В Венеции проходит один из самых важных мировых арт-форумов: герои «Собака.ru» и арт-дропа «Коллекционировать искусство» рассказали нам, чем их удивила (и не очень) Венецианская биеннале в этом году.
Кристина Березовская, основатель галереи искусств KGaller
Это не первая ваша Венецианская биеннале? Какая вам запомнилась, и что вы думаете о проекте Андриано Педрозы «Чужестранцы повсюду»?
Я была уже, кажется, на четырех биеннале. И надо отдать должное, что каждый раз они максимально отражают обстановку в мире, проблемы, которые озвучивает и ООН, и непосредственно итальянское правительство. В этом году куратор биеннале Адриана Педроза, являясь выходцем из страны третьего мира, выбрал основной темой чужестранцев.
Чьи национальные павильоны произвели большее впечатление? Почему?
Считала всеобщее удивление тому, насколько последовательно и все павильоны, и все художники прислушались к главному сообщению — искусство чужестранцев и третьего мира было везде. Стоит отметить, что вообще не вспомню проекты, которые хоть как-то обходили эту тему. Везде был примитивизм. Меня это расстроило, потому что подать тему искусства развивающихся стран можно по-разному. И это можно сделать более тонко. В этот раз Германия была в числе моих фаворитов: у немцев вообще комплекс отличника — их павильон был сочетанием абсолютно всего необходимого. Это и иммерсивное включение с живыми актерами, и серьёзный видеомэппинг...
Стоит отметить, что многие обратили внимание, что работы низкого качества. Это касается и основного павильона, и павильонов отдельных стран. И человеку с определенным уровнем насмотренности довольно сложно было. Среди достойных работ удалось встретить только творения Фриды Калла.
Какие проекты из параллельной программы вы успели посетить?
В этот раз параллельная программа меня порадовала. Главный фаворит — это Fondazione Prada, они сделали невообразимую инсталляцию. В последнее время эта институция особенно не блистала своими экспозициями, а тут, спустя несколько лет, они «жахнули» что-то совершенно невероятное. Суть — это попытка задаться вопросом и обратить внимание, во что превращается культурно-исторический город Венеция после пережитых и проживаемых до сих пор толп туристов.
Какие неожиданные встречи произошли на биеннале?
В этом году биеннале порадовала своими посетителями: такого количества ярких, молодых и необычных людей я давно не встречала. У меня создалось впечатление, что я на неделе моды в Париже или в Милане.
Если говорить о персоналиях, то была рада встретить художника Жюльен Крёзе. Он оформил и был главным художником павильона Франции, который, кстати, очень многим запомнился своей жизнерадостностью. И тем, что его поддерживал модный дом Chanel.
Христина Отс, руководительница кураторского отдела Центра Art & Science ИТМО, куратор международной студии Splaces
Это не первая ваша Венецианская биеннале? Какая вам запомнилась, и что вы думаете о проекте Андриано Педрозы «Чужестранцы повсюду»?
Это не первый мой визит на Венецианскую биеннале, но это посещение отличалось, потому что я приехала на предварительное открытие. Предоткрытие насыщено мероприятиями, включая открытия павильонов, презентации программ и встречи с художниками.
Проект «Чужестранцы повсюду» продолжил серию биеннальных проектов последних лет, построенных на деколониальной идее. На мой взгляд, самое интересное в кураторском подходе Адриано Педросы – это исследование опыта аутсайдеров. Выставка преимущественно состоит из художников «Глобального Юга».
Чьи национальные павильоны произвели большее впечатление? Почему?
Как куратор научно-технологического искусства, я, конечно же, с особым интересом наблюдала за тем, как павильоны работают с новыми медиа. К моему удивлению, в этом году я практически не встретила примеров работы с технологиями. В этом контексте меня особенно заинтересовал проект I Will Follow the Ship художника Мэтью Аттарда в рамках павильона Мальты. Проект представляет собой повествование, в котором прошлое и настоящее переплетаются с помощью цифровых технологий.
