Вы кандидат культурологических наук?
С 1999 года. Тема диссертации: «Возрождение традиционных форм досуга путем использования русского фольклора». Не нужно выдумывать что-то сверхъестественное, когда сокровища валяются под ногами. Русский фольклор – это мудрость, юмор, непередаваемый российский колорит. Лучше народа никто ничего не придумал, но народ этого не знает.
Как вы пришли к этой мысли?
Я учился в университете на филфаке и интересовался ненормативной лексикой в творчестве русских поэтов и писателей Серебряного века. Я хотел понять, откуда берутся такие стихи, как
Я иду по траве, Босы ноги мочу. Я такой же, как все, Я ебаться хочу.
К Есенину все это не имеет никакого отношения, хотя ему приписывается. Я перелопатил все полное собрание сочинений, но ничего подобного не нашел. Начал искать какие-то еще вещи – и они тоже не подтвердились. Тогда я стал заниматься фольклором, собирать это все. Открыл для себя много нового, приписываемого разным поэтам и писателям, но им не принадлежащего, так же как и мне приписываются анекдоты: «Это анекдот Трахтенберга». Как анекдот может быть чей-то? Анекдот – это народное творчество. Кто-то где-то раскопал, кому-то рассказал… с меня может начаться слава этого анекдота.
Когда вы впервые нашли практическое применение фольклорным познаниям?Когда я уволился из Института культуры, где преподавал. Пошел искать работу. Вел какую-то презентацию, меня послали из зала, я ответил.
Получается, это первый опыт интерактивного стенд-апа.
Тогда это называлось кабаре. Сейчас идет упрощение под американские нормы культуры и морали. Что такое стенд-ап по отношению к кабаре? То же, что тупой ремейк «Город ангелов» по отношению к оригинальному фильму Вима Вендерса «Крылья желаний». Вроде одно и то же, только у Вендерса философский трактат, а голливудская версия – примитивный боевик. Созданное после этого инцидента «Хали-Гали» было чистой воды кабаре. Я имею в виду то маленькое кабаре на Ланском шоссе, а не новое, открытое в 2002 году. Там я применял на практике знания, полученные в Институте культуры.
Можете описать представления, которые там проходили?
Низкобюджетное кабаре с использованием ненормативной лексики. Четыре девушки-стриптизерки, йог и я – труппа шесть человек, впоследствии персонажи добавлялись. Драматургически выстроенные номера, смешные сценки, конкурс анекдотов, аукцион.
Андрей Фомин рассказывал, что его очень шокировало шоу вашего кабаре на первой церемонии созданной им премии Night Life Awards.
Как это могло его шокировать, если он получил именно то, что просил? Пришел на программу и сказал: «Мы хотели бы вот этот номер с морковками». А потом, как всегда, не при делах. Он и на церемонии «Серебряная галоша» мои книги обосрал и сказал, что там матюги встречаются через слово, хотя я уверен, что он не прочитал ни одной из этих книжек. Притом что первая книга продана тиражом шестьсот пятьдесят тысяч экземпляров, вторая – тиражом хотя и маленьким: тридцать тысяч, но зато неподкупным журналом «Книжный бизнес» признана лучшей книгой 2006 года. Если этот сугубо специализированный журнал для книготорговцев считает произведение хорошим, значит, так оно и есть. Я к Андрею потом подошел и сказал: «Фомин! Зачем ты сказал такую фразу: “Пиши, гондон и пидорас!” Зачем ты это сказал? Ты действительно считаешь, что я гондон и пидорас, что ли?» Он говорит: «Нет». «А для чего ты так сказал?» – «Для красного словца». Вот так у нас все и делается. Чтобы стать чище, не нужно часто мыться – достаточно бывает просто обосрать соседа. Он хотел, чтобы у него была шокирующая церемония, ему это удалось. Мы получили досочку на стену, гласящую: «Лучшее клубное шоу 2001 года». Оно было не лучшим, а единственным. Нету клубных шоу. Кроме стриптиза и безумного «Комеди Клаба» шоу больше нет. А у меня – кабаре, оно существует до сих пор, только не в Петербурге, откуда я уехал в 2003 году, а в Москве. Называется «Трахтенберг-кафе». Работает со среды по субботу.
