Поговорили с руководителем управления ресторанного бизнеса Яндекс Еды и Деливери Александрой Артюшкиной про отличия самарского рынка доставки, любимых блюдах самарских гурманов и перспективах регионального гастротуризма.
Как давно Яндекс Еда работает в Самаре? Сколько ресторанов и магазинов сейчас подключено?
Мы запустились в Самаре в сентябре 2018 года, на старте мы работали с 60 заведениями, а сейчас их уже больше 1500. Мы активно развиваемся в регионе, поэтому планируем подключать еще больше партнеров и развивать офлайн-сценарии.
Как отличается рынок доставки в регионах от Москвы и Санкт-Петербурга? Какие особенности есть в регионах? Как они влияют на рынок?
В регионах интерес к услуге доставки постоянно растет — заказы в некоторых городах выросли кратно за 2024 год. Совокупно в сервисах Яндекс Еда и Деливери почти половина всех заказов приходится на регионы. Связываем это с тем, что доставка все больше проникает в жизни людей и становится даже привычкой. Важно понимать, что раньше доставка была событийной услугой, ее делали по особым случаям: на день рождения, корпоратив и по другим поводам. Теперь же доставка стала привычной частью рутины, которая просто помогает экономить время. Особенно быстро такая трансформация произошла в столицах, а сейчас мы наблюдаем это и в регионах.
Какие основные тренды на рынке доставки можно выделить?
В Яндекс Еде мы выделяем несколько ключевых трендов в сегменте доставки из ресторанов. Во-первых, мы наблюдаем рост интереса к доставке у более молодой аудитории (71% пользователей доставки – молодежь до 35 лет), для них доставка — это уже сформировавшаяся привычка. Во-вторых, видим растущий интерес к категории завтраков: пользователи начали чаще заказывать в доставке горячий кофе. За последние два года спрос на завтраки в Яндекс Еде вырос на 40% – заказывать их становится новой нормой для жителей больших городов. Наверно, не секрет, что чаще всего на завтрак выбирают выпечку. На горячие напитки в доставке спрос тоже растет – это общая тенденция, которая заметна и в Самаре. Так, в октябре этого года самарцы заказывали кофе в полтора раза чаще, чем в январе. Большая часть заказов приходится на вечер, поэтому скорость – то, на что пользователи ориентируются в первую очередь, часто она становится важнее стоимости доставки. Особенно много заказов в это время бывает по пятницам и средам.
Есть другие общие тренды, которые проявляются в Самаре? И, наоборот, есть ли какие-то тенденции и особенности потребления, которые отличают Самару от других городов?
Немногие задумываются, но самый популярный товар в доставке – это соус, он есть почти в каждом заказе, здесь Самара не исключение. Конечно, есть и традиционные сезонные всплески, например, рост спроса на блины на Масленицу или на мороженое в жаркие месяцы – здесь города во многом похожи. Но, как и везде, в Самаре есть свои региональные особенности. По сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, в Самаре сильнее растет спрос на шашлык и на хот-доги – почти в 2 раза с января по октябрь этого года. Из интересного мы видим, что больше четверти заказов приходится на местные заведения и сети – очень высокий показатель для крупного города. Это значит, что самарцы любят локальные заведения и блюда, часто делают выбор в пользу них. В каждом городе проявляются свои национальные особенности, неудивительно, что в Самаре особое отношение к рыбным блюдам, все мы знаем рыбацкую похлебку, карасей в сметане, запеченного судака, волжских раков.
Как проходит выбор заведений для раздела «Куда сходить» и на каких алгоритмах построена работа этого раздела? Есть ли заведения, которые выбирают чаще всего: например, роскошный ресторан или небольшое кафе?
Раздел «Куда сходить», с помощью которого пользователи могут выбирать заведения для посещения, появился в приложении Еды в начале 2024 года. В нем собрана информация о более чем семидесяти пяти тысячах ресторанов и кафе — это порядка 80% от всех заведений в стране. Выбрать подходящее заведение помогают персональные рекомендации от нейросети и фильтры: они выделяют места по виду кухни или, например, по типу заведения.
