18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Какие провалы, доктор?

Покупаешь билет – продаешь Христа»; «Помолимся за спасение душ наших братьев, которые идут смотреть этот фильм»; «Монах выбросился с балкона бенедиктинского монастыря, после того как прочел бестселлер Дэна Брауна»; «Сожжем афишу фильма “Код да Винчи”! Так сгорит всякая ересь, которая пойдет против церкви!». Помешательство по типу брауновского – мрачная, неприятная и непристойная истерика. К тому же на ровном месте. Я вовсе не о выплеске «немотивированной агрессии» сейчас говорю (хотя все происходящее этот самый выплеск и есть). Да Бог бы с ними, зловредными этими массами: времена тяжелые, массам нелегко, а тут вдруг какие-то богомерзкие псевдонаучные открытия им в нос суют… Я о том, что абсолютно ведь ничего нового мученик за идею Дэн Браун не выдумал, не открыл и не сказал.

В 1982 году в Англии вышла книга «Святая Кровь и Святой Грааль», авторы которой – Майкл Бейджент, Ричард Ли и Генри Линкольн – бились над тайной местонахождения Святого Грааля, а также излагали свой вариант «биографии Христа», согласно которому он был женат на Марии Магдалине и имел детей… Все это Дэн Браун просто повторно разогрел, приправил каким-то своим хитроумным, повышающим аппетит соусом, сервировал и подал к столу. Безусловно, надеясь, что да, схавают, но явно не ожидая столь длительной и оглушительной отрыжки. Тогда, в 1982 году, «Святая Кровь» тоже вызвала достаточно бурную реакцию, активно муссировалась в прессе, где-то запрещалась… Согласитесь,
1982 год – это ведь не так уж давно. Однако каким-то загадочным образом об этой книге все уже успели забыть. Не подзабыть, а забыть напрочь – до такой степени, что, даже когда она в связи с Дэном Брауном упоминается, даже когда ее авторы с Дэном Брауном судятся, обвиняя его в плагиате, о ней все равно не помнят. И Дэн Браун продолжает быть пионером, или богоборцем, или первооткрывателем велосипеда, или сжигаемой на костре ведьмой, или великим ученым, лопающимся от сознания величия своей миссии, переписавшим историю человечества набело. Он продолжает быть кем угодно, но только не мастеровитым эрудированным беллетристом, производящим интеллектуально-конспирологическую прозу категории В, явно не дотягивающую до отца-основателя жанра Умберто Эко и
его «Маятника Фуко».

Кстати об Умберто. Книгу Арсена Ревазова «Одиночество 12» критики сразу назвали нашим «ответом Дэну Брауну». Свежий роман рижских писателей Гарроса и Евдокимова «Фактор фуры» критики окрестили нашим (или, я уж не знаю, вашим, или их) «ответом Арсену Ревазову». Но, что забавно, все эти бесконечные, размножающиеся делением вопросы, ответы и приветы к мэтру конспирологического псевдоисторического романа никакого отношения вроде как не имеют. Умберто-о-о! Эко-о-о! Где ты? Ау! Нету. И не было никогда. Забыли. Тотальная амнезия. Что это? Болезнь человека эпохи livejournal, для которого существуют только пять последних постов нежно любимого френда, а остальные где-
то там, в previous? Мы как персонажи из бородатого анекдота: «Доктор, у меня провалы в памяти…» Книги годичной давности еще худо-бедно помним – и даже пытаемся организовать между ними какую-никакую преемственность (впрочем, напрасно: через годик ведь забудутся и эти). Но все, что было раньше, словно бы исчезает бесследно. Что ж, с такой короткой памятью жить, безусловно, куда интереснее. Всякий раз – умопомрачительные открытия. Всякий раз – радость новизны. А был еще такой, кстати, Дэн… как его…

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)