Колыбель дизайна, великая школа, совершившая революцию в архитектуре, дизайне и искусстве в целом, – в этом году Баухаус чествуют по всему миру. На родине, в Германии, подготовили по-настоящему колоссальную музейную, фестивальную, выставочную программу – запланировано около 700 всевозможных событий. Рассказываем, почему важно там побывать.
Сегодня словом «баухаус» чаще обозначают стиль в модернистской архитектуре 30–60-х годов прошлого века, но изначально так назвалось учебное заведение – Высшая школа строительства и конструирования (Баухаус). Она просуществовала недолго, всего 14 лет (1919–1933 гг.), но подарила миру самую влиятельную, немецкую версию модернизма, идеи которой распространились далеко за пределы страны, определив вектор эстетического развития искусства в всем мире. Дома, в которых мы живем сегодня, – наследники Баухауса, а предметы, придуманные дизайнерами сто лет назад, можно найти в каждой квартире.
Начало. Веймарская республика
Все началось в 1919 году в Веймаре. Эпоха была переломной. По всей Европе только что отгремели революции, пали империи, Германия совсем недавно стала республикой. Привычный уклад рушился, старое искусство, архитектура больше не отвечали запросам общества, начиналась новая жизнь, и искусство в ней тоже должно было быть новым. В это полное надежд время в Веймаре открывается высшее учебное заведение, художественная школа нового образца, которая должна была изменить мир, совершив переворот в искусстве.
Простое и емкое название Баухаус (bau – «строительство», haus – «дом») отражало ясные и одновременно с этим амбициозные цели создателей – они хотели понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику частных и общественных пространств. Понять и начать строить для широких масс, а не в интересах правящего класса. Строить так, чтобы красота отвечала функциональности, чтобы синтез искусств работал на благо людей.
Отцы-основатели Баухауса – архитектор Анри ван де Вельде, инициатор создания школы, и Вальтер Гропиус – архитектор, прославившийся смелыми экспериментами. Он стал первым директором Баухауса и главным его идеологом. Именно Гропиус вдохнул в Баухаус творческую жизнь, вдохновил и увлек самых талантливых и смелых.
«Давайте создадим новую гильдию ремесленников, без классовых различий, которые возводят барьер высокомерия между ремесленником и художником. Давайте вместе придумаем и построим новое здание будущего, в котором архитектура, скульптура и живопись сольются в единое целое и которое однажды руки миллионов рабочих поднимут к небесам, как хрустальный символ новой веры».
Вальтер Гропиус
Веймар
Всего три часа от Берлина на авто, и вы на родине Баухауса. До недавнего времени «гениями этого места» туристы считали Гете и Шиллера, но теперь все изменилось. Город стал частью гранд-тура, который совершают в Германии поклонники модернизма.
Хаус-ам-Хорн (Haus am Horn) – первое здание Баухауса в Веймаре. Истинный Баухаус во всей красе, образцово-показательный дом, прототип, сделанный специально для выставки, на которой школа должна была продемонстрировать общественности свои достижения. Дом откроется для посетителей после реконструкции 18 мая 2019 года.
6 апреля состоится презентация нового музея школы и постоянной экспозиции модернизма. Тут можно узнать все об истории Баухауса, о его работе. Музей построен по проекту немецкого архитектора Хайке Ханады.
28 апреля пройдет марафон, посвященный столетию Баухауса. Можно бежать классическую дистанцию в 42 км, полумарафон или эстафету. Маршрут будет проходить через архитектурные памятники Баухауса и другие достопримечательности. По условиям праздничного забега участники могут делать культурные тайм-ауты: послушать концерт, зайти на выставку, посетить экскурсию. Причем культурные передышки не будут учитываться при расчете финального времени. Зарегистрироваться на марафон можно здесь.
Кто работал в Баухаусе?
Гропиусу удалось собрать мощнейший преподавательский коллектив – весь авангард мировой художественной мысли, главных новаторов своего времени. Каждый из них – революционер в своем виде искусства: в живописи, архитектуре, скульптуре, дизайне. Обновления требовали все области творчества, так что учителей подбирали из самых разных сфер.
Чему учили в Баухаусе?
Модель образования в школе сильно отличалась от классической. Начинали не с истории искусства или рисования с натуры. Здесь занимались прикладными искусствами. Студенты получали базовые знания о форме, фактурах, материалах и быстро переходили к практике. В Баухаусе были не кафедры, а мастерские, где художники работали вместе с ремесленниками.
Украшательство отменялось. Форма и внешний вид как зданий, так и предметов должны были быть подчинены функции. Ведь здесь придумывали не уникальные произведения для элит, а товары массового потребления: доступные, удобные и качественные.
Баухаус не был учебным заведением в чистом виде. Гропиусу удалось создать уникальное творческое объединение, лабораторию. В мастерских делали прототипы мебели, тканей, светильников, керамики. Лучшее отправляли на конвейер, эти вещи продавались, частично школа даже была на самофинансировании. Архитектурные проекты воплощались в жизнь, по проектам Баухауса строились дома и целые поселки. Это были исключительно плодотворные годы для преподавателей и студентов. Варясь в одном творческом котле, они создавали философию и язык нового искусства, меняли восприятие мира, пространства, цвета, звуков в самых разных жанрах, от архитектуры, скульптуры до моды, фотографии и даже балета.
