Обычно туристы передвигаются по маршруту между Гранд Пляс, Писающим мальчиком и Музеем старых мастеров. Без них никуда, но это то же самое, что сходить в Эрмитаж, погулять по Невскому и думать после этого, что ты видел Петербург. Местным жителям очень за Брюссель обидно. Это не самый простой для знакомства город, он очень разный, зато если проявить любопытство и сойти с проторенных маршрутов, впечатлений будет как от нескольких городов. Да так и есть, Брюссель состоит из девятнадцати «коммун», бывших городков и деревень, и внутри каждой из них есть совершенно непохожие маленькие районы. Вместе с visitbrussels рассказываем о самых интересных.
Сан-Катрин и Дансар
В сотне метров от Гранд Пляс, сразу за бульваром Анспаш (который, кстати, недавно стал пешеходным) начинается оживленный и совсем не туристический район. Его можно обойти за час или зависнуть на день. И даже здесь от улицы к улице меняется настроение. С площади Сен-Жери начинался Брюссель. Именно тут, на острове посреди реки Сенны, Карл Нижнелотарингский построил в X веке крепость и часовню Святого Горика (Сен-Жери). Река давно спрятана под землю, крепость разрушили французы, зато есть красивое здание рынка с баром и выставками. Улица Антуан Дансар, широкая и импозантная, известна своими дизайнерскими магазинами, в том числе и бельгийских марок. Недавно тут открылся еще и музей моды и дизайна.
Ближе к концу улицы магазины сменяют хипстерские бары. Самое интересное место — молодая пивоварня Brussels Beer Project, где можно не только выпить или купить на вынос пива, но и посмотреть, как оно делается. Параллельно Антуан Дансар идет кривая и узкая улочка де Фландр. Тут тоже дизайнерские магазинчики и бары, но все куда демократичнее и богемнее. Название обязывает — здесь любят селиться и тусовать фламандцы (бельгийцы, которые говорят по-голландски). Именно в этом районе больше всего фламандских культурных и питейных заведений. Центр района, площадь Сан-Катрин, когда-то была портом — досюда доходил канал, соединяющий Брюссель с морем. Сейчас о том времени напоминают рыбные рестораны и лавка Mer du Nord, где можно купить рыбного супа, трески в кляре или жареных креветок и съесть тут же на улице.
Канал
Канал остался — его можно увидеть, если дойти до конца улиц Антуан Дансар или де Фландр. Он играет в жизни города совсем не такую важную роль, как Нева в Петербурге или Сена в Париже, но все-таки свой шарм у него есть. Сейчас его можно назвать постиндустриальным. Когда-то канал выполнял чисто утилитарную функцию — вдоль него строились исключительно доки, мастерские, склады и пивоварни. Последние десятилетия они постепенно превращаются в жилые лофты, отели, магазины и музеи.
Гулять лучше по противоположной центру стороне — там больше интересного, а заодно можно почитать на мостовой стихи русского поэта Евгения Бунимовича. Это — часть большого проекта «Брюссель глазами поэтов» — один раз в год город приглашает одного из зарубежных поэтов написать стихи о каком-нибудь районе бельгийской столицы.
Если пойти от Антуан Дансар налево, то уже за несколько минут дойдешь до молодежного хостела MEININGER и музея контркультурного искусства MIMA, которые заняли гигантское здание бывшей пивоварни. Прогулка в противоположную сторону обещает несколько кафе и магазинов (среди них — Chien Vert, старинный магазин тканей с очень занятным интерьером), расписанные комиксами стены, новый музей Kanal — Centre Pompidou, разместившийся в бывшем гараже Citroen, и огромный комплекс Tour & Taxis. В XIX веке это были склады первого международного почтового сервиса (очень, надо заметить, красивые), а сейчас тут живут, работают, кормят, торгуют, устраивают выставки, выступают, выращивают овощи — в общем, город в городе.
