LOOKY — новая российская соцсеть, которая появилась как альтернатива Instagram* и «выстрелила» во многом благодаря встроенной бесплатной нейросети. Она позволяет примерить образы супергероев и кинозвезд, преобразить свои фото (для этого в приложении существует более 40 нейрофильтров, от «Ван Гога» до «Барби» и «аниме»), а еще собирать ачивки в программе лояльности. Суммарная аудитория LOOKY на сегодняшний день составляет уже 1 млн пользователей! Поговорили с креативным директором компании Артемом Коноваловым о преимуществах нейронки для пользователей и брендов, геймификации, команде соцсети и будущем технологий.
Геймифицированная программа лояльности и пришествие брендов: с чего началась LOOKY
Артем, как вы с командой придумали LOOKY?
Однажды мы со знакомыми разработчиками задумались: по силам ли нам создать соцсеть, способную тягаться с крупными зарубежными аналогами? Задача «лежала на поверхности», многие так или иначе к ней подступали, но прорваться сквозь пресыщенность соцсетями — тот еще челлендж.
Мы стремились выпустить продукт за год, но на века — поэтому сфокусировались на потребностях пользователей и брендов. Сначала обеспечили возможность оперативно переносить контент и базу контактов из запрещенной соцсети, но самым фундаментальным вопросом стала разработка полезных фич. Запустили геймифицированную программу лояльности, которую моментально оценили крупные бренды.
И что в этом особенного? Программы лояльности есть у всех, таким никого не удивишь.
Наша концепция называется Post To Earn. В соцсетях мы выполняем цикличные действия, чем-то напоминающие игру: скроллинг, клики, сбор наград. В основе концепции LOOKY — как раз таки награждение пользователей: юзеры собирают «ачивки», и это мотивирует их регулярно постить. Они коллекционируют награды, дарят друг другу, публикуют в ленте.
Мы увидели, что решение радует пользователей, и стали приглашать к сотрудничеству бренды — им понравились механики и возможность ненавязчивого приобщения пользователей. Компании быстро вовлеклись в коллаборации и спецпроекты. Творческий процесс с клиентами непрерывен, и это заряжает всю команду.
Какие бренды уже работали с LOOKY?
РЖД, ТНТ, Synergetic, «Бетховен», Flowwow, «ИВИ». Например, к выходу сериала «Разрешите обратиться» мы с «ИВИ» разработали нейрофильтр, с помощью которого пользователи перевоплощались в оборотней. Было весело, интересно и страшно красиво. Как это помогло бренду: на красочной иллюстрации появлялся вотермарк «ИВИ», а пользователи по умолчанию становились участниками розыгрыша промокодов на подписку. Новоявленные клиенты «ИВИ» так и остались в онлайн-кинотеатре, а ведь это одна из самых высококонкурентных ниш. Идея, реализация, результат — как говорится, чтоб мы все так жили. Но коллабы с крупными брендами — лишь начало. Сейчас активно развиваем направление social e-commerce, поскольку стремимся помочь малому и среднему бизнесу: это непаханое поле по части креатива и масштабирования.
Недавно я модерировал дискуссию по перфоманс-маркетингу: обсуждали с брендами, каким хотим видеть social e-com в будущем.
В качестве референса мы ориентируемся на китайский рынок: там блогер на стриме может продать миллион телефонов. В LOOKY предприниматели и бренды смогут практически оптом сбывать свои продукты, причем не «в лоб», а в легкости: через контент, увлекательные механики и первых инфлюенсеров LOOKY. Уже есть кейсы, которыми мы скоро поделимся.
Сильно ли трансформировалась соцсеть с момента появления?
Еще как: мир такого не ожидал, но этим летом мы запустили собственную нейросеть, что вызвало бум регистраций и сверхактивность в приложении. Нейронка объединила юзеров и стала ключевым драйвером к выстраиванию лояльного комьюнити — это очень важно в первую очередь для самих пользователей.
