Поговорили с командой о том, что такое интернациональный дизайн и почему в эпоху индивидуализма и диджитализации пространства взяли на себя роль объединения людей.
KIDZ — это команда дизайнеров-архитекторов, которая сформировалась во время работы над проектом библиотеки имени Гоголя в 2013 году. Дальше последовали проекты поп-ап-библиотек, фудхоллов, коворкингов, образовательных центров. С тех пор в портфолио студии появилось более 100 000 квадратных метров по-настоящему крутых общественных пространств: несколько библиотек, пара улиц, ряд арт-объектов и даже предметов мебели.
После пандемии студия перезапустила свой стиль, настроила вектор на международную деятельность и выросла в развернутую структуру с командами в нескольких городах по всему миру. Сейчас KIDZ готовится к открытию второго офиса в Белграде, в следующем году планирует бросить якорь в Амстердаме, а пока объясняет, что стало подоплекой подобной экспансии и главными причинами интернационального успеха.
Егор Богомолов
Владелец студии и главный идеолог. Отвечает за концептуальную часть, а также выступает в качестве арт-директора на многих проектах KIDZ
Насколько сложно проявить себя на зарубежном рынке? Разве легко конкурировать с местными дизайнерами и приспосабливаться к другому менталитету?
Базово у многих есть ощущение, что те, кто живут в своем городе или стране, знают больше. Но зачастую люди, которые приезжают в другой город как туристы или по работе, подмечают гораздо больше деталей и особенностей — просто потому, что у них не замылен глаз. И напротив: для людей, которые уже долго живут в одном месте, многие вещи становятся слишком привычными, и они их просто не замечают. Благодаря тому, что мы можем взглянуть на все это со стороны, как дети, изучающие что-то новое (не зря мы назвались KIDZ!), у нас нет той самой географической деформации, которая мешала бы нам увидеть больше интересных деталей, остающихся не замеченными местными дизайнерами и архитекторами. И в этом отчасти заключается наше конкурентное преимущество.
В чем состоят базовые сложности?
В основном они касаются норм и правил: они, конечно, отличаются в разных странах, поэтому здесь важная часть успеха — умение быстро адаптироваться к новому контексту, к новым нормам. Нужно изучать культуру другой страны, анализировать требования и, соответственно, адаптировать проекты.
Что объединяет людей по всему миру в отношении к дизайну окружающего пространства?
Со стремительным развитием новых технологий и диджитализации, когда мы все взаимодействуем со стеклом смартфона или клавиатурой на компьютере, нам предельно не хватает тактильности, поэтому физические пространства приобретают особую значимость. Все меньше пространств и мест организуются по инерции — появляется больше осознанного обустройства как внутренних, так и внешних территорий.
Раньше можно было более лениво относиться к обустройству пространств, поскольку так или иначе тебе все равно приходилось в них приходить: за хлебом, за кофе, нужно было посещать школу или университет. Сейчас же, когда есть возможность делать все это онлайн, не выходя из дома, пространства должны быть наделены уже гораздо большей глубиной — как визуально, так и по смыслу. Тогда человек будет понимать, ради чего ему туда нужно прийти вместо того, чтобы остаться дома. Поэтому пространства должны объединять людей особенным образом, должны взаимодействовать с человеком и провоцировать его взаимодействовать с ними в ответ. Если раньше копирование и повторение проектов могло работать, то сейчас ситуация в корне изменилась.
Как вы бы определили стиль KIDZ?
Я всегда боялся как-то зациклиться на одном стиле, потому что мне казалось это определенной ловушкой. Если решение дизайнерской задачи лежит за границей стиля, в котором ты работаешь, ты будешь все равно делать то, что привык. При этом, как мне кажется, почерк студии — в тех людях, что собраны в команде KIDZ. Если воспринимать почерк буквально, как что-то уникальное для каждого человека, то у всех людей в нашей команде он есть, и выражается он через их вкус.
Если же обобщить, то стиль студии заключается в стремлении к постоянным экспериментам с материалами, деталями, использованием технологий и форматами пространств. В процессе работы над проектом всегда стоит цель не просто выполнить поставленную задачу, а удивить заказчика и себя — удивить тем, как ты решил эту задачу с функциональной, эстетической, технологической точек зрения. Удивить самого себя — самая сложная, но, наверное, самая интересная задача.
Валерий Егоров
Операционный директор. Отвечает за коммуникацию студии и заказчика, а также координирует работу команды дизайнеров
Сталкиваетесь ли вы в своей работе с «трудностями перевода»?