Летом мы добавили возможность делать подборки – «Коллекции». По нашим данным, 67% пользователей выбирают рестораны и кафе по рекомендациям знакомых, и мы подумали, почему бы не сделать инструмент, чтобы это было удобно хранить в одном месте. В «Коллекциях» пользователи могут сохранять рекомендованные заведения, создавать собственные списки ресторанов и делиться ими с друзьями.
По нашим данным, как минимум каждый десятый житель Самары хотя бы раз заходил в раздел «Куда сходить». Чаще всего, конечно, пользуются фильтром «Рядом», по которому можно посмотреть ближайшие заведения. В ленте с ресторанами еще есть материалы нашей редакции «Открытая кухня». Там можно найти тематические подборки: где завтракать в Самаре, пивные рестораны или список мест, которые нужно посетить, если хочется устроить гастрономические выходные. Например, поужинать редакция рекомендует в ресторане «Beerократия», там выдающийся выбор пенного и локальных блюд: хе из волжского судака с пикантным луком и свежей кинзой, волжская уха на карасях, вишневый бещевский пирог.
На каких направлениях сервис планирует сфокусироваться в ближайшее время? Есть ли какие-нибудь планы по развитию направления в Самаре?
Мы стремимся стать сервисом, с помощью которого люди могут закрывать любые свои потребности в еде: не только заказать продукты или доставку готовой еды, но и теперь выбирать ресторан для посещения. Мы будем заметнее в регионах, в том числе с помощью маркетинга, больше брендировать локации, участвовать в гастрономических мероприятиях в городах. Например, этим летом мы стали партнером фестиваля «Волжские сезоны»: тогда самарцы могли попробовать блюда с локальным продуктом не только в ресторанах-участниках, но и заказав доставку из раздела «Волжские сезоны».
Будем запускать и локальные маркетинговые кампании. Например, сейчас мы завершаем совместный проект с большим партнером, где мы разработали специальные позиции в категории «пицца» для пользователей в Самаре.
Мы видим ценность и в сотрудничестве с культурными организациями. Этим летом Яндекс Еда стала партнером выставки в самарском филиале Третьяковской галереи. В коллаборации с бренд-шефом Марком Стаценко команда шефов переосмыслила блюда с картин из коллекции галереи. Их можно было попробовать в трех ресторанах города или сделать заказ в нашем приложении. Мне очень нравится этот проект, постараемся чаще запускать что-то подобное.
На что чаще всего жалуются клиенты? Как вы «чините» процессы?
«Чиним» все, конечно, с помощью технологий. Чаще всего мы получаем обратную связь по теме скорости доставки и самих блюдам и товарам. Как я уже говорила, пользователи больше всего ценят свое время и, соответственно, скорость доставки. Для тех, кто готов немного доплатить, мы сделали тариф «Приоритет», тогда заказ приезжает быстрее. А для тех, кто, наоборот, хочет сэкономить, подсвечиваем в приложении разные лайфхаки: предзаказ, самовывоз и другие. К вопросу о технологичности доставки, мы постепенно увеличиваем число наших роботов-доставщиков. Нам видится, что в ближайшие годы они могут стать незаменимыми помощниками в периоды повышенного спроса в любых погодных условиях.
Как вы видите развитие своего рынка? Чего ждать нам, потребителям: появления ресторанов от Яндекса, замены курьеров на роботов или каких-то других нововведений?
Хочется сказать, что ждать стоит только лучшего (смеется). По нашим оценкам, рынок будет только расти, особенно в регионах. С развитием гастрономии в городах появится больше заведений с локальной кухней и блюдами по аутентичным рецептам, а вместе с этим будет развиваться и региональный гастротуризм. Появления ресторанов от Яндекса точно не планируется, как и полной замены курьеров, а рободоставка уже практически часть нашей реальности, в Москве мы расширяем районы ее присутствия, подключаем новых партнеров. Ну а кроме доставки, мы будем активно заниматься нашим разделом «Куда сходить», чтобы закрывать потребности пользователей еще и в офлайне.
Фото: Марина Немцева
Комментарии (0)