Среда, союз единомышленников, желание изменить мир давало импульс каждому из них. Шлеммер, Кандинский, Гропиус, Иттен… На времена Баухауса приходится расцвет их творческого гения. Это были настоящие романтики, одержимые идеей создать новую среду обитания, новый образ жизни и «удовлетворить потребности человеческого духа», как писал Вальтер Гропиус.
В 1925 году власти Веймара перестали субсидировать школу, и она переехала в Дессау в здание, построенное Гропиусом, где просуществовала до 31-го года. К тому моменту ее директором был назначен знаменитый Людвиг Мис ван дер Роэ. Последним адресом Баухауса стал Берлин.
«Переизобретая мир». Главные шедевры Баухауса
Архитектура
Многое из того, что нас окружает, происходит из Баухауса. Это, например, железобетонные здания, в которых мы живем, построенные из универсальных элементов. Вместе со сборными зданиями родились и принципы застройки нового типа. Новые идеи Гропиус реализует в поселке Дессау-Тёртен в Дессау – 370 сборных домов с прилегающими участками. Излюбленной темой в Баухаусе было изучение пространства для жизни, его эргономики.
Однако не только за социальное жилье архитектуру Баухауса называют великой. Ее архитекторами были созданы знаковые проекты, ставшие символами архитектуры XX века. В частности, первое современное индустриальное здание – фабрика обувных колодок «Фагус» в Альфельде (Нижняя Саксония), спроектированная Гропиусом. Плоские крыши, фасады из стекла и стали, мастерские, залитые дневным светом, – все это было новым словом в фабричном строительстве. Еще одна важная работа Гропиуса – старая биржа труда (Historisches Arbeitsamt) в Дессау, построенная в 1929 году. Безусловный архитектурный символ Баухауса – здание школы и кампус в Дессау, спроектированные Вальтером Гропиусом. Главное здание школы – асимметричное, сложное по своей композиции, но четкое и строгое – идеальный пример функционализма в архитектуре. Оно было совершенно не похоже на неоклассическую застройку Дессау и удивляло жителей обилием стеклянных поверхностей, плоской кровлей (она была местом для общения) и гладкими стенами, лишенными орнамента. Различные помещения были связаны в единую асимметричную композицию с гармонично скомпонованными элементами – горизонтальным (двухэтажный переход-мост, в котором находилась администрация) и вертикальным (пятиэтажное здание студенческого общежития). И сегодня дом выглядит современно. Неподалеку – виллы преподавателей, дома мастеров, где жили и работали Гропиус, Кандинский, Клее, Мохой-Надь, – хрестоматийный образец частной архитектуры Баухауса.
Дессау
Историческое здание школы, пострадавшее во время войны, было восстановлено и давно служит музеем. Здесь, как и в домах преподавателей, можно побывать с экскурсией.
В сентябре в Дессау откроется и новый музей Баухауса, построенный по проекту бюро addenda architects из Барселоны. Внешняя оболочка здания сделана из стекла. Прозрачные фойе и цокольный этаж исполняют роль публичного пространства и места для временных выставок современного искусства. Постоянная экспозиция будет находиться на верхнем этаже, в помещении, которое условно называется «черным ящиком». Здесь обоснуется коллекция из 49 тысяч предметов, которая собирается уже полвека, с 50-летнего юбилея Баухауса.
Одно дело просто познакомиться с архитектурой Баухауса, совсем другое – жить в этих домах. И такая возможность есть! В Дессау для постояльцев открыто студенческое общежитие, построенное по проекту Вальтера Гропиуса. Пять этажей, 28 комнат недавно отреставрированы с использованием современных материалов. Девиз этого гостиничного проекта – «Спи как студент Баухауса!» – полностью отражает его суть. Обстановка максимально приближена к оригиналу. Аскетичные интерьеры обставлены репликами мебели, разработанной в Баухаусе. В номерах нет телевизора и мини-бара, удобства – на этаже, зато именно здесь, в этих самых студиях жили и работали Марсель Бройер, Марианна Брандт, Гюнта Штольц. Цена за одну ночь – от 45 до 55 евро. Немного за то, чтобы прикоснуться к легенде. Забронировать студию можно здесь.