Как вы стали писателем?
Я написал «Путь самца», когда моя жизнь сломалась. Все было здорово до тридцати шести лет, потом – раз! – и все кончилось. Жить с этим было невозможно. Надо было что-то делать, предпринимать какие-то кардинальные шаги, чтобы не сойти с ума. Написал книгу. Она очень честная, от всей души рекомендую ее вам прочитать. Сейчас по ней будут снимать сериал из сорока восьми серий, уже подписан бюджет, на гонорар куплю себе «бентли».
Вы сейчас снова снимаетесь?
Да, в «Гаишниках». Это восьмисерийный телевизионный фильм, спродюсированный Эдуардом Володарским, я играю там хозяина ночного клуба, через которого проходит порядка восьмидесяти процентов всей наркоты города. Я стреляю из базуки, враждую с главным героем, в общем, гад, но обаятельный.
Почему ваше шоу «Деньги не пахнут» закрылось три года назад?
По причинам вредоносности. Я понял, что от него больше вреда, чем пользы. Я вкладывал в него просветительскую миссию: посмотрите, не все нужно и можно делать за деньги. Люди готовы рисковать своей культурой, своими моральными ценностями за копейки – а так нельзя. Если вы делаете такие вещи, то ваша жизнь должна после этого коренным образом измениться. Например, я неоднократно озвучивал идею, что меня можно трахнуть в жопу за двадцать миллионов долларов на сцене Кремлевского Дворца съездов. После этого есть два варианта развития сценария. Первый: я начинаю кричать на каждом углу, что я самый дорогой петух России, которому за один раз платят двадцать миллионов. Второй, более правильный: взять денежку, уехать за границу, путешествовать до конца жизни, наслаждаться жизнью. Но за сто долларов этого делать нельзя. А некоторые смотрели на программу другими глазами: смотрите, мол, какие хорошие ребята и как злобный Трахтенберг над ними глумится. Такое мнение превалировало, шоу пришлось закрыть.
Ваша книга «Вы хотите стать звездой?» тоже просветительская?
Суть ее в том, что не фиг лезть в эту топь, но если уж вы попали туда по нелепой случайности, то не делайте тех ошибок, что делал я.
Получается, вы изнутри подрываете весь наш шоу-бизнес.
Нет у нас шоу-бизнеса, с этого начинается книжка. У нас есть способы зарабатывания денег, есть люди, которые что-то умеют, стараются делать, и куча паразитов, которые пасутся на теле этих дающих молоко тварей. Паразиты зарабатывают на порядок больше, ничего не вкладывая и ничего не умея, просто воруя и обманывая. Пока ты дойная корова – карьера не закончится, но молоко течет все медленнее. В какой-то момент ты становишься неинтересен – и тебя выгоняют пинком под зад на свалку истории. А тебе нужно как-то дальше жить. Я вот как начинал работать в рваных штанах, так сейчас и заканчиваю.
А вам кто-то давал советы, как пробиваться, как стать звездой?
Я всего в этой жизни достиг сам. Никто мне не помогал – даже советом. К величайшему сожалению, мне некому сказать спасибо. Я на всем набивал свои шишки. Когда же я пытаюсь кому-то помочь, то от меня просят денег. Денег я принципиально не даю, даю только ешиве (ешива – еврейская религиозная школа. – Прим.ред.), но дети ни в чем не виноваты, поверьте мне. Дети даже не просили, чтобы вы давали им жизнь, но если уж они родились, то, наверное, найдутся такие люди, которые им помогут. Какие-то беды взрослых меня не волнуют вообще ни разу. По телевизору показывают: вот, звезда была популярная, а сейчас она в нищете живет. Ну и что? Если я зарабатываю большие деньги и проигрываю их все в казино – почему вы мне должны помогать? Я сам хозяин своей судьбы. В тот момент, когда я понимаю, что начинаю проигрывать в казино больше, чем зарабатываю, – я пошел и подшился, сказал, что я больше пить не буду, а трезвый в казино я не хожу. Решаю проблемы оперативным путем.
Вы о себе говорите?Да. Ближайший год я не пью и в казино не хожу. Сто тысяч долларов, двести тысяч долларов – как корова языком слизнула, – зачем тогда работать?
