Управляющий директор ГК «Рики», героиня премии «Женщины меняют Петербург», которую вместе с ювелирной компанией MERCURY проводит редакция «Собака.ru», рассказывает о проектах компании: анимационном блокбастере «Финник» (почти полмиллиарда в прокате!), запуске лейбла Riki Music, NFT-Смешариках (в коллаборации с Мишей Most!) и грядущих съемках первого полнометражного игрового фильма «Малышарики» (со взрослыми звездами!).
Петербург — город суровый, с нордическим характером, но именно здесь рождаются самые популярные мультфильмы. Как так получается?
Мне кажется, наша команда компенсирует недостаток солнца и тепла в своей работе: поэтому анимация «Смешариков», «Финника» и других наших проектов такая красивая, яркая и теплая. Ну а если без шуток, то мы понимаем ответственность (и гордимся!) — на наших мультфильмах воспитывается уже несколько поколений.
Кстати, факт: в этом году ГК «Рики» отметит 20 лет. Что думаете о 2023-м?
Я экологичный гендир и трезво смотрю на жизнь, воспринимая наше время как период огромных возможностей. 2022-й, несмотря ни на что, оказался успешным для нас. Индустрия развивается бешеными темпами, и у нас большие амбиции. Надеюсь, мы воспользуемся этой ситуацией правильно.
Праздновать будете?
К юбилею ГК «Рики» сделаем выставку, выпустим книгу и документальный фильм, запланировали несколько коллабораций. А в феврале запустили дизайн-конкурс с ВКонтакте: работа победителя примет участие в специальной серии «Смешариков», а имя автора появится в титрах. Премьера осенью. Участвуйте!
Что вы сами смотрели в детстве?
Конечно, советскую классику: «Ну, погоди!», «Аленький цветочек». Все эти мультики добрые, со смыслом. В анимации нашей студии тоже есть глубина: например, в «Смешариках» мощная философская составляющая, любимая даже взрослой аудиторией. Герои говорят о поиске смысла жизни, романтике первых чувств.
Как вы оказались в анимационной среде после работы финансистом в строительной сфере?
Пятнадцать лет назад, когда я пришла в компанию финансовым аналитиком, у меня еще не было ребенка и я ничего не знала про «Смешариков». Но для меня всегда было важно смотреть на все с точки зрения бизнеса: важны производственный процесс и цифры. Если хорошо разбираешься в финансах одной отрасли, то быстро переквалифицируешься. Конечно, строительство крупных объектов и производство мультипликационной серии — разные вещи, но анимация меня захватила.
Не каждый финансист справится с управлением творческой командой!
Мне помогла осознанность! А еще я люблю глубоко разобраться во всех процессах. Если я занимаюсь проектом, мне нужно понимать, кто за ним стоит и как он создается — важна причинно-следственная связь. Вот он, ключ к успеху! Кроме того, у меня есть железное правило: я никогда не лезу в творчество. Считаю, что должен быть четкий водораздел между креаторами и управленцами.
Кажется, не все финансисты такие!
Может, это и правда личностный фактор. Ну и сейчас без цифровизации никуда. Эджайл, скрам, канбаны — у нас внедрены все современные методики управления. Я сама прошла курс по agile и scrum-методологии в Сколково, — мне хотелось разговаривать с проектными менеджерами на одном языке.
Вам ведь еще и с детьми надо разговаривать на одном языке! Тут эджайл вроде бы не помогает.
Но помогают профессиональные психологи и методисты! Именно их мы привлекли к участию в работе над нашим проектом «Малышарики»: они проверяли каждую серию, ведь материал должен был быть идеальным для аудитории от 0 до 4. Анимацию ГК «Рики» смотрят дети буквально всех национальностей. Как вы адаптируете контент? Все-таки мы все очень разные. Скажу честно: только у «Смешариков» ментальность российская. Очень тяжело объяснить детям в других странах философию этого проекта! А вот «ДиноСити», «Тима и Тома», «Бодо Бородо» везде находят своего зрителя. При этом «Смешарики» сохраняют верхние позиции рейтинга популярности! А еще «Фиксики» — они входят в топ-10, по данным Mediascope.
Как сейчас общаетесь с западными партнерами?
Многие партнеры занимают выжидательную позицию, но просто так разрушить многолетние связи никто не может. Мультфильмы, выпущенные ГК «Рики», показывают в 160 странах, на новые сделки мы не выходим, но сложившиеся отношения сохраняем.
Вы говорили, что «Финник», который побил рекорды по сборам в России, создавался из расчета на международный рынок. Получилось?
Мы отлично понимаем: нам есть куда стремиться и расти, чтобы уровень нашей анимации был сопоставим с качеством Pixar. И в «Финнике» мы почти приблизились к этому уровню вплотную! Он стал проектом, любимым многими, — у него 2 миллиона просмотров в России и СНГ, а сборы превысили 460 миллионов рублей.
