Выпускник Новороссийской государственной морской академия им. Ушакова и отличник факультета «Судовождение» Юрий Булгаков начинал как бизнесмен с дистрибуции кофе. Сейчас он возглавляет крупнейшую компанию по экспорту макулатуры «Глобал Трэйдинг» (с оборотом чуть меньше 500 миллионов рублей за 2020-й!), скоро будет делать мебель из переработанного пластика, а недавно стал Президентом Клуба 500 Санкт-Петербург – сообщества для предпринимателей со средним оборотом от 650 миллионов рублей в год.
Как выпускник Морской академии стал бизнесменом?
Не поверите, но я все время задаю себе этот вопрос: каким образом парню из простой семьи, где мама – медсестра, а папа – электромеханик, удалось вообще получить такое хорошее образование, на каких волевых я туда поступил и прошел все шесть лет обучения в морской академии. А после этого еще умудрился поработать и пожить в разных странах, получить незабываемый опыт путешествий и, как следствие, стать предпринимателем. Мне часто задают вопрос: «Предпринимателем рождаются или становятся?».
И каков ответ?
Раньше я думал, что предпринимателем становятся, но чем больше я общаюсь с бизнесменами, тем больше я понимаю, что быть им – это, скорее всего, врожденное качество, и по статистике ответов от коллег и партнеров, видимо, так оно и есть. Поэтому, отвечая на вопрос «Как выпускник морской академии мог стать предпринимателем?», могу сказать: наверное, я всю жизнь им был, просто, как и все советские дети, подавлял в себе желание быть другим и выделяться. В какой-то момент, когда все эти зажимы и барьеры внутри были проработаны, я раскрыл свой истинный потенциал. Так я и стал предпринимателем – наверное, после того, как скинул оковы разума и стал сдвигать наложенные мне обществом границы в сторону, чтобы смотреть дальше и чувствовать больше. Я не хочу сказать, что те, кто не родились предпринимателями, никогда ими не будут, но…
Свою первую бизнес-систему вы построили всего 7 лет назад, а сейчас у вас миллионные обороты. Это везение или опыт?
Доля везения всегда присутствует, но опыт, накопленный в течение жизни, безусловно сыграл свою роль, так как я к моменту основания бизнеса уже смог поработать и три года помощником капитана в море, и десять лет в судоходной международной компании, но уже в офисе на разных должностях, в разных отделах и даже в разных странах. То есть понимание международного бизнеса у меня уже было, и все, что я узнал, работая в крупной организации, я применил в выстраивании внутренних бизнес-процессов. Мой бизнес начался с одного человека, с меня, постепенно вырастая в разы. Сейчас наш штат составляет порядка 50 сотрудников. Все это выстраивалось годами: сначала я нанимал и обучал людей сам, потом уже они нанимали других и обучали других. Таким образом произошло масштабирование моего бизнеса: через делегирование и обучение людей, взращивание своих кадров внутри компании.
Какой опыт полезнее: успехи или неудачи?
На мой взгляд, любой опыт, который человек получает в течение жизни, полезен. Самое главное – это рефлексия по поводу и удачных сделок, и неудачных. Тем не менее, вторые, наверное, лично меня двигали больше к прогрессу, чем успехи. Это мне так кажется именно сейчас. Я всегда более глубоко анализировал отрицательные кейсы и старался извлечь максимальное понимание этой ситуации, чтобы она не повторялась вновь. По поводу успешных моментов: это меня, безусловно, радовало, но мне кажется, я не так сильно углублялся, что же я там сделал настолько хорошо. Раз сделал, значит я это умею и смогу повторить. Поэтому, мой ответ – неудачные моменты больше влияют на развитие.
Вы когда-то занимались кофейным бизнесом, который не принес прибыли, хотя вы и вышли в ноль. Чтобы сохранить дело, стали вникать в маркетинг, которому учились «в полях». Вы жалели, что у вас нет профильного образования? И нужно ли оно?
Я никогда ни о чем не жалею – на мой взгляд, бесполезное занятие. Конечно, в тот момент абсолютно точно мне не хватало ни навыков в маркетинге, ни знаний, и все, что я мог сделать, – нанять человека с таким бэкграундом. Но здесь успех бизнеса сильно зависел от маркетолога. Специалист, который тогда у меня работал, был компетентным человеком, который помог вырастить бизнес. Жалел ли я, что у меня самого нет образования? Нет. Я понимаю, что всех дипломов в мире не получить и единственное, чему мне нужно научиться, – это быть хорошим управленцем. Для того, чтобы уметь нанимать, развивать, делегировать задачу людям. Поэтому, нет, не жалею. Нужно ли оно? Если бизнес связан тесно с маркетингом, с продвижением каких-то товаров, наверное, для лучшего его понимания имеет смысл разобраться в вопросе глубже. Нужно ли получать профильное образование? Скорее нет, чем да. Но курсы пройти не мешало бы. Или какое-нибудь глубокое ускоренное изучение о том, что такое маркетинг конкретно в твоем сегменте.
Один из ваших принципов – действовать с учетом обстоятельств, не бояться принимать решения и идти на эксперимент. Кажется, что он достаточно рискован. Вы всегда ему следуете и насколько это эффективно?
