Знаток ленинградского неофициального искусства
второй половины ХХ века, чьей коллекции позавидует
любой музей, отмечает день рождения открытием выставки «Портрет семьи Благодатовых» в Do-галерее.
История, которая положила начало проекту, произошла в 1990 году.
Тогда Анатолий Заславский
написал мой громадный портрет в манере «наивного реализма». Он был
выставлен в Манеже,
и его сразу же купил Русский музей: я оказался
колоритной фигурой. Заславский предложил
собрать художников из своей группы «Безнадежные живописцы» и написать
меня снова. А я пришел в студию
с женой Раей. В общем, сначала нас рисовали пейзажист Борис
Борщ и Арон Зинштейн, которого еще называют «русским Матиссом»,
минималистка Юлия Сопина, ученица Заславского из
Америки Надя Виноградова. А потом проект поддержали керамист Геннадий
Корнилов из группы «Одна композиция», Екатерина Оминина и Евгения
Гладкая из «Деревни художников».
Общество «Безнадежные живописцы» сформировалось во
времена расцвета ленинградского андеграунда, его придумал
Заславский, один из наиболее активных, думающих, пишущих и
говорящих художников. Он очень предан живописи, а она перестала быть современной. Холст и масло оказались неинтересны,
то ли дело мужика голого на цепь посадить! Весь мир об этом
говорит, все журналы пишут. Искренние живописцы в этом
смысле обижены и страдают, потому что они как бы на обочине
оказались. Подтекст у группы такой: живопись – это безнадежная
деятельность, а мы, старые и чокнутые, все равно занимаемся ею.
Разные художники рисовали нас с натуры в течение месяца. Конечно, методика у каждого своя. Некоторые сразу пишут на холсте маслом, другие делают зарисовки карандашом, еще и помечая
цвета, третьи сначала фотографируют. В результате нашу пару
написали около двадцати известных художников из Петербурга,
кто-то даже по нескольку раз. Но процесс приятный: картонки,
краски, разговоры интересные, чай на столе.
На выставке будет несколько старых работ из моей коллекции.
Это ослепительно красивый тройной парадный портрет работы
Феликса Волосенкова, густо написанный маслом и украшенный
перьями, изображающий меня с женой и с внучкой художника.
Волосенков, основатель «Академии современного искусства бессмертных», учился на театрального художника, поэтому часто
выходит в объем. Другая работа – полотно импрессиониста Стаса
Бородина, с которым связана забавная история. Бородин писал
наш с Раей портрет под классическую музыку. Потом попросил
картину для выставки. На следующий день звонит: «Знаешь, какая беда. Я твой портрет оставил в залог в такси. А когда вернулся
с деньгами, машины уже не было». Так портрет пропал, и нам
пришлось снова позировать под классическую музыку. Почти
детективная история, не исключено, что первая версия портрета
когда-нибудь всплывет. А третья картина из собрания – это мой
любимый синий портрет кисти Александра Румянцева, я считаю
его одним из самых точных.
Трудно сказать, насколько я узнаю себя в этих портретах.
Вопрос
сложный, и я бы даже не стал его затрагивать. Во всяком случае живопись
хорошего качества. Многих работ я и сам не видел, хотя и позировал для
них. Так что эта выставка станет сюрпризом для всех.
«Безнадежные живописцы». «Портрет семьи Благодатовых».
Do-галерея, ул. Чайковского, 10. До 10 февраля
Комментарии (0)