Цвет круглится
Михаил Матюшин, ответственный в русском авангарде за цвет, изучал его всю
жизнь. Результаты исследований применялись в Ленинграде при окраске домов,
а дизайнеры одежды и интерьеров пользуются ими до сих пор.
Художник и теоретик искусства, друг Малевича, муж
поэтессы Елены Гуро, издатель будетлянских книг, автор
футуристической оперы «Победа над солнцем» на стихи
Крученых и Хлебникова, организатор общества «Союз молодежи», в живописи
Матюшин развивал идею «расширенного смо-трения»: десятилетиями изучал
влияние цветов на форму и друг
на друга. Итогом работы стало создание вместе с художниками
Валидой Делакроа, Николаем Костровым, сестрами Ксенией
и Марией Эндер группы КОРН («Коллектив расширенного наблюдения»). На
крупнейшей за четыре года с открытия музея
выставке – более семидесяти цветовых таблиц и архивные фото
их смотра, который в 1930 году произвел фурор. Тогда увидеть
пятна на фоне в Центральный дом работников искусств пришли
тысячи зрителей, сегодня эту авангардистскую колораму показывают в
камерной обстановке дома на Песочной. Всматриваясь
в цветные фигуры пирамид и параллелепипедов, начинаешь воспринимать
оптический эффект, описанный Матюшиным: «При
длительном наблюдении холодные оттенки придают форме
угловатость, цвет звездится, теплые оттенки, наоборот, создают
ощущение округлости формы, цвет круглится».
«Группа КОРН. 1930. М. В. Матюшин и ученики».
Музей петербургского авангарда, до 30 марта
Виталий Пушницкий
«Выход»
Издательство Phaidon в каталоге на
2011 год включило Пушницкого в сотню лучших художников мира. В какой
бы технике он ни работал – живопись,
скульптура или инсталляция, – его
философско-отстраненный взгляд на
мир узнается всегда. В эпоху информационного шума он находит выход в
минимализме: на монохромных полотнах
обнаженные купидоны строят башню из
камней и гуляют по руинам цивилизации.
Галерея Марины Гисич, до 1 марта
Вита Буйвид
«Корпоративный сон»
«Мой офис – фабрика, компьютер –
станок», – поет группа «Сабля». В серии
шелкографий на тему офисного рабства фотограф Вита Буйвид перенесла
клерков с рабочих мест на пленэр, где
корпоратив обернулся вакханалией.
Впрочем, если приглядеться, многофигурная композиция с менеджерами на
отдыхе обретает сходство с «Явлением
Христа народу» Александра Иванова.
Галерея Дмитрия Семенова,
до 28 февраля
«Изображая время: три
века русского календаря»
Первый печатный численник в России
появился при Петре I. На выставке – почти четыреста вариаций: скромные карманные, дорогие настенные, детские и
дамские, оформленные Иваном Билибиным и Борисом Кустодиевым, церковные
месяцесловы и календарь Льва Толстого
за 1909 год с личными пометками.
Невская куртина Петропавловской
крепости, до 1 марта
4 ФАКТА О ПРОЕКТЕ «АРТПРОПАГАНДА»
Художник и куратор, директор петербургского филиала ГЦСИ Марина Колдобская
придумала новый сетевой ресурс о современном искусстве.
1. Сайт – не новостная лента, а
дискуссионная площадка и информационный ресурс. Главная задача
– анализировать события в мире искусства и создавать стимул для новых
культурных инициатив.
2. Вести у нас блог может любой,
главное – активно участвовать в дискуссиях и быстро реагировать на события. Изначально мы ориентировались
на Петербург, но сейчас получаем заявки и от авторов из регионов.
3. «Артпропаганда» – интерактивный
проект. Мы не будем осуществлять
жесткую цензуру, в идеале все наши
читатели – писатели. Есть колонка «Самореклама» для новостей или анонсов
каждого, кто захочет туда написать,
раздел «Re-aкция» – взгляд художников на то, что происходит в стране, в
Utopialab можно присылать свои нереализованные проекты для открытого
обсуждения и возможного воплощения.
4. Самые важные книги по актуальному искусству не переведены на
русский язык. Эту проблему мы пытаемся решить, выкладывая в разделе
«In-яз» переводы главных теоретических трудов.
www.artpropaganda.ru
Комментарии (0)