Если вы любите шампанское, роскошь, вечерние наряды, коктейли на пляже и сливки мирового кинематографа, есть только одно место и время, где все это совпадает, – Каннский фестиваль.
Синдромы
В мае вся европейская элита съезжается для променадов по Круазетт и бесконечных вечеринок. Рассматриваются в основном два варианта: либо работа, либо тусовки. Третий – и то и другое – скорее исключение: у тех, кто смотрит по семь–девять фильмов в день, слова «вечеринка Dolche & Gabbana» вызовут отрицательную реакцию. К своему стыду, должна признать, мой вариант – второй, за что и приходилось сносить снисходительные комментарии великого и ужасного Антона Мазурова (креативный директор и вице-президент кинокомпании «Кино без границ»). В отличие от церемонии вручения «Оскара» и премии BAFTA, Канны предлагают море, солнце и нужный градус пафоса. Каннский фестиваль – только для профессионалов: критиков, закупщиков фильмов, продюсеров. Купить билет на премьеру или просмотр невозможно, обязательно нужна аккредитация. Помимо свободного доступа в кинозалы, которых, к слову, 37, заветная карточка открывает вход на кинорынок (где представлены кинокомпании со всего мира), а также в гостиницы – партнеры фестиваля: Martinez, Carlton, Hilton. Там проходят звездные слеты. Практика, однако, показывает, что многие персонажи на фестивале не имеют к киноиндустрии никакого отношения. Кто-то за все время пребывания в Каннах умудряется так и не посмотреть ни одного фильма! По словам некоторых посетителей, им пришлось немного
приврать для получения аккредитации – заплатив взнос, уверенно заявить в Palais des Festivales: «Да, я ассистент/продюсер/режиссер». Мне не пришлось идти на такие ухищрения благодаря сотрудникам кинокомпании «Кино без границ», которые записали меня (пусть всего на неделю) в ассистенты. Приходилось делать серьезный вид, что, в общем-то, не очень мне удавалось. Зато смотреть фильмы с людьми, хорошо в этом разбирающимися, – настоящее удовольствие. Признаться, сначала я считала своим долгом включиться в просмотровый киномарафон (каждый день выходит выпуск специального журнала с расписанием всех фильмов, в день их около 150) и бегать из зала в зал, чтобы не пропустить что-нибудь захватывающее. Сломалась я на четвертый день, и виной тому – Nikki Beach, Moet & Chandon и жаркое солнце.
Практика
Добираться до места назначения удобнее всего через Ниццу – там ближайший аэропорт. Однако весьма приятен и альтернативный способ – скоростной поезд TGV, который за восемь часов доставит вас из Парижа в самое сердце Канн, на центральный вокзал. Если в запасе есть хорошая книга, это достаточно удобный способ передвижения. Прекрасное приложение к нему – живописные окрестности, на которые можно полюбоваться, переворачивая страницы книги. Если решите ехать через Ниццу, такси обойдется в 60 евро. Самый приятный способ – подойти в аэропорту к табличке «вертолеты» и, заплатив немногим больше, за полчаса оказаться на месте. Очень способствует поднятию настроения.
Местом проживания необходимо озадачиться заранее, и вариантов множество. Самые-самые – отели Du Cap и Martinez, а также виллы. В случае с Du Cap и виллами придется искать средство передвижения: они далеко от центра. Martinez – прямо на Круазетт. Вилла обойдется в 4000–6000 евро за неделю, с бассейном – до 8000 евро. Квартира недалеко от набережной – 1500 евро в неделю. Комната – около 500 евро. Альтернативный способ – пришвартовать в бухте яхту и жить прямо на ней. По соседству с Пи Дидди (Пафф Дэдди) и другими счастливчиками, которые got rich without dying.
Теория
В этом году самыми яркими звездами жюри полнометражных фильмов 59-го Каннского фестиваля стали Вонг Кар-Вай (он же – господин председатель), Моника Беллуччи, Чжан Цзыи, Сэмюэль Л. Джексон и Тим Рот. В жюри короткометражных фильмов Cinefondacion вошел Тим Бертон, а возглавил его Андрей Кончаловский. Российские фильмы в конкурс не попали, за исключением картины «977» Николая Хомерики, которая была показана в рамках официальной программы «Особый взгляд» (Un certain regard). Зато был устроен День российского кино с показом «9-й роты», «Пыли», «Космоса как предчувствия» и нескольких короткометражек. Завершился он грандиозной вечеринкой, побить которую по размаху смогла только вечеринка Софии Копполы. Были песни, танцы, икра ведрами и шампанское с водкой. Обошлось без медведей и балалаек, что хорошо, хотя и удивительно. За компанию с Россией национальные дни (программа Tous les cinemas du monde) были устроены для Израиля, Сингапура, Швейцарии, Венесуэлы, Туниса и Чили.
