18+
  • Образ жизни
  • Спецпроекты
  • Дизайн
Дизайн

Поделиться:

Ольга Бузина: «Образ классического Петербурга, с одной стороны, нас формирует, с другой – делает своими заложниками»

В Петербурге стартует просветительский проект Lakhta View, который призван показать инновационный взгляд на развитие городской среды будущего через синтез культуры, искусства, науки, архитектуры и технологий. Мы расспросили у его программного директора Ольги Бузиной о новой урбанистике Петербурга.

Какие особенности восприятия городской среды свойственны петербуржцам?

Последние исследования наших коллег из института «Стрелка» говорят о том, что петербуржцы хотят жить в современной среде, где можно получать разные знания и впечатления, проводить время с пользой и интересом. При этом традиционный консерватизм горожан, как мне кажется, обусловлен тем, что образ классического Петербурга, с одной стороны, нас формирует, а с другой – делает его заложниками. Кроме того, мы очень настороженно относимся к новой архитектуре, которой у нас не так много. При этом вовсе не обязательно, что это какая-то угроза.


Название Lakhta View напрямую ассоциируется с одним из самых обсуждаемых проектов. Как меняется отношение горожан к «Лахта Центру»?

Значения слов Lakhta и View связаны друг с другом. Именно в «Лахта Центре», самой высокой точке Европы, понятие View приобретает разные смыслы: это и панорама, и обзор, и широта взгляда. Как нам кажется, восприятие к новому будет меняться в том числе и за счет наших проектов, которые запустятся раньше открытия комплекса. Например, мы уже выступили партнерами выставки «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920-1930-х годов», которая проходила в Эрмитаже, и организовывали панельную сессию «Город живых: культура как история будущего» с участием Андрея Бартенева, Сергея Шнурова, Александра Невзорова, Семена Александровского и Дениса Котова. «Лахта Центр» становится частью городского пространства – об этом и о мировом опыте в целом мы начинаем разговаривать с петербуржцами. В рамках Lakhta View мы приглашаем к диалогу тех, кто может поделиться такими примерами в градостроительстве.

Почему здание вызвало такой ажиотаж? И как обстоят дела с подобными смелыми проектами в других городах?

С одной стороны, чем выше становился «Лахта Центр», тем больше возникало обсуждений вокруг него. С другой – чем ближе проект к его завершению, тем очевиднее, что это современная архитектура со своим характером. «Лахта Центр», вантовый мост, морской порт, стадион «Санкт-Петербург» формируют образ нового города. Раньше, к примеру, считали, что Дом Зингера навсегда испортит прекрасную линеарность Невского проспекта. В других странах такие проекты вызывают живой интерес, они становятся визитными карточками городов и привлекают туристов. Среди ярких примеров - Лувр в Абу-Даби, здание библиотеки в Тяньцзине и музей-элеватор в ЮАР.

Когда у вас возникла идея создать проект Lakhta View?

Мы захотели начать разговаривать с аудиторией до того, как двери комплекса откроются, и люди смогут сами составить впечатление о пространстве. Здесь речь не только о нас, но и о городе, о человеке, для которого создаются любые пространства. В рамках нового экскурсионного проекта «Лахта Trip» мы посмотрели на Петербург как на город новаторов, которые каждое десятилетие строили новые объекты, а также предложили жителям и туристам маршруты, отличные от традиционных проторенных дорог.

Метрополитен Стокгольма

Метрополитен Стокгольма

Метрополитен Стокгольма

Метрополитен Стокгольма

Метрополитен Стокгольма

Метрополитен Стокгольма

Современная городская среда — какая она?

В ней все больше машин, движения и всего того, что внедряется в мир человека вне зависимости от него самого. Именно сейчас важно, чтобы мы научились справляться с этими факторами, создавая «умные» пространства. К примеру, транспортная система все больше получает художественное и технологическое переосмысление во всем мире. В метро Стокгольма, которое стало настоящим арт-пространством, человек может отдыхать, смотреть по сторонам и просто быть самим, а не находиться в постоянном шуме и стрессе. Городская среда становится ближе к нам, она старается учитывать те напряженные графики и новые маршруты, которые неизбежно возникают с интенсивностью жизни.

Почему в проекте объединяются такие понятия, как «искусство», «архитектура», «дизайн», «технологии», «человек»? Когда мир стал синтетическим? 

Мир и мы сами, действительно, изменились. Наверное, это произошло, когда мы перешли от стационарного компьютера с ламповым монитором на ноутбуки, или стали полностью существовать в соцсетях, или вести все дела при помощи одного мобильного устройства. Синтетизм изобрели не мы. Еще Вагнер говорил о синтетической опере, о том произведении, которое объединит искусство в его сути. Но сегодня это явление другого порядка. Нам нужно быть быстрее, мобильнее, но при этом мы не должны забывать и о том, что именно сейчас формируется та самая теория поколений, которая говорит не только об «иксах» (x) и «игреках» (y) , но и о «зетах» (z). Нужно принять язык нового времени, осмыслить его и продолжать двигаться. Наш мир сегодня соткан не из отдельных частей, его целостность формируется многими сюжетами. Так и среда, которую мы формируем сегодня, создана из разных, но не случайных направлений. К примеру, любое сооружение – это не только архитектурная линия, но и технологическое, дизайнерское решение, и ландшафтный взгляд.

Нужно ли Петербургу становится таким же многополярным, как Лондон, Нью-Йорк или Токио?

Нью-Йорк или Токио потому и разные, что каждый имеет свою специфику, свои исторические корни. Петербург, он именно такой, какой есть. Следует подумать, как сделать существующую среду комфортной, интересной и безопасной для тех людей, которые в ней обитают. Мы можем перенимать позитивный опыт многополярных городов. Так, обсуждаемый парк «Зарядье» во многом вдохновлен проектом Хай-Лайн в Нью-Йорке. То, что в центре Москвы создали среду, не имеющую аналогов в России — это, безусловно, прецедент. Насколько он окажется важным и востребованным, покажет время.

Башня Dominion Tower (Zaha Hadid Architects), Москва

Башня Dominion Tower (Zaha Hadid Architects), Москва

Технопарк (арх. Жан Пистр), Сколково

Технопарк (арх. Жан Пистр), Сколково

На первую дискуссию Lakhta View приглашены Кристос Пассас и Жан Пистр. Почему эти герои открывают проект?

Для нас было важно, чтобы экспертами стали именитые архитекторы. Представители двух бюро - Valode & Pistre и студия Захи Хадид (Zaha Hadid Architects) – авторы не только архитектурных произведений, но и других проектов - артистических эскизов, художественных и концептуальных работ. Из их проектов можно составить город. Кроме того, нам хотелось, чтобы они уже бывали и работали в России, чтобы в процессе диалога эксперты поделились опытом и были ближе к аудитории. Герои ответят на вопросы от слушателей самой дискуссии и ее онлайн-трансляции на русском и английском языках. Мы надеемся, это будет интересно и продуктивно.

Первая встреча в рамках проекта Lakhta View. Участники: Кристос Пассас и Жан Пистр

Онлайн-трансляция

Комментарии (0)