Среди художников основного проекта, кто вам запомнился?
В этом году меня особенно заинтересовали художники, исследующие вопросы идентичности в контексте практики перформанса. На выставке основного проекта было большое количество видеодокументальных перформансов, расположенных в отдельных залах. Художники «Глобального Юга» привнесли в Венецию множество неизвестных западному человеку практик. Среди перформансом мне особенно понравился проект суданского художника Ахмеда Умара, воспроизводящего традиционные свадебные танцы, характерные для мусульман.
Ярким для меня высказыванием стал проект Бушра Халили – французско-марокканской художницы, исследующей аутсайдеров как людей без гражданства. Проект Халили «Картографическое путешествие» – серия из 8 проекционных экранов в отдельном зале, на которых представлены воспоминания людей, вынужденных переместиться из своего родного региона.
Какие проекты из параллельной программы вы успели посетить?
Посетить я успела, конечно же, многое, но особенно запомнились мне два проекта. Первый «Когда солидарность — не метафора» был создан куратором Наташей Петрешин-Бахелез. В выставке сделан акцент на простых жестах и повседневных практиках, помогающих осознать опыт глобальной нестабильности.
Другой проект был создан моим любимым фондом LAS. Это некоммерческая берлинская площадка, которая поддерживает художников, работающих с art, science & technology. Проект Жозефы Нтьама представляет собой непереводимую игру слов «swell of spæc(i)es», в которой художница подчеркивает то, насколько пространства нашего мира принадлежат всем видам, а не одному человеку.
Елизавета Менис, директор учебного центра искусства и науки
Это не первая ваша Венецианская биеннале? Какая вам запомнилась, и что вы думаете о проекте Андриано Педрозы «Чужестранцы повсюду»?
Это уже четвертая биеннале для меня. Стала следить за этим событием после первой поездки в 2017 году. Тогда меня абсолютно потряс проект Дэмиена Хёрста «Treasures From the Wreck of the Unbelievable». Забавно было встречать цитаты из этого проекта на этой биеннале.
«Чужестранцы повсюду» – тема актуальная, но не новая. По-настоящему сильных высказываний, на мой взгляд, на этой биеннале мало.
Чьи национальные павильоны произвели большее впечатление? Почему?
Из того, что я успела увидеть, наибольшее впечатление произвели павильоны Германии и Японии. Вход в павильон Германии, засыпанный землей – уже сообщение, которое отсылает к проекту прошлой биеннале, когда в павильоне были вскрыты полы. Выходя из павильона, в полной мере ощущаешь всю тяжесть опыта чужестранца. Жалею, что не удалось увидеть вторую часть немецкого проекта на острове Чертоза.
Японский павильон, наполненный сообщающимися сосудами, фруктами, подключенными электродами к лампочка, напоминает о взаимосвязи всего со всем. Проект необычен тем, что не был создан заранее в студии художника и привезен в Венецию, а был собран на месте из предметов, найденных в городе.
Какие проекты из параллельной программы вы успели посетить?
Абсолютное умиротворение подарил проект корейского художника Lee Bae. Понравилась выставка китайского творца Yu Hong «Another one bites the dust» и «City of Refuge III» бельгийской артистки Berlinde De Bruyckere.
Алиса Прудникова, программный директор Дома культуры «ГЭС-2» и фонда V–A–C
Это не первая ваша Венецианская биеннале? Какая вам запомнилась, и что вы думаете о проекте Андриано Педрозы «Чужестранцы повсюду»?
Последние 15 лет я приезжаю регулярно. Проект этого года мне очень срезонировал. Во многом потому, что сейчас мы активно изучаем контекст Латинской Америки для проектов «ГЭС-2» – огромный пласт контекста художников глобального юга раскрылся на выставке Адриано Педрозы максимально подробно. Самыми ценными стали работы латиноамериканского модернизма в части nucleo storico — там для меня сконцентрировалась основная энергия, в отличие от современного раздела nucleo contemporaneo.