Язык дизайна универсален во всем мире. Так же, как и запрос у заказчиков по всему свету, по сути, один и тот же: нужно помочь им решить их бизнес-задачи. Есть свои тонкости в разных странах, но это скорее технический аспект работы. Как правило, одна из первых фраз потенциальных заказчиков — «Нам нравится, что вы делаете, и мы хотим сделать свой проект только с вами».
Как обстоят дела со свободой творчества? Получается достичь личной самореализации?
Наша студия разделена на пять рабочих групп, каждая работает над своими проектами так, как ей комфортно. Такая структура помогает решить сразу несколько задач в организации работы, в том числе по части самореализации каждого члена команды. Все проекты разные и зачастую не похожи друг над друга. Мы распределяем проекты исходя из мэтча заказчика и команды, а также наличия необходимых навыков и знаний.
Где больше свободы творчества: в дизайне общественных пространств или в частных заказах?
Не буду кривить душой: в небольших частных заказах свободы больше, но это не значит, что в больших проектах ее нет. Все зависит от задач проекта, команды со стороны заказчика и общего контекста.
Виктор Ауров
Лид-архитектор проектов в Москве и Петербурге: PIMS, Drunk Delon, Альфа-Банк, Workki
Какова роль глобализации в дизайне?
Вопрос философский. Как мы все знаем, глобализация захватывает мир, что подразумевает собой стирание границ в различных сферах жизни и культуры, в том числе и в дизайне. Да, локальная идентичность, присущая той или иной стране, сохраняется, но все современные проекты, как правило, базируются на общих принципах и подходах. Безусловно, базис — это контекст. Контекст влияет и на подход к проектированию, и на финальный результат. Вне зависимости от того, в какой стране мы создаем тот или иной проект, мы прежде всего изучаем место, людей и анализируем запрос заказчика.
Как думаете, какова главная причина, почему клиенты выбирают KIDZ?
Неравнодушный подход. Мне кажется, у каждого заказчика, заинтересованного в финальном результате, это вызывает позитивный отклик. Когда клиент (неважно, представителем какой страны он является) горит своим проектом и видит, что это отзывается в нас, это неминуемо приводит к успеху. В свою очередь, мы в студии стараемся реализовывать этот подход в каждом нашем проекте — и в России, и за рубежом.
Есть ли у KIDZ какие-то «корпоративные каноны» в стиле или каждая команда обладает полной свободой творчества?
У нас есть общие принципы, которые транслируются всеми командами, но, безусловно, каждая конкретная команда наслаивает на них те стилистические приемы, которые ей близки. При этом все архитекторы разные, со своими чертами характера и подходом к коммуникации — на этапе распределения проектов это обязательно учитывается для достижения максимального результата.
Полина Онищук
Лид-архитектор проектов в Москве и Петербурге: Eggselent, Muse, фудхолл «Фабрика»
Как удается совмещать интересы клиента с реализацией собственных творческих амбиций?
За счет ориентации на задачи и потребности бренда, но не в ущерб самим себе. Когда ты уже дорос до момента, когда заказчик ищет тебя, а не ты его. И если при этом у вас случается мэтч, то успех обеспечен. Клиент доверяет тебе, ты делаешь для него все, что в твоих профессиональных силах. Но! Не лично для него, а для проекта. И он это видит. И он это ценит. Он для этого и шел к тебе. И когда он понимает, что ты отрабатываешь все не ради себя и своего архитектурного эго и даже не ради него как источника финансирования, а ради общего проекта, вот тогда и наступает настоящее взаимопонимание.
Вы сказали «уже дорос». А что потом?
На самом деле, этот рост бесконечен. Зачастую бывает так, что для каждого проекта рождается новый подход. И вообще по-другому все делается, не как привыкли. Каждый новый клиент, каждый новый проект — это новый опыт, в котором ты растешь. И учишься.
Что лучше: крупные проекты или небольшие, но креативные?
Больше проекты — больше финансирование. Но если брать нематериальный аспект, то менее прибыльные, но более творческие проекты — это, опять же, крутой опыт. Некоммерческие проекты часто забивают на условности и вместо бесконечных актов и согласований лучше тратят время на то, какой шпон к дереву подобрать, чтобы смотрелось более эстетично. Как свет настроить, что бы было комфортнее. Как сделать планировку так, чтобы отвечало запросу проекта.
