Делегация молодых и независимых дизайнеров выехала представлять новый русских предметный дизайн мебельную выставку Salone Del Mobile в Милан. Как придумывался проект Izba и что интересного было на апрельской выставке нам рассказали куратор Татьяна Кудрявцева и дизайнер Ярослав Мисонжников.
Предметный дизайн в России тема если не больная, то сложная. Традиция была прервана, и до недавнего времени невозможно было даже сформулировать, что же это такое. Но буквально за последние пару лет сформировалось новое поколение профессионалов, которые получили хорошее образование, некоторым удалось стажироваться или поработать за границей, участвовать там в выставках, кого-то заметила пресса. Что значит молодой? Мы имеем в виду возраст до тридцати лет. Самой молодой участнице нашей команды Свете Герасимовой двадцать четыре года.
Миланская неделя дизайна — это главная площадка в нашей профессиональной сфере. Она собирает лучших специалистов со всего мира. Для многих дизайнеров это основной, а может, и единственный способ внятно заявить о себе. Решено было ехать командой — наша сложилась после выставки в Галерее дизайна / bulthaup полтора года назад. Тогда Гете-институт привез проект «Иначе, чем всегда» известного немецкого куратора Фолькера Альбуса. Идея была в том, чтобы каждый предмет экспозиции открывал что-то новое: идею, материал, способ использования. Так вышло, что большинство из нас приняли в этой выставке участие. А потом все продолжили личное и профессиональное общение. Все, кроме Кати Копытиной, петербуржцы, но не потому, что мы хотели именно питерской тусовкой ехать в Милан представлять нашу страну. Просто так вышло, что мы все гармонично дополняем друг друга.
Мы стали думать об участии полгода назад, раз в неделю встречались, чтобы определиться с тематикой. После того как сформулировали магистральную линию нашего проекта — «Изба», стали посещать занятия ведущего научного сотрудника Этнографического музея Дмитрия Баранова. Нам нужна была единая концепция, чтобы объединить почерк, стиль и преимущества каждого независимого дизайнера. Сойтись на тему одного материала или формы предмета было бы не особо свежо. На первой же встрече мы обговорили, что матрешек и хохломы быть не должно, это слишком избитый сюжет, ставший китчем. Мы выбрали принципы организации пространства в избе как частичку русской аутентичности и культурного наследия. Наши предметы дизайна перерабатывали архетипы на новый лад функциональности. Мы действительно загорелись этой идеей, поэтому даже думали, если нашу заявку на участие не утвердят, выставляться в Милане сами по себе. Были готовы сделать выставку на фуре. Во время Недели дизайна весь город кипит, выставки проходят везде: в галереях, магазинах, гаражах, лофтах, просто на улице. И если бы мы сделали экспозицию на открытой платформе фуры, то это не казалось бы странным, а очень даже вписалось бы в происходящее. В итоге наш стенд Izba расположился на участке Ventura Lambrate.
На Salone del Mobile есть основная площадка Rho Fiera, где выставляются крупные компании, известные производители. В последние годы она начала обрастать более креативными очагами, где показываются некоммерческие и независимые проекты. На наше место было больше трехсот заявок. Стоит заметить, что наша группа была одной из самых молодых, хотя бы потому, что в европейских странах люди позже оканчивают школу и институт и только в тридцать становятся специалистами.
По приезде в Милан мы поставили посередине стенда большой стол и лавку, символизирующие идею гостеприимства. Раньше за таким столом собиралась на трапезу вся семья, а у нас — вся команда. За основу мы взяли черный цвет, интерпретируя топку избы по-черному. Когда-то в избах не было дымоотвода, поэтому вся копоть оседала на стенах внутри. Члены семьи регулярно счищали осадок, и в этом тоже был момент единения. Стол этот у нас хотели даже украсть. Наши соседи по пространству Team Up положили на него глаз. Но после выставки мы подарили его стройбазе, на которой закупали дерево. Получился своего рода жест дружелюбия, теперь работники базы за ним обедают. Для работы над имиджем проекта мы пригласили московского графического дизайнера Аню Кулачек, победителя конкурса на разработку фирменного стиля для Политехнического музея Москвы, — она придумала графику, имитирующую бревенчатую кладку на стенах. А фотограф Митя Ганопольский отснял наши работы. Аня и Митя стали полноценными участниками проекта наравне с предметными дизайнерами. Также нас поддержала петербургская марка Oh, my, которая предоставила черные рубашки на пуговицах и платья в качестве форменной одежды.
Район Lambrate расположен в отдалении от центра, там раньше базировались промышленное производство и склады. Наша площадка находилась на территории бывшей типографии. Само здание и его помещения выглядят индустриально, причем во втором помещении до сих пор работает полиграфический станок, на котором каждый день печатались газеты с информацией о происходящем на площадке. На второй день работы мы попали на обложку — кадр монтажа нашей экспозиции еще до начала выставки. Организаторы дизайнквартала сфотографировались в бородах Александра Каныгина. А шкатулку Алексея Галкина заметили журналисты из Wallpaper. На следующий день после окончания выставки он возил ее для съемок в новый номер. Результаты участия мы почувствуем чуть позже, когда выйдут публикации в прессе и мы сможем подвести итоги переговоров с производителями. Летом этого года проект Izba будет показан в Петербурге, осенью — в Москве.
Текст: Наталья Наговицына
Комментарии (5)