Чьи национальные павильоны произвели большее впечатление? Почему?
Все уже обсудили победу Австралии. В павильоне видно цельное высказывание, построенное на контрасте черного и белого, а в бэкграунде этого проекта история семьи и генеалогическое древо художника, вопросы непредставленности коренных народов Австралии, потомком которых является художник.
Следила за павильоном Германии и болела за его куратора Чалу Илэке, которая была сокуратором шестой Уральской индустриальной биеннале. Особенно пронзительное чувство, когда видишь новые работы художников, которые были участниками основного проекта в Екатеринбурге: Ян Вернер старший, Яэль Бартана.
У меня в этот раз есть и отдельные фавориты. Жульен Крезе — художник французского павильона. Его павильон экранами «говорил» с соседями — Великобританией и важной инсталляцией Джона Акомфра.
Какие проекты из параллельной программы вы успели посетить?
Из параллельной программы совершенно потрясающий Пьер Юиг в Пунта делла Догана, прекрасная выставка. Посмотрела венецианскую экспозицию из Музея Савицкого в Нукусе, с ними мы тоже работаем по грядущей в 2025 году выставке в «ГЭС-2».
Какие неожиданные встречи произошли на биеннале?
Я встретилась с куратором Жоаном Рибасом и узнала, что теперь он работает в фонде Red Cat в Калифорнии, страшно рада за то, как прекрасно складывается его карьера. И совсем неожиданным было увидеть моего друга и художника Дэниэля Фауста, с которым работали в 2010 году и остались в контакте до сих пор. Конечно, Венеция теперь — это место встреч с друзьями, которые работают по всему миру. Эти встречи были долгожданными.
Елизавета Зиновьева, искусствовед, специалист по искусству ХХ-ХХI вв, соосновательница bigcity.art
Это не первая ваша Венецианская биеннале? Какая вам запомнилась, и что вы думаете о проекте Андриано Педрозы «Чужестранцы повсюду»?
Первый раз я побывала на главном смотре современного искусства еще в 2019, а в этом году приехала в третий раз. «Чужестранцы повсюду» — это важный и нудный стейтмент. Отдать пьедестал биеннале тем, кто никогда не мог бы на него претендовать. Это в первую очередь про мигрантов и про «Глобальный Юг». Несмотря на то, что стейтмент важный, сам основной проект не произвел на меня большого впечатления. У Педросы получилась хороша музейная выставка, которая отлично бы смотрелась в большом музее в Южной Америке, откуда он как раз родом и где он работает. То есть мне было интересно погрузиться в искусство неизвестных авторов, но как зрителя меня не зацепило.
Чьи национальные павильоны произвели большее впечатление? Почему?
Я не буду оригинальной и скажу, что лучший павильон — это Германия. Внутри павильона представлены работы двух авторов, продолжающие тему биеннале «Чужаки повсюду»: израильской мультимедиа-художницы Яэль Бартаны и берлинского театрального режиссера с турецкими корнями Эрсана Мондтага.
Почему это круто? Потому что здесь продумана каждая пылинка. Свет, звук, ЗАПАХ, игра актеров, которые не говорят ни слова, пыль на их одежде и лицах.
Среду художников основного проекта, кто вам запомнился?
Дана Авартани, ее работы я приметила еще в марте на Art Dubai. Палестинская художница, которая очень тонко, но вместе с тем трагично размышляет о разрушительности войн на ближнем востоке.
Какие проекты из параллельной программы вы успели посетить?
Я успела заглянуть на выставку Ильи и Эмилии Кабаковых, Пьера Юига и не смогла пройти мимо проекта Кристофера Бюхеля Monte di Pieta в Fondazione Prada.
Какие неожиданные встречи произошли на биеннале?
Встретила Анну Нову и Ольгу Шишко, а также несколько своих знакомых. Но так как в этот раз я ездила не в дни превью, встреч было не так уж много.
Комментарии (0)