Мы стали первой в мире социальной сетью с собственным ИИ-решением, к тому же бесплатным.
Собственная нейросеть — это сильно! Пользователи по-прежнему увлечены, хайп не угас?
Нет, во многом из-за качества реализации и разрыва шаблона: люди привыкли, что нейросеть — это обособленная площадка, куда приходят с единственной целью: создать контент. А позже решают, где выкладывать иллюстрации. Например, у Midjourney есть собственное комьюнити в Discord. ИИ-контент можно выложить в разные паблики, но единой удобной медиасреды нет. Когда мы запускали свою нейросеть, хотели создать юзер-френдли среду.
ИИ выступил мотиватором для постинга. Если раньше процентное соотношение контент-мейкеров и наблюдателей было 5 на 95, то сейчас — 15 на 75. Это говорит о постепенном творческом раскрепощении, которое взрослым людям, мы считаем, необходимо. Если дать лист бумаги и набор красок взрослому и ребенку, детская работа будет продуктивнее: ребенок не побоится испачкаться и выплеснуть все эмоции на бумагу. Нейронка — освободительница фантазии; это нравится и пользователям, и брендам. И мне, конечно!
Нейрофильтры с оборотнями для «ИВИ» — ситуативка. Расскажите о более фундаментальных решениях для брендов: как еще задействуете нейронку?
Одна из самых интересных коллабораций случилась с Synergetic. Экобренд выступает за раздельный сбор мусора, переработку пластика — мы призывали пользователей превращать мусорные баки в цветы. Это история со смыслом, а не просто красивый фильтр. В рамках инициативы Real ECO Synergetic размещает на сайте сторис с блогерами: те нативно продвигают товар. Кликнув на видео, можно перейти в LOOKY — первоисточник, где находятся видеоролики инфлюенсеров.
Мы готовим проект с детским брендом «Кораблик» — флешмоб, где дети и родители будут нейронить свое творчество. Уверен, будет здорово! Моему ребенку сейчас три, он много рисует. Когда мы активно разрабатывали нейросеть, я прогонял в ней детские рисунки. Какие-то кружочки или ладошки превращались в произведения нейроискусства — результат меня впечатлил, и со временем это переросло в спецпроект для «Кораблика».
Нейрофильтры и нейроаватары: в чем разница и на что они способны
Сейчас в LOOKY более 40 нейрофильтров. Как вы их создаете и чем они отличаются от других фильтров для обработки изображений?
Привычные фильтры для обработки минимально меняют настройки изображения: контрастность, яркость, цвета. Нейрофильтры значительно преобразуют контент, обеспечивая реалистичные перевоплощения — можно сказать, меняют ДНК исходного фото, оставляя саму композицию кадра.
Нейросеть распознает, что находится на изображении, и достраивает бэкграунд и детали. Скажем, у селфи в сеттинге «фэнтези» останутся узнаваемые черты лица, но поменяется фон: у кресла вырастут рога, а черный пиджак превратится в доспехи.
При разработке фильтров мы опираемся на интуицию и аналитику. Постоянно ищем и тестируем решения: не всегда идею можно масштабировать и превратить в нейрофильтр. Чем-то мы похожи на лабораторию по производству спецэффектов.
Наша R&D-команда (Research and Development, «исследование и развитие» — прим. ред.) исследует новые фичи — самые удачные интегрирует в соцсеть. Департамент продакшена доводит стили для нейрофильтров до должного вида и качества. Сейчас в топе стиль «фэнтези», долгое время лидировала «Барби». Также среди самых популярных — «комикс», «киберпанк» и «футуризм».
В октябре вы запустили нейроаватары. Чем они отличаются от нейрофильтров?
Обычные нейрофильтры не меняют композицию кадра, а накладывают особый «эффект». Аватары же — это возможность примерить другой образ, стать персонажем любимого кино или видеоигры.
