В AL Gallery 14 марта открывается выставка «Бешеные псы» — новый проект саркастичной художницы Виты Буйвид. «Собака.ru» поговорил с ней о гламурных собачках, протестных лозунгах и женском искусстве
На ваших новых принтах гламурные собачки озвучивают протестные лозунги, популярные последние полтора года. Это такая критика протестного движения, ирония по его поводу?
Сначала давайте разберемся с терминологией. Что такое «гламурная собачка»? Это относится к ее породе? Или одежде? Или имеется в виду статус владельца? Кто это придумал? У меня, например, есть портрет собачки, замотанной в старую детскую кофту. Это гламурная собака или нет? Основа моего проекта — маленькие собачки, увеличенные до очень большого размера, до двух с половиной метров. Это проект про иллюзии, про маленькое, мнящее себя очень большим. Гламур тут не при чем. К этим большим парадным портретам есть эскизы маленького размера. Это ведь нормально, что у художника есть эскизы? Их много, 5-6 к каждому портрету. Да, они сделаны в виде комиксов. Мне скучно просто так цвет подбирать. Пузырь с текстом не мешает поиску нужного тона, но существенно облегчает рутинную ремесленную работу. Так вот, эскизов больше тридцати. Вы знаете такое количество оппозиционных лозунгов? Я — нет. Собачки говорят все подряд, как в туркменской народной песне: что вижу - про то пою, «Зенит — чемпион», например, или «Иди в жопу». Пара протестных слоганов попала, конечно, и все видят только их. Это не критика, а своеобразный репортаж: я наблюдаю и фиксирую ситуацию. А по поводу происходящего в стране моя позиция предельно лаконична: мне все это не нравится.
Ваш метод, очевидно, - сарказм, едкая сатира. Считаете, такой подход в искусстве по-прежнему действует?
Я считаю, что такой подход губителен. Но «жить в обществе и быть свободным от общества невозможно». Сначала нужно общество менять, тогда и художники смогут не отвлекаться и заниматься своим делом, решать пластические задачи, скажем, а не превращаться в вульгарных политологов.
Помимо принтов и акварелей, в экспозиции будут трехлитровые банки с рогами и копытами. Расскажите, пожалуйста, откуда взялся этот потрясающий образ?
Я родилась на Украине, в детстве в каждом доме видела всевозможные заготовки. Они меня завораживали. И очень огорчало то, что вся эта красота потом будет съедена. Ни одной заготовки я в своей жизни не сделала, можете трактовать это как протест против общества потребления, разрешаю. Теперь я использую банки как инструмент и как творческий метод. В моем предыдущем проекте «Пиономания», который тоже трактуют как социально-политический, в банки были закатаны пионы. В «Бешеных псах» в банках части крупного рогатого скота. Это опять про иллюзии. Большое думает, что маленькое ему не страшно, не сможет его разрушить. Но большое тоже может ошибаться.
В кураторском тексте Олега Шишкина высказывается мысль, что вы в «Бешеных псах» наезжаете на «креативный класс», и в частности политизированных художников, потому что уверены: искусство не должно заниматься политикой, а заниматься ему следует лишь эстетическими задачами.
Я так не считаю. У меня иногда бывают и социальные, и политические работы. Я ведь очень люблю совмещать текст с изображением, занимаюсь этим еще с конца 80-х. В текстах всякое проскакивает. Но каждый должен заниматься своим делом. Художник делает проект, критик его трактует. Потом кто-то трактует критика и вывешивает в сети совсем уже извращенную версию, следующий, кому нужно писать про этот же проект, заходит в сеть, и так далее. Потом в сеть заходит художник и чуть ли не в обморок падает от того, что ему приписывают. То он левый, то правый, то политически ангажированный, то предельно аполитичный. Это происходит и с моими проектами. Я уже даже не реагирую на это. Я считаю, что художник должен заниматься тем, чем ему нравится. Это такое счастье — быть художником, это освобождает от любых рамок и дает невероятную свободу. Хочу сегодня политическое рисовать, а завтра гламурное, а послезавтра и вовсе ничего делать не буду — буду с друзьями шампанское пить. Для меня важно, чтобы все было качественным — и принты, и живопись, и графика, и шампанское. Это не вопрос эстетики: art brut тоже бывает невероятно качественным. То же самое и политическое искусство, и феминистское. Любая идея может быть усилена качественной работой, а может быть просто убита дурным исполнением. Как в музыке или кино, да где угодно.
Ваши прошлые проекты ("Familia", "Корпоративный сон"), тем не менее, находятся вполне в «левом» русле критики общества потребления, корпоративного сознания и т.д. Почему на этот раз объект вашей атаки изменился?
«Бешеные псы» еще больше в таком русле, чем прежние проекты. Всех просто запутала трактовка трактовок. Любая критика общества — это уже левизна. На вашем сайте написано, например, что это «остроумная критика слева». Но тогда это уже самокритика. Я несу ответственность за свой проект, но не могу нести ответственность за чужие интерпретации и переписанные до неузнаваемости пресс-релизы. У меня не изменился объект атаки, я вообще никого не атакую. Я уже говорила, это дневник наблюдений, без оценок и рекомедаций.
Не могу не задать вопрос, который вы, наверное, слышали не раз. То, что вы делаете, как-то связано с феминизмом, вообще с этой традицией? Имею в виду прежде всего проект «Как я провел лето», но и другие тоже.
Да, это мой «любимый» вопрос. Я сразу в гламурную собачку превращаюсь. Злую. Где же это вы усмотрели феминизм в «Как я провел лето»? Он уж тогда антивоенный. А война, знаете ли, это пиздец для всех — и мужчин, и женщин. Где там феминизм? Потому что иголкой пришито? Вот это меня и бесит. Если баба накрасила чего, или сфотографировала, а уж если еще и шьет — то точно феминистка. Ни хрена! Меня даже Туркина в выставку не включила (Имеется в виду проходящая сейчас в Москве выставка «Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней» кураторов Олеси Туркиной и Марины Лошак — Прим. ред.), знает, что я это терпеть не могу. Хотя многие проекты действительно феминистичны. Но сейчас общество такое. Влияет оно на меня плохо. Нужно в Тибет валить.
В последнее время власть явно неравнодушна к современному искусству, чего не было, допустим в 90-е годы: имею в виду и запреты выставок, и громкие судебные процессы, и прочее. К чему такая ситуация может в будущем привести?
К чему может привести озабоченность власти искусством, мы уже проходили и всё об этом знаем. Будем опять эзоповым языком выражаться. Не цветочки же рисовать.
Комментарии (1)