Дизайн
В мебельных мастерских Баухауса рождался стиль современного интерьера. Под руководством Марселя Бройера здесь стали делать мебель из плавно изогнутых стальных трубок, легкую, практичную и красивую. Это была совершенно новая технология, благодаря которой на свет родились такие иконы дизайна, как кресло «Василий» (оно было посвящено Василию Кандинскому), знаменитое кресло «Барселона» Людвига Мис ван дер Роэ. Здесь же впервые были разработаны открытые стеллажи, которые могли служить перегородками в помещениях со свободной планировкой. Еще одна визитная карточка Баухауса – осветительные приборы: знаменитая настольная лампа Вагенфельда со стеклянным абажуром-шаром, рассеивающим свет, а также разработанные Марианной Брандт лаконичные индустриальные светильники на кронштейнах (высоту и направление светового луча можно менять). Эти и многие другие вещи, придуманные в Баухаусе, есть не только в каждом учебнике дизайна, каждом альбоме истории искусства ХХ века, но и в каждом доме. Удивительно, но даже в цифровую эпоху они не потеряли актуальности.
Берлин
С конца 70-х годов здесь существует «Архив Баухауса» – музей, посвященный истории школы. Сейчас к старому зданию, построенному по проекту Гропиуса, пристраивается новое, в котором разместится обширная коллекция экспонатов, документов, книг, журналов и каталогов, посвященных школе.
В Музее Берггрюна (Museum Berggruen) в берлинском районе Шарлоттенбург, где собрана большая коллекция искусства модерна, можно увидеть около 60 картин Пауля Клее и Василия Кандинского.
Вайль-ам-Райн
Дизайн-музей компании Vitra находится в маленьком городке Вайль-ам-Райн в получасе езды от Базеля на границе Германии и Швейцарии. Можно увидеть всю историю дизайна в вещах. Более 400 предметов мебели от 1800 года до наших дней, в том числе и вещи, созданные в Баухаусе, ищите в новом здании Vitra Schaudepot.
Театр
В Баухаусе не только много работали, но и отдыхали, причем столь же прогрессивно и талантливо. «Скажи мне, как ты веселишься, и я скажу, кто ты», – говорил Оскар Шлеммер, сценограф, художник, писавший сценарии для школьных вечеринок. Порой эти сумасшедшие костюмированные действа могли длиться целую неделю, а дресс-код звучал как творческий вызов. Например, объявлялся «Белый фестиваль», на который гостям предписывалось явиться «на 2/3 в белом, на 1/3 в цветном, в клетку и полосатом одновременно». В моду как раз вошли перформансы, и в Баухаусе много упражнялись в этом новом жанре.
Параллельно Оскар Шлеммер работал над своим главным проектом – «Триадическим балетом». «Почему “триадический”? От слова “триада”. Дело в том, что здесь трое танцоров, три части симфонической архитектонической композиции, слияние танца, костюмов и музыки», – пояснял сам режиссер.
Балет, который прославил Шлеммера на весь мир, был бесконечно далек от традиционного. На сцене не было декораций, танцоры, наряженные в невероятные одежды геометрических форм, напоминали движущиеся скульптуры. Действо происходило под музыку для механического пианино, написанную Паулем Хиндемитом. Балет длился три часа и являлся, по сути, «метафизическим парадом». Трое актеров сменяли 18 костюмов и исполняли 12 танцев. Траектория движения танцоров определялась «геометрией пола»: «Танцор движется только от авансцены к рампе по прямой. Дальше – диагональ или окружность, эллипс и так далее».
К сожалению, видео балета Шлеммера не существует, и даже музыки сохранилось всего семь минут. Однако по эскизам, фотографиям и описаниям балет много раз реконструировали. В 70-е годы о нем сняли фильм.
Вообще театр был исключительно важен для Баухауса. В обязательную программу обучения входили актерское мастерство, постановочное дело, конструирование театрального пространства. В здании Баухауса в Дессау был настоящий театр. В историю вошли такие концепции, как «Синтетический театр» Кандинского и «Тотальный театр» Гропиуса. На их основе строился современный театр.
Дессау
Вспоминая горячую любовь Баухауса к перформативным искусствам, в честь столетия решили закатить вечеринку длиною в год. Театральные фестивали, перформансы, концерты, шествия станут ядром всей праздничной программы. С 11 по 15 сентября в Дессау пройдет экспериментальный театральный фестиваль Bühne TOTAL. 100 часов подряд без остановок и перерывов в здании школы, в домах мастеров и в театре будут идти постановки, перформансы, концерты. Настоящей бомбой обещает стать современная премьера оперы «Фиолет», которую написал и поставил в 1926 году Василий Кандинский.
Баухаус просуществовал до 1933 года. Свободный дух не устроил пришедших к власти нацистов. Руководству ничего не оставалось, как распустить школу. Однако история на этом не закончилась. Преподаватели и выпускники уехали из страны и разнесли идеи Баухауса по всему миру.
Далее везде
К столетию школы приурочен большой международный проект Bauhaus Imaginista. Марокко, США, Бразилия, Китай, Россия и Нигерия провели исследование, и каждая страна подготовила свой выставочный проект о том, как Баухаус повлиял на них, какое отражение нашел в городах. О следах Баухауса в Москве рассказывала выставка в «Гараже». Но если вы ее пропустили, не все потеряно. В марте – июне в Берлине в Доме мировых культур мира пройдет финальная часть выставки Bauhaus Imaginista, которая соберет под одной крышей все «сливки» локальных проектов.
Комментарии (1)