Как у выпускника Сколково не можем не спросить у вас о дорожной карте: как выстраивается рабочий процесс анимационного проекта?
Когда команда только приступает к разработке, начинается мозговой штурм: творцы изучают сказочных персонажей, востребованных на рынке, собирают референсы — так рождаются первые образы. Затем персонаж отрисовывается, перерисовывается, «переживает» несколько брейнстормов. Вот, например, Финник — домовой. Но ведь задача — сделать не просто новую версию любимого домовенка Кузи, а нарисовать абсолютно другое создание. Поэтому Финник — зеленый, харизматичный, вредный, с характером. В деталях я вам процесс не опишу, не моя компетенция, но процесс долгий. Например, одежду девочки Кристины перерисовывали раз 10, пока не пришли к идеальному варианту. В итоге полный метр команда делает три-четыре года: анимация создается дольше кинофильма! А на девелопмент уходит от 9 до 12 месяцев.
Четыре года! Мы бы хотели увидеть сиквел «Финника» уже завтра!
А мы как раз прорабатываем сценарий сиквела. Да, вам придется подождать, но надеюсь, оно того будет стоить! Еще один проект в работе — «Малышарики». Это будет наш первый полнометражный игровой фильм: мы совместим компьютерную анимацию и видеосъемку. Не стану спойлерить актерский состав, но это будут звезды. А одним из режиссеров станет Оксана Бычкова, автор культового «Питер FM».
Вы не первый раз приглашаете медийных людей: в озвучке «Финника» участвовала Ида Галич.
Это общий тренд: помимо качества, анимации нужно придать огласку. Выбираешь правильных актеров озвучивания — находишь отклик в сердцах у аудитории.
Что скажете о перспективах анимации в России?
Нельзя останавливаться — надо развиваться. Обогнать мы не можем, но догнать западных мейджоров на своем же рынке нам под силу.
Говорят, есть проблема со сценаристами…
Да, есть такое. Но к счастью, у нас пул своих талантливых авторов, с которыми мы работаем очень давно. Например, «Смешарикам» исполняется 20 лет, и к этой дате мы выпустили серии по сценариям легендарного Алексея Лебедева, автора половины выпусков. Такой вот подарок нашему фан-сообществу.
Как в анимации с визионерством?
Аудитория, к которой мы стремимся, — 12+, взрослая и более требовательная. И мы должны быть на два года впереди трендов, чтобы завоевать ее внимание. Дети быстро меняются. Мы, например, анонсировали музыкальное продюсирование — запустили свой лейбл Riki Music, будем сотрудничать с артистами, которые работают на подростковую аудиторию. Прошлым летом выпустили на платформе Chiko&Roko NFT-Смешариков, нарисованных стрит-артхудожником Мишей Most.
Каким вы видите место ГК «Рики» в Петербурге будущего?
Мы продолжим вносить свой вклад в городскую экономику! А еще нам важно, что именно в Петербурге мы развиваем масштабный креативный кластер и формируем культурный код города. Исторически наша компания разделена надвое: в студии «Петербург» рождаются «Смешарики», «Финник» и «Малышарики». А родина «Фиксиков» — Москва, студия «Аэроплан». Так что будем поднимать индустрию анимации в обоих городах.
Звучит так, как будто вам может иногда не хватать времени на себя!
Я, как корабль, могу идти только вперед. И у меня могут быть любые обстоятельства, но за мной команда. Тут телефон не отключишь и дверь в кабинет не закроешь. Но, конечно, я соблюдаю баланс личного и рабочего. Сейчас увлеклась историей дома Романовых и подписалась на цикл видеолекций. Могу бесконечно ходить в Мариинский и Михайловский. Для работы изучила еще одну программу в Сколково — «Стратегическое лидерство». Полезно, рекомендую.
В Сколково знают, где вы работаете?
Когда узнают, все сразу начинают улыбаться и вспоминают «Смешариков»! Хотя мы уже давно не только «Смешарики», а еще десятки мультгероев.
Можем только сделать вывод, что в Сколково учится ЦА «Смешариков»! А ведь в вашем портфеле 15 проектов.
Да, у ГК «Рики» за 20 лет сформировался огромный пул проектов: две анимационные студии, продюсерский центр, детское издательство, театр-студия по организации праздников, департамент креативных разработок и видеопродакшн-компания. И все это заслуга большой команды, в ней сейчас 400 человек. Кстати, мы стали кузницей кадров для всей индустрии, наши сотрудники работают во всех анимационных компаниях страны на топовых позициях.
Текст: Анна Сметанина
Фото: Яна Давыдова
Стиль: Эльмира Тулебаева
Ассистент стилиста: Максим Лященко
Визаж и волосы: Полина Панченко
Свет: Максим Самсонов Skypoint
Обо всех героинях премии «Собака.ru» и ювелирной компании Mercury «Женщины меняют Петербург 2023» читайте здесь.
Комментарии (0)