Саблон и Мароль
Еще два района, граничащие с туристическим центром. Кажется, что они слиты в один, но нет двух более непохожих по духу мест. Площадь Саблон и прилегающие улицы — это дорогие антикварные магазины и арт-галереи, лучшие шоколадные бутики и приличные рестораны. По выходным на площади проходит антикварный рынок, где можно за гуманные деньги купить какую-нибудь мелочь столового серебра. В церкви Нотр Дам де ла Шапель похоронен Брейгель Старший. Он жил в соседнем квартале Мароль и был ее прихожанином.
Мароль совсем другой. Это один из самых старых кварталов Брюсселя и точно самый аутентичный. Тут до сих пор можно услышать брюссельский диалект, жители похожи на персонажей Жака Бреля, а хипстерские кофейни пока еще не окончательно вытеснили столетние кафе с колоритными завсегдатаями. Из других районов сюда приезжают ради блошиного рынка и барахолок. Каждое утро площадь дю Же де Баль покрывают простынями и заставляют всевозможным старьем. На улицах Блас и От каждый второй магазин — антикварный. Самые большие — Passage 125, Stefantiek и Haute Antiques. Купить что-то становится все сложнее, цены растут, но сами лавки стоят любого музея. Объединяет два района то, что, в отличие от остального Брюсселя, в воскресенье тут жизнь не останавливается.
Луиз и квартал ар нуво
Если из Мароля подняться на лифте, то попадешь в «верхний город». В Брюсселе много холмов, но особенно заметная разница в рельефе между нижним и верхним городом. И разница в достатке их жителей. Верхний город традиционно считался богаче и респектабельнее. Достаточно пересечь площадь Поларт с ее гигантским Дворцом юстиции (он даже больше собора Св. Петра в Риме!), чтобы попасть в один из самых престижных районов города — Луиз. Название он получил по своей главной артерии, шопинг-улице Луиз. На ней и на соседнем бульваре Ватерлоо сосредоточено большинство бутиков люксовых марок. Увы, великолепные частные особняки, которыми были когда-то застроены Луиз и Ватерлоо, уступили место многоквартирным домам и офисам. Увидеть, как выглядел престижный район в золотой век Бельгии, в начале ХХ века, можно на второстепенных улицах.
Брюссельское ар нуво — это отдельная тема, но даже быстрая прогулка в квадрате между улицами Луиз, Дефак, Америкен и Вашингтон даст неплохое представление об архитектуре Виктора Орта и других звезд ар нуво. Редкие частные особняки можно увидеть изнутри: это пара музеев (например, в личном доме Виктора Орта) и ресторанов (La Quincaillerie). Вообще ресторанов и баров тут более чем достаточно. Окрестности площади Шатлен и улицы Байи — одни из самых тусовочных в городе. Этот квартал популярен у франкоязычного населения и экспатов.
Сан-Жиль
А если не подниматься на лифте, а пройти Мароль насквозь и выйти к воротам Порт де Аль, то попадешь в Сан-Жиль. Это уже целая коммуна. Она хороша тем, что на компактной территории представлено множество стилей, эпох, национальностей и характеров. «Нижний» Сан-Жиль — небогатый эмигрантский район рядом с вокзалом Миди, в котором этнические магазины соседствуют с хипстерскими лавками органических продуктов.
Буквально пару сотен метров в гору, и характер меняется. На улицах Жан Вольдер и Вандершрик можно увидеть красивейшие дома ар нуво, вокруг звучит уже не арабский, а греческий и португальский, появляются симпатичные кафе. Вытянутая площадь Парви де Сан-Жиль — центр этого бодрого многонационального квартала. По выходным тут раскидывается оживленный рынок, а в остальное время можно просто посидеть в одном из многочисленных кафе и баров или купить еды на вынос.
