В середине «нулевых» молодой выпускник престижного частного вуза вернулся в Россию из Америки, где прожил почти всю жизнь, чтобы стать музыкальным промоутером. В итоге его компания Z-Concert меньше чем за десять лет превратилась в крупнейшего в стране концертного оператора, организовав под ключ более тысячи выступлений.
Вы уехали в Америку в перестройку?
Да, мы с родителями перебрались в Америку в 1990-х, когда мне было шесть лет. Я очень им благодарен за то, что они никогда не стремились меня тотально американизировать. В те времена многие эмигранты, за что-то обиженные на свою страну, запрещали детям говорить по-русски, чтобы перечеркнуть прошлое. Но без прошлого нет будущего. Мы никогда не называли себя эмигрантами, не отказывались от российского гражданства, у меня никогда не прерывалась питерская прописка. Для меня это важно: я неразрывно связан с этим городом, моя семья живет в Петербурге уже четыре поколения, мой прадедушка погиб в первые дни обороны Ленинграда. Я рос, не отрываясь, насколько это было возможно, от русской культуры: смотрел фильмы на кассетах, читал книги, каникулы мы всегда проводили в России. При этом я с первого класса учился в американской школе, получил там высшее образование — у меня сформировался западный алгоритм мышления, который очень помогает в делах. Главная проблема российского бизнеса в том, что все всегда чего-то боятся, у всех цель максимально быстро получить отдачу. У нас же нет задачи быстро заработать стартовый капитал и уехать жить в Испанию или Лос-Анджелес. Мы собираемся работать на этом рынке пятьдесят лет минимум, никуда не денемся и построим сильную промоутерскую компанию, которая будет концертным оператором сотни российских артистов.
Почему вы решили вернуться?
Я приехал на стажировку в московское рекламное агентство и понял, что Россия — это мое, я хочу здесь жить, хочу здесь развиваться. Закончив образование в Америке, я вернулся в Петербург.
На тот момент рынок концертного промоушена был уже сформирован.
Я начал с того, что взял список ресторанов, где потенциально могут проходить концерты, и начал их объезжать. Вариантов ответов было два: «Нам это неинтересно, люди к нам и так ходят» и «Мы уже с кем-то работаем». Наконец я нашел людей, которые в меня поверили. Предложил «Ленконцерту» беспроигрышный вариант: я делаю у них мероприятие за свой счет, и если оно им не понравится, они могут мне не платить. Если же все пройдет успешно, они оплачивают концерт и я становлюсь их постоянным консультантом на аутсорсинге, за довольно скромный ежемесячный гонорар я и три моих сотрудника возим им артистов по максимально выгодным тарифам. Мне тогда было двадцать два года, и это был совершенно необдуманный шаг с моей стороны. Сейчас, зная риски и людей, с которыми приходится пересекаться по роду деятельности, я понимаю, как мне повезло попасть на порядочных партнеров, которые не воспользовались моим предложением как возможностью сделать бесплатное мероприятие, просто сказав: «Что-то рыжий уже не тот…». Постепенно я начал работать не только с «Иксами», но и с другими площадками. Первый концерт мы провели в октябре 2007 года, а уже к лету плотно сотрудничали с сетью Ginza Project. На сегодня в своем сегменте — а мы работаем преимущественно с популярными российскими исполнителями — мы действительно номер один, по количеству концертов опережаем всех операторов в стране, у нас каждые выходные проходит пять-шесть выступлений. При этом у меня есть четкое понимание, что с момента, как артист выходит из своего дома, чтобы ехать на концерт, он мой гость и я несу за него полную ответственность. Главное для нас — сделать качественное мероприятие, а экономически выгодным оно получается за счет того, что мы исключаем подрядчиков: у нас собственные транспортный парк и турагентство, а номера в отелях мы выкупаем по тысяче в год по цене намного ниже рыночной. В скором времени приобретем долю в радиостанции, чтобы иметь свой канал продвижения, сейчас активно ведем переговоры на эту тему с несколькими холдингами.
На кого вы ориентируетесь в бизнесе?
На Западе есть очень крупная компания Live Nation, оператор практически всех известных артистов по всему миру. Они формируют большой, на двести концертов, тур какой-нибудь звезды, например Робби Уильямса, и становятся эксклюзивным поставщиком данного артиста публике. Мы сейчас пристально рассматриваем возможности внедрения такой масштабной схемы в России, чтобы выкупать у артиста двести, триста концертов и становиться его эксклюзивным представителем.
Кризис на вашу индустрию повлиял?
Шоу-бизнес в России все еще находится в зачаточной стадии, поэтому даже кризис не сильно его коснулся. Шнуров все равно один. Это в Америке, если хотите послушать кантри, вы включаете станцию кантри и слушаете топ-100 исполнителей в этом жанре, причем все они узнаваемы и продаваемы. У нас такого нет. Если вы в России хотите послушать аналог Бритни Спирс, у вас есть только один выход: вы слушаете Нюшу. Душа просит веселого эпатажного балагана с матом — идете на «Ленинград». Хочется «дорохо-бохато» — зовете Меладзе. Если цель подчеркнуть свой статус, приглашаете Лепса. Если вам не нравится Лепс — и такие люди тоже бывают, — вы зовете Стаса Михайлова. В каждом жанре у нас довольно ограниченный выбор, поэтому кризис на нашей индустрии не сильно сказался. Я звонил группе «Руки вверх!», у них на все лето есть одна свободная дата. У IOWA нет дат до августа. У Егора Крида все лето забукировано.
Почему вы работаете только с российской эстрадой?
Мы работали с зарубежными артистами, но все-таки это не наша специализация. Мы хотим быть лидерами в сегменте, работать с топовыми исполнителями. Я прекрасно понимаю, что пройдет очень большой промежуток времени, прежде чем мы сможем пригласить Робби Уильямса и Бритни Спирс, а работать, условно говоря, с Haddaway нам неинтересно.
Какими мероприятиями вы гордитесь?
Концертами, которые делаем в БКЗ «Октябрьский» без всякой прибыли для пенсионеров разных муниципальных округов, билеты на них распространяются через собесы. Сегодня у нас выступают Екатерина Шаврина и группа «Верасы», 10 и 11 мая — Иосиф Кобзон. До этого много раз работали Игорь Николаев, «Доктор Шлягер», Алена Апина, Александр Марцинкевич. Этим проектом мы гордимся больше всего, потому что это наш способ сделать что-то приятное достойным людям Петербурга: ветеранам, блокадникам. Мы все им очень обязаны.
Текст: Виктория Пятыгина
Фото: Алексей Костромин
Благодарим отель W St. Petersburg и лично Александру Слесареву за помощь в организации съемки и интервью
Комментарии (0)