Нейроаватары — персонажи с вашим лицом, созданные нейросетью. Пользователи пройдут через мультивселенные, станут героем видеоигры или известного фильма. Мы начали с каноничных супергероев — людям интересно, как они будут выглядеть в роли Джокера или Тора. Для ценителей культовых видеоигр запустили пак с героями Assassin’s Creed, The Last of Us и Tomb Raider, а в честь предстоящего Хеллоуина — нейроаватары Пеннивайза, зомби, оборотней и прочих хоррор-образов.
В соцсети уже более 1 млн пользователей. Кто составляет ядро аудитории?
Да, более 1 млн пользователей, причем мужчины и женщины представлены в равной пропорции. Возраст — в среднем 25–45 лет. Шире всего представлены крупные города — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар. Много жителей СНГ и других стран.
Зачем люди приходят в LOOKY? Глобально есть две категории: увлеченные юзеры и малый и средний бизнес. Мы активно работаем с внутренним комьюнити, с нашими, как мы говорим, «малышами» — пользователями, которые зарегистрировались в декабре прошлого года, когда LOOKY только запустилась. Они «подросли» и уже вовсю коллабятся с брендами. Поскольку соцсеть молодая, все активно подписываются друг на друга, и это отличный способ набрать аудиторию или использовать аккаунт как альтернативную платформу для экспериментов или дублирования контента.
Из-за санкций пользователи ряда соцсетей потеряли возможность продвигать свои услуги и товары. Какие возможности дает LOOKY малому и среднему бизнесу?
Один из самых простых, но ценных инструментов — возможность прикреплять кликабельную ссылку на товар. Предположим, вы плетете фенечки, варите мыло или печете мадленки. Каждый пост можно разметить ссылками и приглашать подписчиков на те же маркетплейсы. Есть возможности для продвижения публикаций. Скоро в LOOKY появится обширный функционал для настройки таргетированной рекламы.
Артем — о своем бэкграунде, команде LOOKY и ИИ-мире
Поговорим о планах. Каких обновлений ждать пользователям LOOKY в ближайшем будущем?
Мы работаем над фичами для видеоконтента: совершенствуем рилсы и скоро добавим видеоаватары, это пушка. Приоритетные задачи — продолжать растить комьюнити, развивать нейронку, делать спецпроекты с брендами и блогерами. Это планы на ближайшие полгода.
Что касается отдаленной перспективы — уверен, LOOKY нас всех еще удивит: хоть у команды и есть стратегия, некоторые вещи превосходят наши ожидания и дают буст каким-то отдельным направлениям. Мы не ожидали, что нейронка и геймификация окажутся настолько популярными, что программа лояльности будет пользоваться постоянным спросом у брендов. Я отношусь к нашему проекту с большой любовью. Мне нравится, что в LOOKY у меня есть возможность пробовать что-то новое и экспериментировать.
Чем вы занимались до LOOKY и за что сейчас отвечаете как креативный директор?
Я работал креативным директором в рекламе, продюсировал разработку игр и образовательных продуктов VRTech — делал проекты для Третьяковской галереи, Wargaming. В LOOKY этот опыт регулярно пригождается: еще до переговоров с клиентом понимаю, какие контент-механики понравятся пользователям и уместны ли они для конкретного бизнеса или ниши.
В какой-то момент меня заинтересовали VR-технологии: стал делать квесты, образовательные проекты, игры — например, World of Tanks VR, — и даже медицинские проекты. Преподаю в Британской высшей школе дизайна на курсе UX/UI.
Опыт геймдизайна дал особый подход к разработке любого продукта: мне нравится выстраивать процесс от концепции и интересной механики и смотреть на любой продукт с точки зрения «игрока». Сейчас любой продукт конкурирует с сериалами, книгами и даже сном. Опыт работы в видеопродакшенах дал мне навык выстраивать процесс работы креативной команды и способность получать красивый и качественный результат.