Ваша работа хорошо оплачивается?
Вы знаете, какие гонорары получают у нас звезды радио и телевидения? Могу рассказать. Я самый высокооплачиваемый радиоведущий в нашей стране и СНГ. Но за одно выступление на сцене я получаю денег в два с половиной раза больше, чем за месяц работы на радио. За выступления многие получают и побольше меня – я не самый дорогой артист. Сейчас я могу заработать на квартиру за один месяц, но это не значит, что я богатый человек – вот приглашают меня действительно богатые люди.
В 1990-е годы на радио, как и вы, работали Сергей Шнуров, Бачинский и Стиллавин, Дмитрий Нагиев. Все достигли больших высот в шоу-бизнесе.
Из перечисленных только я и Шнуров, интеллигентные люди, сказали слово в так называемом российском шоу-бизнесе, а остальные… Что сделал Нагиев? Меня всегда потрясает: как актер он не был лучшим на своем курсе, хотя входил в пятерку, но из двадцати человек это не очень почетное место. Я видел все его курсовые работы – ничего выдающегося. Что касается Бачинского и Стиллавина, то они продолжатели шоу «Деньги не пахнут». Это отупляет молодежь и ведет к кретинизации общества. Они стебутся, а люди принимают все за чистую монету. Будь моя воля, я закрыл бы их шоу. Но если у них своей головы нет – я ничего не могу поделать с ходом истории.
А хотели бы иметь над ней власть? Например, занять пост министра культуры?
Я хотел бы быть министром культуры. Первое, что я сделал бы – запретил женщинам преподавать в сфере начального и среднего образования. Не должно там быть женщин, они наносят непоправимый вред неокрепшим душам. Они не могут научить человека существовать в этом сложном мире, они учат только приспосабливаться под женский менталитет. Женщина – существо низшего порядка. В любой медицинской энциклопедии написано, что высшие существа закрытополостные, низшие – открытополостные. Не нужно быть доктором, чтобы знать, что женщина относится ко второму разряду. Меня долгое время мучил вопрос, почему женщина сделана из ребра Адама. Откройте любой анатомический атлас и убедитесь: ребро – это единственная кость в теле человека, в которой нет мозга. Женщина живет эмоциями, в отличие от мужчины, который живет разумом. Это совершенно чудовищная деградация общества: со школьной скамьи дети приучаются юлить, вилять – чтобы на них не кричали, не делали замечаний. И девочки, которые хорошо себя ведут, получают золотые медали, в отличие от мальчиков, на чьи плечи возложено будущее, развитие цивилизации,ведь это они будут вертеть мир вокруг своей оси. Они выходят с тройками. Некоторых потенциальных гениев заклевывают еще в школе.
Говорят, вы будете играть в спектакле Кирилла Серебренникова.
Вполне возможно, разговор такой у нас был. Мысль сыграть что-то в его стиле мне интересна, хотя мы оба не знаем, что и как это будет. Он мне объяснил, что искусство рождается из этой неизвестности.
Вы теперь еще и герой видеоигр.
Одна игра с моим участием мне неинтересна несмотря на мощную рекламу – я даже диск не распечатывал. Зато другая игра – Torento 3 – очень увлекательна. Торенто – это такой похабный полицейский, который ведет себя не всегда адекватно: убивает, ругается – про него есть целый сериал на испанском ТВ, не только компьютерная игра. Компания «Новый диск» меня попросила озвучить русскую версию и сняться в заставках, им так понравилось, что они добились у правообладателей разрешения переименовать игру в «Torento 3: Трахтенберг в Мадриде». Они дорисовали мой силуэт, и теперь там хожу я. Это интересное ощущение – когда я играю, убивают именно меня. Пока смог пройти только первый уровень. Игра очень смешная, я даже не ожидал, что получится так хорошо – спасибо ребятам огромное. Сто тысяч копий раскупили за уик-энд сразу по выходу.
Почему и игры, и фильмы непременно про ментов?
Обеление образа. Людям хочется поверить, что не все они плохие. Хотя я хороших милиционеров не встречал, точнее, они хорошие только до определенного момента.
Комментарии (0)