-сохранители поймут, что игры с «мелочью» не стоят свеч, и спрос на все эти варианты сокращается?
Конечно, да! Мне кажется, что изменение сознания – и рынка – произойдет уже в 2025 году. Недавно коллега из дружеского региона и хорошо знакомого мне жилого комплекса в приватной беседе рассказала: они сделали в первой очереди своего ЖК много студий, «инвесторы» их быстро скупили, отремонтировали, а сдать не могут. Потом спрос на студии в других очередях заметно снизился, а в последней секции они и вовсе решили от них отказаться. И это тот самый случай, когда локальный тренд имеет шанс размножиться.
Еще один аргумент в пользу моей теории: девелоперы дошли до предела «усушки» квартир. Следующий шаг – только уменьшение площади кухни до каких-нибудь пяти квадратов в расчете на то, что люди будут есть в ресторанах или заказывать готовую еду? На этой волне интересно наблюдать за разговорами о том, что все эти «лишние» метры на кухни и прочие мелочи можно заменить совместными общественными пространствами: холлами, лобби, общими прачечными и так далее. Но это придуманный тренд. Во-первых, потому что в столице, например, есть проекты с концепцией коливинга, малюсенькими квартирами и общими холлами «для жизни». Так вот, спрос на такой формат очень низкий: он привлекает только инвесторов-экспериментаторов и тех, кому нужна непродолжительная остановка. Жить в таких квартирах никто не хочет. Во-вторых, мы всей страной уже проходили подобный этап в тридцатые-пятидесятые годы прошлого века, когда советские архитекторы мечтали реформировать человеческий быт, строили квартиры-ячейки с гигантскими местами общего пользования, где люди должны были играть в теннис, шахматы и кататься на велосипедах. Это не залетело тогда, не полетит и сейчас: жертвовать личным ради общественного людям не нравится.
Но главное все-таки не только мои прогнозы: мы недавно проводили опрос людей, которые рассматривают для себя покупку жилья стандартного класса. Могу поделиться некоторыми выводами. Люди в своих запросах на характеристики своего выбора называют атрибуты, присущие более высокому классу жилья, и это уже факт. Например, треть опрошенных людей хотят, чтобы в их доме эконом-класса был общественный санузел на первом этаже и лапомойка для собак, а четверть хотят получить коворкинг, смотровую площадку и пит-стоп в паркинге.
И еще. Более трети опрошенных людей хотят купить квартиру площадью от 80 квадратов, а 41% настроен на покупку трехкомнатных – и больше – квартир. Почти четверть хочет иметь в квартире второй санузел, 16% мечтает о мастер-спальне, а подавляющее большинство людей считает, что в квартире должна быть гардеробная и кладовая.
Согласитесь, что привычный для многих застройщиков формат «крыша над головой» и квартирография с преобладанием маленьких квартир уже не могут обеспечить людям тот уровень жизни, на который у них есть запрос.
Все-таки сущность новостройки – это скорее улучшение качества жизни, а не обеспечение базовой потребности.
И хорошо, что конъюнктура рынка позволяет девелоперам повышать качество продукта и предусматривать классные решения, которые ожидают от жилья люди.
Фото: Дарья Мищенко
Комментарии (0)