Этим летом мать фотографов в стиле Vogue Саша Бунаева, которая давно завоевала доверие будущих мам всей страны и делится секретами профессии в собственной школе фотографии, покорила новую высоту и представила свою книгу «Выход в свет». Разумеется, мы не могли упустить такой повод поговорить с одним из самых известных фотографов Самары.
Давай начнем разговор издалека: что привело тебя в фотографию?
Фотография была моим увлечением со школьных лет. Без фанатизма: просто хобби. Сначала я рисовала, а потом появилась камера, и я начала снимать все подряд. И продолжала фотографировать до четвертого курса университета, когда поняла, что корпоративные экономические информационные системы – это не мое, поэтому работать по специальности я не буду. Просто решила, что не хочу сидеть с утра до вечера за компьютером – это скучновато. Да, со временем я поняла, что сидеть за компьютером все-таки придется, потому что это очень важная часть работы фотографа, но в тот момент, когда принимала решение стать фотографом, мне казалось, в этой сфере будет больше романтики. Тем более, навыков в других областях у меня не было, а мои фотографии хвалили друзья, знакомые и даже институтские преподаватели.
А когда ты сказала сама себе: «Ну, теперь ты точно фотограф»?
Я хорошо запомнила два момента. Это одна из моих первых съемок, за которую я получила целых пятьсот рублей: мы с одной знакомой пошли в осенний парк, разложили пикник и подбрасывали в воздух желтые листочки. И момент, когда мне начали заказывать свадьбы, потому что именно это и стало окончательным переходом в профессиональную лигу. Хотя, должна признаться, свадьбы у меня получались не очень: моим наставником был дедушка, который снимал свадебные праздники лет сорок, и отличался немного морально устаревшими, скажем так, взглядами, и безнадежно отставал от трендов даже того времени.
А насколько твоя сфера, вообще, зависит от трендов? Что сегодня важнее для фотографа: умение выстроить кадр или способность разбираться в тонкостях маркетинга и личного бренда?
Я скажу так: маркетинг и брендинг всегда имели значение. Даже если мы посмотрим на историю фотографии, увидим, что уже во второй, например, половине XIX века нужно было заниматься нетворкингом и снимать известных людей того времени, чтобы стать популярным и востребованным. И спустя сотни лет ничего не изменилось. А что касается умения построить кадр – его сегодня уже не хватает. Потому работа фотографа начинается еще до того, как ты начал его строить: если мы говорим про постановочный портрет, к клиенту нужно идти с концепцией, идеей и готовым образом. А так как в гардеробе может и не оказаться – и чаще всего не оказывается! – вещей, которые нужны для реализации идеи, нужно помочь человеку их найти. А еще нужно решить вопросы с макияжем, укладкой и прочими мелочами. И только потом строить композицию. Раньше на это обращали меньше внимания, поэтому все студии были оформлены в стиле «Елка в Версале», а герои фотографировались в тапочках или носках.
У тебя нет желания открыть для себя новые направления, кроме постановочного портрета?
Прямо сейчас у меня в самом разгаре небольшой творческий отпуск, который я взяла, чтобы найти новое направление. Пока я экспериментирую с креативом и модой, снимаю мужские портреты, но, хоть и решила немного отдохнуть от беременных красавиц, пока по-прежнему работаю с постановочным художественным портретом.
А как, вообще, получилось, что ты начала снимать беременных девушек?
Все просто: я забеременела. И обнаружила, что у будущих мам есть отдельная ниша на рынке. И знаешь что: до того, пока я сама не начала готовиться стать матерью, немного боялась, когда ко мне на съемку приходили беременные женщины: я не знала, что с ними делать, и не понимала, чего они от меня хотят. После беглого изучения ниши «беременной фотографии» я поняла, что текущие тренды и предложения меня категорически не устраивают. Не хотелось сидеть в платье-облаке возле искусственного камина с искусственным букетом в руках и обнимать медведя. Мне хотелось минимализма, чтобы фотографии были похожи на кадры, которые снимали для обложек 90-х, на которых было много беременных икон стиля тех времен: Дэми Мур, Синди Кроуфорд и Клаудия Шиффер. Мою концепцию «Фотограф в стиле Vogue» трудно назвать суперновым трендом, но, как показало время, она пришлась по вкусу не только мне. После того, как я начала выкладывать фотографии, которые сделал для меня мой друг Леша Фролов, в личку стали приходить подруги и знакомые с запросом: «Я тоже так хочу!» Я поняла, что поймала настроение, начала развивать эту стилистику и она «выстрелила». Так что можно сказать, что я стала одной из первых, по крайней мере, в Самаре, кто предложил девушкам концепцию «глянцевой обложки».