Компания, несомненно, приятная, даже несмотря на то, что нет-нет да и отбросит легкую тень на достижения российского кинематографа. Что касается «начинки» фестиваля – он не переставал удивлять: сначала открывающим его «Кодом да Винчи», который не пнул только ленивый (нельзя сказать, что его провал был так уж непредсказуем), потом результатами, которые как раз мало кто смог предсказать. Очевидно, что с уходом Жиля Жакоба, много лет бывшего арт-директором фестиваля, изменились и принципы – невозможно не обратить внимание на явный политический подтекст конкурса и наград. Например, фильм «Дни славы» Рашида Бушареба (в оригинале «Indigenes») – практически «9-я рота». Солдаты из французских колоний сражаются за Францию в Эльзасе в 1943 году, а потом не получат ни наград, ни пенсий. Учитывая волнения во Франции, такая незамысловатаялента о героях-арабах вполне себе политический шаг. Как результат грамотного подхода – «Золотая пальмовая ветвь» за лучшую мужскую роль. Кстати, ее разделили пять актеров – актерский ансамбль фильма. Лично у меня это вызвало ряд прозаических вопросов: как они поделят ветвь,
распилят по листочкам или будут хранить по очереди?
Нестандартным было и решение разделить приз за женскую роль между шестью героинями «Возвращения» Педро Альмодовара. Пенелопа Крус была заметно разочарована, хотя и пыталась мило улыбаться и даже произнесла проникновенную речь из разряда «спасибо, дорогой Педро, за наше счастливое время». То, что Альмодовар не унесет «Золотую пальмовую ветвь», можно было предположить, глядя на хмурое лицо мастера, идущего по красной дорожке. Трофей достался признанному классику Кену Лоучу за фильм «Ветер, который качает вереск» – о борьбе ирландского сопротивления против британцев в 1920-х. Ужасы войны впечатлили жюри сильнее роскошной мелодрамы Альмодовара о призраке матери, возвращающемся на Землю, чтобы уладить семейные проблемы. Личное мнение: меня с таким решением примиряет разве что актер Киллиан Мерфи, недавно сыгравший в «Завтраке на Плутоне». Альмодовар был явно сильнее, и дали бы ему уже наконец «Золотую ветвь». Заслужил. Удивительно, что Кар-Вай не присудил приз китайскому фильму «Летний дворец», запрещенному на родине цензурой. Учитывая общий политический крен, это было бы логично. А освистанная на утреннем просмотре «Мария-Антуанетта» Копполы – вполне эстетский и визуально насыщенный фильм. Единственная конкурсная картина, на которой мне удалось заснуть, – «Juventude em marcha» Педро Кошты. Сон был долгим благодаря двум с половиной часам экранного времени. Мой личный фаворит – «Лабиринт Пана» Гульельмо дель Торо, мексиканца, снявшего изумительно красивую притчу о девочке, уходящей от ужасов фашизма в свой сказочный мир. Антон Мазуров заметил, что это фильм, который очищает.
Курс лечения (личный опыт)
Наиболее приятная часть кинопросмотра – это премьеры в главном зале («Люмьер») в 19.30 и 22.00. Помимо аккредитации на них необходим пригласительный билет, который может достаться, а может и нет. Это зависит в том числе и от типа аккредитации: чем почетнее, тем лучше места и больше возможностей. Вариант: стоять у лестницы с транспарантом «1 билет на... пжлст!!!» (1 billet par… slvpl) – лично видела, работает. Еще может страшно везти, это мой случай. Есть специальная стойка «Last minute», где можно поймать отличные места. На вечерние люмьеровские просмотры обязательны фрак для мужчин и вечернее платье для женщин. Если ваш наряд покажется неуместным, в зал вы не попадете. Красная дорожка – это особенное ощущение, я не поверю, что кому-то это не нравится. Сотни объективов теле- и фотокамер, музыка, нарядная публика – минута славы почти по Уорхолу.
Лекарственные средства
На ужин лучше отправляться около девяти часов вечера – например, начать с рю Д’Антиб. Там множество ресторанов на любой вкус, включая отличные рыбные с гигантскими порциями устриц. Более демократичные места – на рю СанАнтуан. После – лобби отеля Martinez: пара бокалов шампанского и обязательно обнаружится кто-нибудь с лишним приглашением на вечеринку Chopard, друг друга Касселя или начинающий, но подающий надежды продюсер. Помогают прогулки по Круазетт: встретить можно кого угодно, часто в отличном расположении духа. Главное – самому при этом быть более-менее трезвым, чтобы умудриться задать интересующий вопрос или завязать осмысленный диалог. Попасть на вечеринку при отсутствии приглашения помогает коммуникабельность и приятнаявнешность.
Профилактика
Лучшее, что можно сделать после Каннского фестиваля, – это отправиться на Гран-при «Формулы 1» в Монако. Семь минут на вертолете. Редакция выражает искреннюю благодарность Stella Artois за организацию поездки нашего журналиста на Каннский кинофестиваль.
Комментарии (0)