18+
  • Образ жизни
  • Спецпроекты
  • Технологии
  • Бизнес
Технологии

Поделиться:

Александр Тоболь: «ВКонтакте открывает пользователям мир NFT»

12 декабря социальная сеть ВКонтакте запустила собственную NFT-инфраструктуру: NFT-аватары, витрину с возможностью показывать коллекционные цифровые предметы в своем профиле — и анонсировала собственную NFT-коллекцию, созданную вместе с ведущими российскими цифровыми художниками. Мы поговорили с техническим директором ВКонтакте Александром Тоболем, чтобы узнать подробности. Теперь у NFT в России появился шанс стать по-настоящему массовой и доступной технологией.

Расскажите, что сейчас происходит с рынком NFT? Как он развивается после бурного роста год назад?

Давайте посмотрим на любую новую технологию. Вначале есть early-adopters, которые на ранней стадии видят успех технологии, затем случается хайп, а в финале остается общий тренд. Сейчас мы видим, что хайп вокруг NFT спал, с рынка ушли спекулянты, но сама технология осталась и развивается. Не случайно NFT продолжают использовать и внедрять ведущие мировые музеи и университеты. Например, в этом году выпускники магистратуры МФТИ по программе «Блокчейн» получили дипломы в виде NFT. Поэтому команда ВКонтакте уверена, что сейчас отличный момент, если вы хотите выходить на этот рынок.

Как блокчейн-технологии могут сделать жизнь обычного пользователя лучше уже сейчас? Это вообще безопасно?

Самое главное, что нужно знать про блокчейн: это распределенный реестр, в котором невозможно подделать запись. Возьмем для примера NFT-диплом. Вуз на сайте публикует ID своего официального криптокошелька. Все дипломы, которые выпустил вуз с помощью этой технологии, можно посмотреть по ID кошелька. Пространства для подделки нет, все абсолютно прозрачно. Конечно, если вы покупаете на NFT-маркетплейсе работу известного художника, вы можете наткнуться на подделку. Такое бывает, если покупатель не проверит профиль художника и соблазнится низкой ценой. Так же, как и в реальном мире, когда вместо проверенной галереи вы пойдете к сомнительному дилеру, торгующему работами без провенанса. У ВКонтакте есть синие галочки — механизм авторизации, с помощью которого мы верифицируем автора цифрового контента. Если вы зайдете на страницу такого художника и увидите галочку, значит, все в порядке.

«У ВКонтакте философия — соединять людей и технологии»

Когда команда ВКонтакте поняла, что без собственной NFT-инфраструктуры не обойтись?

У ВКонтакте философия — соединять людей и технологии. Поэтому наша задача — создать настолько простые инструменты, чтобы каждый наш пользователь смог воспользоваться технологией. В какой-то момент мы поняли, что рынок NFT сформировался и определены проверенные стабильные инструменты. Внутри ВКонтакте мы поддерживаем для наших пользователей востребованные блокчейны и криптокошельки, а затем упаковываем продукт в понятный и приятный интерфейс. Раньше вам надо было самостоятельно изучать множество маркетплейсов, выбирать кошелек, искать инструкции, как со всем этим работать. Теперь NFT-инфраструктура будет в привычной социальной сети. Все в одном месте — здесь же вы можете продвигать собственный контент. Мы создаем рынок NFT в России для всех людей.

То есть теперь NFT можно будет купить, грубо говоря, в два клика и даже с помощью обычной банковской карты?