И еще это расширение кругозора. А мы знаем, что чем у человека более развитый кругозор, тем человек более интересный. Соответственно, делая такие проекты, мы нарастает опытом. Смотрим как устроен мир с той стороны. Берем оттуда что-то. Приносим в другое. Берем из другого и приносим в этот. В общем, мир такой огромный и интересный. Почему бы не попробовать, если есть возможность? А вдруг зайдет?
Рубен Мовсисян
Лид-архитектор проектов в Европе и на Ближнем Востоке (Дубай, Абу-Даби, Катар, Рияд): PSG, IRDK, Efsy, Re-feel, Kafeterija
Вы подбираете клиента под команду или команду под клиента?
Изначально подбирается команда под проект — по характеру, по направлению. А потом партнерство нарастает, и проекты становятся с каждым разом более продуманными. Вообще наша студия научилась работать с разными людьми и даже культурами. Успех, наверное, заключается в разделении команд по регионам и понимание культуры каждого из этих регионов. И в знании языков в том числе. Мы даже учим разговорные слова для легкого small talk. Таким образом мы показываем клиенту уважение — это важно.
Есть ли у KIDZ свой собственный «почерк»?
У KIDZ есть подход, обращенный к конкретному проекту, нежели к самой студии. Наши проекты работают не на нас, а на людей, ради которых это делается. Но при этом в KIDZ приходят бренды со схожими ценностями — именно поэтому и происходит мэтч и вырисовывается, возможно, какая-то общая стилистика, которой мы можем сами и не замечать.
Дизайн общественных пространств и частные заказы: в чем разница?
Мы занимаемся сейчас в большей степени общественными пространствами. Их задача — привлечь разную аудиторию, и есть разные приемы как можно это воплотить. У частных пространств задача — воплотить уют под конкретного человека. Это история больше про заказчика, нежели про творчество.
Арианна Микая
Лид-архитектор проектов в Санкт-Петербурге, на юге России и Кавказе: Amby, Balance Coffee, Flame Moscow
Дизайн KIDZ уже можно по праву называть интернациональным. Легко ли одному бюро работать по всему миру?
Мы в KIDZ, действительно, с каждым днем расширяем географию проектов и стараемся приносить миру все больше интересных пространств. На словах это звучит беззаботно и легко, но при проектировании интерьеров abroad есть целый ряд нюансов и факторов, которые могут втыкать палки в колеса всей уже выработанной годами системе дизайн-проекта. Каждая страна имеет свой менталитет, рынок материалов и понимание ценности работы дизайнера и архитектора.
Вы работаете на Юге. Есть ли у этого региона своя специфика?
Да, есть нюансы по сравнению с центральной Россией. Например, работая с южными регионами, важно понимать, что самое главное качество, которое в себе нужно воспитать, — это быстрая адаптивность, гибкость и умение принимать решения уверенно, здесь и сейчас. А при работе с Закавказьем нужно принимать их легкость, расслабленность и отпускать гиперконтроль, давая проекту порой жить самостоятельной жизнью.
В чем вообще плюс разделения студии на команды?
На данный момент у нас пять разных команд. Пять разных видений, подходов к проекту и структур. По моему мнению, есть концептуальная разница в нащупывании пространства у каждой из команд, что делает их текущие и последующие проекты уникальными, с легким флером собственного почерка. Самое важное — сохранение микроклимата в команде и создание того самого «общего вайба», так как лучшие проекты получаются как раз в синтезе идей сильных сотрудников.
Екатерина Тарасова
Лид-архитектор проектов в Москве и Петербурге: Soul in the Bowl, TheGreens, Gymnasium, «Дринкит», Cho Asian Bistro
Что позволяет студии KIDZ делать интернациональный дизайн?
Не уверена, что существует какой-то интернациональный дизайн, но зато в мире точно есть универсальный подход к дизайну, основанный в первую очередь на функциональной части (планировке, эргономике и т.д.), а также на внимательном отношении к бизнесу заказчика. Наверное, это и позволяет удовлетворять потребности клиентов в разных странах.
Какой самый частый запрос у тех, кто обращается в KIDZ?
Сложно ответить про все команды студии, но если говорить про заказчиков нашей команды, то это, наверное, прежде всего желание отразить в дизайне уникальность бренда, сделать что-то узнаваемое и запоминающееся, найти характер. Это то, с чем к нам чаще всего обращаются.
Несколько команд — это преимущество?
Конечно. Поскольку у нас внутри студии несколько команд, а у каждой — свой характерный подход и узнаваемый визуальный почерк, студия может делать довольно разные проекты. При этом, если брать в целом корпоративное портфолио и особенно знаковые проекты, все равно можно проследить общие тенденции и приемы.
Комментарии (0)