18+
  • Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

Поделиться:

Мария Элькина съездила на биеннале в Венецию и поняла, почему у Петербурга иной путь

Наш архитектурный критик Мария Элькина начинает писать для нас серию колонок о Петербурге будущего. В них она будет рассуждать о том, каким должен и не должен становиться наш город. Первые размышления – о том, полезно ли горожанину быть свободным – Мария привезла с Венецианской биеннале.

Российский павильон, XVI Венецианская архитектурная биеннале

Российский павильон, XVI Венецианская архитектурная биеннале

В Петербурге будущего будут жить свободные люди. Свободные во всех смыслах: у них будут широкие возможности для самореализации и много незанятого работой времени. Но будет ли это похоже на рай?

Венецианская биеннале в этом году посвящена теме Freespace. На русский это перевели как «пространство свободы», хотя буквально было бы «свободное пространство». В этом, в общем, и заключается главный трюк кураторов: первая свобода, с которой здесь сталкиваешься – интерпретаций. Freespace – это место, где ничего нет или где все можно? Или то и другое? США здесь заговорили о космосе, а Россия – о железных дорогах: их безграничность в человеческих масштабах почти одинакова.

Швейцарский павильон, XVI Венецианская архитектурная биеннале

Швейцарский павильон, XVI Венецианская архитектурная биеннале

Швейцарский павильон, XVI Венецианская архитектурная биеннале

Швейцарский павильон, XVI Венецианская архитектурная биеннале

Приз взяли швейцарцы с выбеленным лабиринтом разномасштабных комнат, настраивающим на атмосферу книг Льюиса Кэрролла про Алису. Специальное упоминание досталось Великобритании, оставившей павильон пустым, и тем самым напомнившей всякому вошедшему о неестественном градусе окружающей суеты. Зрительские симпатии были, кажется, однозначно отданы Ватикану, заказавшему десять капелл десяти архитекторам. Вместе они доказали, что, даже будучи радикальной по форме, современная архитектура умеет располагать к созерцанию мира и себя.

Павильон Великобритании

Павильон Великобритании

Павильон Великобритании

Павильон Великобритании

В целом биеннале получилась ностальгически-академической: из всего многообразия трактовок превалируют те, что пытаются подойти инструментально к созданию пространств для отдыха, раздумий, игр, не делания ничего.

Тут вот что важно: архитектурная биеннале имеет, в отличие от художественной, двойной смысл. Это не просто выставка, где собрано все лучшее и интересное – это непременно еще и место, где мир пытается собрать консолидированное мнение относительно того, как жить дальше. Архитектура всегда вольно или невольно определяет очень многие практические аспекты нашей жизни.

Павильон Ватикана

Павильон Ватикана

Павильон Ватикана

Павильон Ватикана

Павильон Ватикана

Павильон Ватикана

И в этот раз кураторы, конечно, попали в точку с поставленным вопросом. Тема раскрепощения горожанина, буквально появления у него свободного времени, обсуждается теоретиками не меньше семидесяти лет, но до сих пор она воспринималась только в позитивистском ключе. Вся современная мода на создание общественных пространств выросла более или менее отсюда. Однако никто и никогда не выносил в публичное поле обратную сторону этой, и правда все более очевидной, черты времени. Город свободных творцов принято считать раем или по меньшей мере исключительным благом. Подразумевается, что все пороки современных городов связаны с избыточным контролем над жителями или их недостаточными возможностями выбора. Подобным образом заблуждались в эпоху Просвещения, полагая, что достаточно дать людям хорошее образование, чтобы благодетели привились в обществе сами собой. Как-то неловко говорить, что этот человек из светлого будущего может вдруг оказаться неидеален.

Павильон Нидерландов

Павильон Нидерландов

Павильон Нидерландов

Павильон Нидерландов

Павильон Нидерландов

Павильон Нидерландов

Усомниться в этом попытались авторы павильона Нидерландов. Центральная комната решена как зал с камерами хранения, где одни маленькие дверцы ведут к связанной с темой артефактам, а другие оказываются большими дверями, через которые можно попасть в соседние комнаты. Там кураторы показывают нам, что горожанин будущего с большой вероятностью будет довольно агрессивен, поскольку свободное творчество невозможно без разрушения. И что игривость, с которой он благодаря технологиям будет управлять миром, потенциально опасна. Высказывание, конечно, слишком резкое и правдоподобное для того, чтобы давать за него приз. И потом, в жизни все циклично: чтобы голландское пророчество сбылось, оно должно остаться незамеченным и не помешать сегодня создавать сотни тысяч и миллионы мест, где человек мог бы быть беззаботен и не обременен ответственностью.

Для Петербурга все эти новости, впрочем, стратегически не страшные. Его жители, традиционно утомленные недостатком солнца и оттого скептически настроенные по отношению к любому прогрессу, с большой вероятностью, воспользуются свободой по ее прямому назначению – для сна, еды и вдумчивого чтения книг. Так тоже нередко бывает в истории цивилизации: то, что сегодня кажется слабым местом, в другой момент станет конкурентным преимуществом и спасет от катастрофы.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)