Я креативный директор, но функционально во многом продюсер. Когда у нас появляется новая фича — например, программа лояльности с геймификацией — нужно продумать визуал, механику интеграции бренда, концепцию спецпроекта. Конечно, мне всегда помогает прекрасная команда: отделы разработки, дизайна, PR и маркетинга.
Как вы собирали команду?
Команду для отдела креатива я сформировал из экс-коллег — проверенных профессионалов. Они уже знали меня как вменяемого менеджера креативных проектов (Смеется.).
В департаменте, который занимается непосредственно нейронкой, большой штат разработчиков. Тем не менее я тесно работаю с промт-инженерами и дата-сайентистами. Это относительно новая категория специалистов, которых днем с огнем не сыщешь. Мы пользовались сарафанным радио, чтобы заполучить их. У нас суперкоманда, но мы продолжаем искать людей, поскольку активно растем.
Как вы применяете геймдев-опыт на благо LOOKY?
Изначально мне хотелось сделать пребывание в соцсети приближенным к игровому опыту: таким же интересным и немного аддиктивным (Смеется.). Я люблю играть, хотя уже не готов тратить на это время.
Что понравилось из последних игр?
The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom — потрясающая игра, цепляет с первых минут и затягивает в особую, почти магическую атмосферу. Интересно, возможно ли что-то подобное почувствовать, пребывая в соцсети? Надо бы сделать нейрофильтр по «Зельде».
У вас есть личный блог в LOOKY, не связанный с брендом соцсети?
Это скорее микс. В основном я выкладываю что-то из внерабочей жизни: путешествия, забеги, поездки на велосипеде — все, что нахожу интересным. Иногда рассказываю о том, что происходит в LOOKY: например, анонсирую новые фильтры и фичи.
Почему вас привлекают технологии, дополняющие или преобразующие реальность? Есть ли в этом элемент эскапизма?
Мне часто задают этот вопрос. Во всем важен баланс: между работой и личной жизнью, виртуальной реальностью и физическим миром — непростым, но прекрасным. LOOKY не предполагает полный уход в нейронку: все-таки главное в соцсети — как раз таки возможность социализации. Это лишь «мостик» на пути к живым знакомствам и эмоциям. Конечно, я за баланс между классическим и нейроконтентом.
И в завершение разговора — назад в будущее. Нейросети способны лишить креативщиков работы?
Я не футуролог, но поделюсь соображениями. В то, что ИИ заменит человека, я не верю. Люди важны во многих процессах: коммуникации, выстраивании смыслов, контроле за результатами. Какие-то профессии могут стать неактуальными, но трансформируются во что-то новое.
Разделяете ли вы опасения, связанные с повсеместным внедрением ИИ?
Думаю, не сработает ни один из сценариев: ни оптимистичный, ни пессимистичный. Недавно дочитал книгу «Когда мы перестали понимать мир». Там разобраны научные открытия прошлого века, и одна из историй — про ученого, который изобрел и отравляющий газ, который использовали во время Второй мировой войны, и удобрения, спасшие жизни миллионам людей, по сути, избавив их от голода.
Критически важно, в чьих руках окажутся нейросети. Опасения понятны: регулировать и сдерживать процессы развития ИИ необходимо. Мы сейчас как серферы: пытаемся запрыгнуть на волну и понять, куда двигаться дальше. С появлением VR тоже казалось, что технология изменит весь мир и захватит умы. Но она заняла свои ниши: образование, медицина, искусство. С нейросетями вполне может произойти то же самое.
Креативная сфера — одна из многих, где ИИ способен привнести позитивные смыслы: дать новые рабочие места и неожиданные продукты, которыми мы все будем пользоваться. Поэтому продолжаем учиться сами, обучать ИИ и направлять его мощности в позитивное русло.
* принадлежит Meta, организации, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.
Комментарии (0)