«Выстрел» получился таким громким, что ты даже открыла свою школу фотографии! Это случилось потому, что ты поняла, что готова делиться знаниями, или это часть плана по развитию личного бренда?
На первом этапе можно было говорить о плане: тогда я еще преподавала вживую, ездила с мастер-классами и подавала себя как фотографа, который преподает, – это повышало мой статус в глазах клиентов. Но преподавание с самого начала было интересно мне как процесс. К тому же это отличный способ масштабировать свои идеи: если сама я смогу отснять – и сделать счастливыми – тысячу, предположим, людей, мои ученики смогут многократно увеличить эту цифру. И да, я хочу, чтобы в мире было больше фотографов, которые снимают красиво, умеют работать со светом и придумывать интересные концепции съемок.
О чем твоя книга?
О том, как я шла к своей мечте: через тернии к звездам. О разных событиях в моей жизни: от позитива до негатива. Обо всем, что помогло мне подняться туда, где я нахожусь сейчас. И куда даже не мечтала подняться. В этой книге я максимально честно старалась описать свои ошибки на каждом этапе пути и рассказать о сложностях, с которыми мне пришлось столкнуться, факапах, которые неизбежны на пути к мечте, и личных обстоятельствах – без купюр. Как я поняла, что нет смысла сидеть на попе ровно и ждать, когда все поймут, что ты великий художник, и начала активно грести лапками.
А что подтолкнуло тебя к решению записать свой опыт и поделиться им в формате книги?
Потому что я еще не делала этого: мне показалось, что это интересный способ взаимодействия с аудиторией. Понятно, что я могла рассказать свою историю в соцсетях в формате постов и сториз, но мне хотелось большего. Решила, что достигла определенного этапа, когда мне уже есть чем поделиться с читателями.
А для кого ты писала «Выход в свет»? Книга будет интересна только фотографам и тем, кто планирует попробовать себя в этой роли?
Мне кажется, она будет интересна всем, кто работает в нишах, которые связаны с творчеством и красотой: визажистам, стилистам или рилзмейкерам. Потому что проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, во многом похожи. А еще книга будет полезна всем, кто строит личный бренд и думает, как найти клиентов в соцсетях, потому что я рассказываю, как искать свою нишу, как работать с контентом и справляться с хейтом – этому посвящена отдельная глава. А чтобы закрепить знания, я добавила после каждой главы практические упражнения.
А есть ли смысл сегодня начинать карьеру фотографа, если нас всех заменят нейросети? Не боишься, что в какой-то момент девушка просто будет говорить: «Окей, сеточка, вот тебе селфи, сделай мне огненный фотосет!»
Не боюсь! Мы обсуждали это с коллегами, когда начался нейросетевой бум, и пришли к выводу, что нам не стоит бояться. Просто потому, что фотосессия – это не только красивая картинка. Это опыт! И прелесть в том, что ты этот опыт переживаешь: тебя красят, ты преображаешься, волосы развеваются на ветру, свет студийный, как на голливудской площадке, и ты ощущаешь себя актрисой или топ-моделью. Это не просто памятное событие, но и очень эффективный способ «законсервировать» немного времени, когда ты счастлив. Нейросеть такого не даст. Почему я и считаю, что быть фотографом – это классно. Эта профессия дает возможность реализовать себя в творчестве, познакомиться с интересными личностями и дарить людям счастье.
Фото: Наталья Бакаянова
Комментарии (0)