Я считаю, что единственный путь развития человека – это постоянно генерировать идеи и проверять их. Думаю, тот, кто не тестирует гипотезы, скорее всего, ничего не делает, поэтому не ошибается, и сложно вообще говорить о результатах такого человека. Я действительно предпочитаю искать и использовать в деле все новое. Я считаю, что это единственный эффективный путь развития. Но здесь самое главное вовремя остановиться, чтобы не терять ресурсы и время, если гипотеза оказалась ошибочной.
Пока работать в индустрии переработки в России – это риск для бизнеса. Почему вы решили интегрироваться в эту сферу?
Когда я только начал развиваться в индустрии переработки, я понял одно: любой бизнес является рискованным. Кроме этого, я человек, который любит слушать пространство, а в тот момент оно предложило заниматься именно этим направлением. Я изучил вопрос, начал что-то предпринимать, и у меня стало получаться – ну и, соответственно, когда я запустил компанию, вопрос риска у меня вообще не стоял. Я просто шел вперед, проламывая стены и сметая все на своем пути для достижения своей цели. Я решил интегрироваться в сферу переработки просто потому, что мне это нравилось, приносило удовольствие и я шел вперед.
Сейчас вы стоите на пороге запуска эко-производства под названием «ЭкоЦентр Умная Среда», куда уже инвестировали 35 млн руб. Зачем вам это нужно?
Добившись определенных оборотов и успехов в своей компании по экспорту макулатуры «Глобал Трэйдинг», я решил инвестировать не в ценные бумаги и фондовую биржу, а в производство. Мне очень интересен курс на экологию, которого придерживаются все прогрессивные компании в Петербурге, России и в мире. Но сначала было необходимо найти единомышленников и партнеров, придерживающихся тренда на работу с переработанным пластиком. Мы решили объединиться с Алексеем Варламовым, основателем проекта «Умная среда». Уверен, в синергии наши компетенции дадут очень серьезный результат, но не только финансовый: наш бизнес будет приносить пользу человеку и планете.
Что такое «ЭкоЦентр Умная Среда»?
Производство мебели, картин, предметов интерьера из переработанного пластика. У нас запланировано 10 линий, которые будут превращать пластик в необходимое сырье – основу для нашей продукции. Таким образом, мы работаем на сокращение вырубки деревьев, углеродного следа человека и неэкологичного мусора. Так, 5000 пластиковых пакетов – это одна эколавка, а две эколавки – это одно спасенное дерево. А еще они долговечнее и надежнее деревянных и железных аналогов.
Но тем не менее, вы, думаю, посчитали и эффективность своего проекта. Почему это будет востребовано?
Уже сейчас многие компании создают эко-офисы, город хочет быть более дружелюбным к своим жителям, а люди все чаще задумываются, что оставят следующим поколениям. Этот тренд всеобъемлющий и стремительный, и нам хочется быть внутри мировой повестки, формировать ее и отвечать глобальным запросам. Кроме этого, успех за ESG-инициативами, в основе которых лежат три принципа: экология, социальная ответственность и осознанное управление. Компании ищут партнеров с такими же взглядами на жизнь и бизнес, и мы должны быть частью этого будущего, а не оглядываться назад.
Вы Президент Международного закрытого бизнес-сообщества Клуб 500 Санкт-Петербург. В чем его суть?
Человеку необходимо принадлежать к какому-то сообществу. У него должен быть свой круг по интересам и сфера, в которой он может развиваться. Более того, выжить в современных стремительных процессах сможет только сильное сообщество, усиливающее своих резидентов. Это как раз Клуб 500. Поэтому суть Клуба – в постоянном развитии его комьюнити, которое двигается вперед благодаря обучающим программам, обмену опытом и просто коммуникации с коллегами. Есть две большие разницы: сидеть на корме какого-нибудь военного корабля, напичканного боеприпасами, патронами, и испытывать то ощущение, что ты как будто бы среди сильных людей, хотя на самом деле все, кто на этом вооруженном корабле, сильно боятся. И в то же время находиться среди предпринимателей, которые просто не боятся делать бизнес в нашей стране и готовы идти вперед, развиваться и приносить как пользу обществу, так и пользу себе за счет развития.
Вы заряжаете друг друга.
Да! В месте, где мы собираемся, даже включается какая-то волшебная магия, энергия предпринимательства летает в воздухе, и все после таких встреч расходятся очень заряженные, приходят к себе на производства и начинают работать эффективнее, достигая новых больших результатов. Потом, когда мы снова встречаемся, те, кто достиг новых целей, делятся ими, тем самым отдавая энергию партнерам по клубу. Наш проект – это такая безопасная платформа для роста, заработка, хорошего времяпрепровождения.
Кто входит в состав Клуба?
Это предприниматели, у которых очень четко настроено их дело, все работает, как часы, и на сегодняшний день им просто хочется общаться с людьми их круга, с теми, кто понимает, что такое бизнес в России. Вообще, я считаю, что предпринимательство в России – это явление. предпринимателей в России очень мало. По идее, нас должны холить и лелеять, а нам приходится выживать совсем не в комфортных условиях, но тем не менее, я вижу, что тренд растущий, количество бизнесменов становится больше, ну а за счет такого клуба, как наш, они не просто растут – за ними развивается еще и новое поколение. Так что, Клуб 500 – это такая международная экосистема, в которой все участники поддерживают, помогают решать вопросы любой сложности, тем самым подтягивая друг друга на новый уровень развития и заработка.
Комментарии (2)