Еще дальше в гору по шоссе Ватерлоо, через круглую, чисто парижскую площадь Барьер де Сан-Жиль — и мы уже в «верхнем» Сан-Жиле. Это престижный район с красивейшими домами, хорошими ресторанами и интересными бутиками (главная шопинг-улица — шоссе де Шарлеруа). Кстати, квартал ар нуво, о которому уже шла речь, частично находится на территории Сан-Жиля. Очень популярен у местных понедельничный рынок на ратушной площади, где можно не только купить еды, но и выпить и перекусить. Позади ратуши прячется один из самых известных пивных баров Брюсселя, Moeder Lambic. А само ее огромное импозантное здание претендует на звание второй по красоте ратуши Брюсселя. Первая, разумеется, та, что на Гранд Пляс.
Флаже
Недалеко от квартала ар нуво и площади Шатлен находится еще один район, который будет интересен как тусовщикам, так и любителям архитектуры. Это площадь Флаже и Иксельские пруды. Площадь, огромную и пустую (уже лет десять, как здесь нельзя парковаться!), не назовешь красавицей. Единственное красивое здание на ней — культурный центр Flagey, корабль со спиральной башней, построенный в 1930-е годы для нужд радио.
Об эпохе ар деко здесь напоминает не только архитектура, но и интерьеры — самого центра, ресторана Le Variétés и некоторых кафе. Соседние улицы, особенно Влергат и Лесбрусар, переполнены молодежными ресторанами и барами. Неприметный киоск со змейкой дыма в центре площади — одна из лучших фритери Брюсселя. Название простое и незапоминающееся Frit Flagey. В выходные площадь оживает на время рынка, тоже одного из лучших в городе.
Иксельские пруды стали жертвой своей популярности: летом там тесно от пикникующих и джогеров, но вообще это одно из самых приятных мест для прогулки. Особенно если поглядывать не только на уточек, но и на окрестные дома, да еще и заходить в расходящиеся от прудов улицы — шедевров ар нуво тут не меньше, чем в Сан-Жиле. С другой стороны пруды (они не круглые, а вытянутые) упираются в аббатство Камбр. Изначальную функцию сохранила только церковь, остальные здания занимают Географическое общество и школа дизайна La Cambre. Милейший парк аббатства облюбовали любители петанка, а летом тут появляется шатер, в котором можно выпить и перекусить.
Ватермале-Буафор
Но чтобы совсем удивиться, нужно отъехать подальше от центра. Центральные коммуны, более-менее городские, окружены зелеными жилыми районами, которые еще недавно были деревнями. Леса и озера, огороды и пастбища, средневековые фермы и мельницы, роскошные виллы и маленькие уютные домики — их множество прямо в черте города. Редкий турист, который уделил Брюсселю типичные пару дней, до них добирается. Да что туристы, жители Брюсселя не все здесь бывали.
Например, «город-сад» Le Logis et Floréal в коммуне Ватермале-Буафор. Селить рабочих вместо трущоб в домики деревенского типа придумали в Англии в конце XIX века, и в Бельгии они получили огромное распространение. Только в Брюсселе их больше двух десятков! Le Logis et Floréal — самый большой и хорошо сохранившийся — был построен в 1920-40-е годы. Его жители получали не только домик с маленьким участком, но и инфраструктуру: ясли, сад и школу, магазины, почту, правление и т. п. Здесь есть все для того, чтобы создать дружную коммуну: широкие тротуары располагают к прогулкам, а площади и полянки к совместным праздникам. На территории поселка есть даже поле, где до сих пор растят овощи и пасут овец. Жители могут вступить в кооператив и собирать вместе урожай. Как и в других аналогичных поселках, продуман не только общий план, но и архитектура каждого дома. Они однотипные, отличаются только цветом дверей и оконных рам. Сейчас поселок занесен в список наследия, так что даже собственникам нельзя ничего менять.
Такой разный Брюссель! Планируем длинную поездку, как только путешествия снова вернутся в нашу жизнь.
Благодарим за помощь в подготовке материала visitbrussels.
Комментарии (0)