Именно так! Мы делаем как раз такой простой инструмент, с помощью которого можно купить, продать, выставить NFT в свой профиль ВКонтакте. Ведь сейчас как? Есть привычная вам социальная сеть, где вы каждый день общаетесь с друзьями, делитесь своими фотографиями, мемами, новостями. Во ВКонтакте уже есть 100 миллионов активных пользователей, с которыми можно делиться контентом и зарабатывать на нем. Одновременно существует рынок NFT, который от этой уже привычной практики оторван. Чтобы стать участником этого рынка, нужно идти на сторонние маркетплейсы, где аудитория не очень большая и не очень понятная. Там нужно создавать профиль, разбираться в механиках торговли. Что делаем мы? Берем инструменты торговли NFT-маркетплейсов и помещаем внутрь понятной и знакомой социальной сети. Теперь каждый сможет приобретать предметы цифрового искусства и по-новому себя репрезентировать. И все это в несколько кликов. Мультичейновый маркетплейс, то есть поддерживающий разные популярные блокчейны, — это следующий шаг нашего проекта.

Расскажите про первую коллекцию, которую вы делаете с такими художниками, как Руслан Вяльцев, Misha Libertee, Женя Зубков. Почему выбрали именно их?

Мы выбрали авторов, которые близки нам по духу, отражают ценности ВКонтакте и, конечно, уже завоевали авторитет в индустрии. Например, Руслан Вяльцев входит в топ-20 по активности на одной из самых популярных мировых NFT-площадок для художников Foundation. Художники, с которыми мы работаем, начали развивать NFT-рынок в России, когда его еще не было, поэтому я уверен — дроп будет очень интересным. Обязательно куплю себе несколько работ. Кстати, у меня уже есть криптоарт Руслана Вяльцева в личной коллекции.

Если у пользователей уже есть NFT, то они теперь смогут показывать их прямо в профиле ВКонтакте? И не надо будет объяснять, что это не просто «картинка»?

Конечно. Нам хочется, чтобы в цифровом пространстве можно было поделиться искусством и другими коллекционными предметами. Например, вы покупаете оригинал картины на известном аукционе со всеми необходимыми документами и сертификатами. Вы практически на 100% уверены, что это не подделка. То же самое с одеждой или сумкой любимого бренда. Нам свойственно демонстрировать наши ценности через материальные вещи. NFT помогает делать то же самое в цифровом мире. Самое важное, что ваши цифровые активы теперь защищены, ведь NFT — это сертификат подлинности. Теперь люди, которые зайдут в ваш профиль ВКонтакте, увидят, какие у вас ценности, какое искусство вы любите и какие футбольные клубы поддерживаете, покупая их коллекционные NFT-карточки. Ни у кого не возникнет вопросов, что эти цифровые предметы просто скопированы у кого-то. Теперь мы можем находить «своих» людей и оценивать digital-инвестиции партнеров — все как в реальном мире. На первом этапе мы будем поддерживать размещение в профиле NFT, созданных на блокчейнах Etherium и Polygon. Дальше планируем подключать и другие блокчейны, например TON.

«В России порядка 10 миллионов человек пользуются криптотехнологиями»

Блокчейн-технологии уже проникли в повседневную жизнь?

Да, уже начинают проникать. Мы это видим на себе и независимых оценках. Например, перед запуском нашего NFT-проекта мы провели несколько исследований. Одно из них показало, что в России порядка 10 миллионов человек пользуются криптотехнологиями. Наша страна демонстрирует один из самых высоких показателей проникновения блокчейн-технологий. 10 миллионов из примерно 90 миллионов пользователей Рунета — это очень много! Поэтому NFT во ВКонтакте появляются очень своевременно.

А что делать совсем новичкам?

Во ВКонтакте уже есть много NFT-пабликов, которые ведут энтузиасты. Недавно мы запустили официальный паблик от нашей команды VK NFT HUB, чтобы у пользователей всегда был под рукой актуальный образовательный контент. В рамках запуска NFT-проекта мы создали несколько простых уроков, которые объясняют, что такое NFT и как им пользоваться. Познавать мир NFT вместе с нашими пользователями — это еще одна наша цель. С помощью сообщества, курсов и других инструментов люди получат все необходимые знания о современных технологиях, и все это простым языком.

