Стартапер Марина Могилко на 4 курсе СПбГУ запустила свой первый образовательный проект. Спустя 10 лет Марина из Сан-Франциско управляет сервисом для бронирования языковых курсов за рубежом LinguaTrip и умами 4 млн подписчиков на YouTube, выпускает пособие для предпринимателей, устраивает коуч-сессии для видеоблогеров, а в перерывах воспитывает годовалую дочь. И все это в эпоху Covid-19! Наш полномочный представитель в Кремниевой долине рассказала «Собака.ru», как бизнесу следует вести себя в 2020-м.
Если ранжировать мои проекты по доходности на первом месте окажется платформа LinguaTrip, затем курсы для видеоблогеров и три Youtube-канала (Silicon Valley Girl и Linguamarina на английском и Marina Mogilko на русском).
LinguaTrip — сервис для бронирования языковых курсов за рубежом — очень сильно просела за карантин, выручка упала в 2 раза. Но, к счастью, подрос онлайн: у нас есть регулярные занятия английским по Skype, интенсивы, видеокурсы, уроки с носителями, печатные пособия — засчет этого удалось сохранить большую часть команды. Но кого-то, конечно, пришлось сократить: в феврале была команда из 80 человек, сейчас осталось 50. Был момент, когда сокращали загрузку до 80%, чтобы снизить зарплаты — большинство сотрудников получает деньги за объем сделанной работы. Третий для LinguaTrip кризис в жизни я переживаю довольно спокойно, ведь в итоге все пройдет, а нервы мне никто не вернет.
В Штатах, где зарегистрирована LinguaTrip, было несколько видов господдержки бизнеса. Большей части резидентов США, уплатившей налоги в 2019 выдали субсидию в 1200 долларов, руководителям предприятий при определенных критериях — деньги на зарплаты сотрудникам за 2,5 месяца. Возвращать их не нужно при условии, что штат будет сохранен. Если тебя все-таки уволили, можешь встать на биржу труда и получать пособие по безработице $450 с коронавирусной надбавкой $600. Вот тогда людям стало выгоднее сидеть дома, чем ходить на работу.
Наша команда рассредоточена по всему миру. Я с мои мужем и партнером по бизнесу Дмитрием Пистоляко находимся в основном все время в Калифорнии, в Петербурге работают человек 20 и в Москве 30. Изначально компания строилась на удаленке, поэтому нам совершенно неважно, где живут сотрудники. К тому же дистанционная работа намного продуктивнее, потому что в офисе можно создать видимость работы, а дома перед тобой стоят конкретные задачи.
Сценарий оптимизации компании зависит от специфики бизнеса. Например, мы в апреле решили, что с некоторыми сотрудниками переходим на почасовую оплату. Визовому менеджеру платили весь карантин полную ставку, чтобы удержать человека. Но вы же понимаете, что 6 месяцев держать визовый отдел из 7 человек, когда просто нет работы, а границы закрыты, — невозможно.
Конечно, я очень рада за бизнесы со сверхприбылью и подушкой безопасности, они могут держать пару месяцев людей. В 2015 году мы вышли на прибыльность и решили, что с этих пор также работаем на оптимальность. Этот семимесячный простой, мне кажется, никак не оптимален. Кого-то я забрала в свою «Школу ютуберов», кто-то стал продавать высшее образование, но всех держать не стала.
На моем англоязычном YouTube-канале Silicon Valley Girl все хорошо! В марте, как только началась пандемия, раскупили рекламу на два месяца вперед. Все стартапы, чьи продукты полезны для работы из дома, поняли, что это их золотой час. Поэтому несколько месяцев у меня не выходило ни одного видео без коммерческого партнера.
Мы сделали вывод, что не умеем нанимать людей, которые знают больше нас. Вот с маркетингом всегда проблемы — уверены, что знаем об этом лучше всех, и не можем найти достойного сотрудника. Сейчас в моей школе Ютуберов решили сделать по-другому, на каждую должность взяли очень сильных и дорогих людей. Будем смотреть, что из этого выйдет.
Раньше я пользовалась тайм-менеджментом, потому что выполняла работу, которая не соответствует моему темпераменту. Например, писать книгу — очень муторное занятие без быстрого результата, ты сразу демотивируешься. Если очень хочешь достичь цели, не нужен никакой тайм-менеджмент — ты любую свободную минуту посвятишь мечте.
Как все успевать? Нужны хорошие команды, отсутствие страха делегировать и умение четко поставить задачи. При этом желательно общаться с 5-6 руководителями и не уходить в микроменеджмент. Есть антидот для слишком тревожного CEO: волшебное приложение Time Doctor, которое отмечает выполненные задачи и отработанные часы.
Специалиста по личной эффективности у меня в команде нет, проблемы обсуждаю с друзьями-предпринимателями Колей Давыдовым, братьями Либерманами, Сергеем Дороничевым — кого-то из них вы могли видеть в фильме Дудя про Силиконовую долину. В итоге у всех одни и те же проблемы: не могу нормально подобрать сотрудника, не могу нормально поставить цели. Мы любим о таком посплетничать.
Многие, к слову, выступили с критикой работы Юры, потому что среди героев не оказалось женщин. У каждого свой взгляд на мир, ведь мы говорим не о выдержке из энциклопедии, а о субъективном взгляде. Ко мне тоже часто приходят на канал и пишут, что я неправду рассказываю про Америку! Но я показываю собственный взгляд и он именно такой.
Мне не приходилось сталкиваться с сексизмом на работе. Единственный раз инвестор из Китая, недвусмысленно приобняв меня за талию, обещал инвестировать в стартап, если я схожу с ним на ужин. Да, иногда на женщин смотрят снисходительно, но я не знаю историй, в которых девушке с реально крутым проектом отказали в инвестициях по половому признаку.
Сейчас мы запускаем проект для учителей, которым нужно перенести групповые занятия в онлайн. Он систематизирует весь процесс: и графики, и страницы оплаты находятся в одном месте. Также надеемся, что им будут пользоваться блогеры для своих закрытых мероприятий или организаторы паблик-токов.
Как бизнесу преодолеть коронакризис? ТОП-5 советов от Марины Могилко
1. Стройте личный бренд
В наше время мы покупаем не у компании, а у людей. Когда руководителя знают, доверия клиентов растет. И, конечно, не всегда можно спрогнозировать, что будет с бизнесом. Спустя 2 года он может закрыться, а аудитория останется с тобой. Соцсети – это площадка для теста новых идей, лояльные клиенты и нетворкинг.
2. Развивайте присутствие на YouTube
Это и маркетинговый канал, и отдельный источник дохода. YouTube — вторая поисковая площадка в мире и присутствие на ней обязательно.
3. Диверсифицируйте
Если бы у LinguaTrip был один источник дохода — путешествия — она бы закрылась на карантине. Всегда нужно иметь парочку направлений: одну офлайн, другое онлайн. Нужно понимать, что есть сферы, которые при малейшем кризисе схлопываются.
4. Старайтесь иметь в запасе денег на 3-6 месяцев работы без выручки
Сроки здесь весьма условные: запаситесь той подушкой безопасности, на которой вы сможете спокойно спать ночью.
5. Развивайте несколько рынков
В идеале на англоязычном! В России экономический рынок очень неспокоен. Смотрите шире, чтобы расти и развиваться.
Комментарии (0)