Вообще наши пользователи очень легко осваивают новые функции ВКонтакте. Например, в этом году мы запустили цифровые аватары vmoji, созданные при помощи наших алгоритмов распознавания лиц и нейросетей. Пользователи могут создать свой цифровой аватар и даже отредактировать его. Спустя несколько месяцев этой функцией пользуются уже больше 8 миллионов пользователей. В перспективе цифровые аватары смогут обзавестись брендовой одеждой, например абсолютно уникальными NFT-предметами, с помощью которых вас будут идентифицировать внутри социальной сети и, возможно, даже вне ее.

«Мы уже цифровая вселенная»

Есть еще одна тема, о которой не прекращаются разговоры уже год, — метавселенные. Будет ли ВКонтакте создавать свою собственную?

Мы уже цифровая вселенная. Виртуальная вселенная — очень общее понятие, под ним имеются в виду и игровые пространства вроде Roblox, и экосистемы таких компаний, как, например, Microsoft. На мой взгляд, мы уже находимся в виртуальной вселенной. Пользователи ВКонтакте проводят в соцсети несколько часов каждый день, а в целом в цифровом пространстве — еще больше. Многих людей, с которыми мы знакомы в сети, мы никогда не видели в реальности. Мы общаемся с ними через сообщения, звонки, видеосвязь, узнаем о событиях из их жизни в ленте новостей или в историях. По сути все это и есть общение в виртуальной вселенной. Пользователь ВКонтакте уже давно в ней, и здесь он может решить большинство своих онлайн-задач. Персональные аватары vmoji — это еще один шаг к более интенсивному и объемному виртуальному опыту. Наша команда планирует совершенствовать эту технологию и внедрять ее в другие продукты. Например, с помощью vmoji вы получите очень классный и красивый цифровой аватар, который будет представлять вас во время видеозвонка, если не будет возможности включить камеру. У него будет очень живая и реалистичная мимика. И это только один из этапов развития.

 

Словарик для ньюкамеров

Блокчейн

Распределенная база данных. Технология известна благодаря сделкам в криптовалютах, но ее используют также банки и государственные институции. Все данные, записанные в блокчейн, хранятся на множестве компьютеров по всему миру. Это обеспечивает суперпрозрачность технологии. Существует множество блокчейнов, самые популярные — Bitcoin, Etherium, Tezos, Polygon.

NFT — невзаимозаменяемые токены

Обычные токены в блокчейне взаимозаменяемые, как, например, акции компании: одна акция эквивалентна такой же акции. А есть токены невзаимозаменяемые, каждый такой токен может служить цифровым сертификатом, который представляет уникальный объект, в том числе произведение искусства. Поэтому с помощью NFT продают цифровые товары: искусство, коллекционные карточки, мемы.

Заминтить

Это значит поместить определенные данные в блокчейн. Например, заминтить NFT — значит дать файлу (картинке, видео, фотографии, треку) уникальный ID в блокчейне.

Криптоарт

Цифровое искусство, которое создается для того, чтобы продавать его с помощью технологии NFT на NFT-маркетплейсах. Основная аудитория — криптокомьюнити.

NFT-маркетплейс

Онлайн-магазин, работающий с помощью блокчейн-технологий. На этом маркетплейсе можно купить или продать цифровые ценности с помощью NFT. Это касается и искусства, и коллекционных карточек и земли в метавселенных.

Метавселенные

Следующий этап развития интернета, интернет без границ. В метавселенных люди могут общаться с помощью цифровых аватаров, посещать виртуальные концерты и мероприятия, а также вместе работать. Понятие очень широкое, и четко его определить пока никто не может.

Фото: Антон Рудзат и пресс-служба ВКонтакте

Технический директор: Иван Блинов

Ассистент по свету: Антон Попов (Skypoint)

Визажист: Елена Маханова

Стилисты: Эльмира Тулебаева и Ася Пилова

Продюсеры: Ирена Азаркевич и Жанна Галай

Ретушер: Жанна Галай

Редактор: Светлана Некрасова

Теги:
Бизнес
Люди:
Александр Тоболь

Комментарии (0)