Победители, менторы и организаторы конкурса молодых дизайнеров рассказали, как они меняют мир вокруг себя и насколько реально сегодня воплотить в жизнь даже самые смелые идеи.
Принять участие в конкурсе 2023 года (уже четвертом и теперь уже точно не последнем — его востребованность очевидна) смогли студенты и выпускники последних трех лет всех вузов, колледжей и техникумов со всей России. В общей сложности было подано больше 3000 заявок из 88 учебных заведений.
Екатерина Холоднова
заместитель генерального директора Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга
Главным отличием конкурса 2023 года стала возможность участия в номинациях и проектных школах молодых дизайнеров из разных регионов России. Мы двигались постепенно, взаимодействуя с отдельными городами и вузами, но география превзошла ожидания: мы получили заявки на участие от более чем 70 городов РФ. Более половины участников — из Петербурга, на втором месте Москва, далее следуют Севастополь, Казань, Екатеринбург, Уфа, Красноярск, Псков, Новосибирск, Краснодар. Важно отметить, что в Петербурге около 70 % студентов — это ребята, которые приехали из других регионов. Таким образом, Петербург выступает образовательным дизайнерским хабом: работая со студентами из Петербурга, мы понимаем, что работаем со всей страной.
При этом линия с Петербургом для нас равнозначна. В этом году к конкурсу присоединились знаменитые петербургские бренды, такие как Санкт-Петербургская государственная академическая капелла (там состоялось открытие конкурса), и молодые бренды и площадки, хорошо ассоциирующиеся с именем города: велосипеды Shulz, культурный квартал «Брусницин», а также Дом мод, основанный в 1986 году и в настоящее время получивший новое прочтение. Впоследствии мы планируем еще больше расширить географию и количество дизайнеров из других регионов, усилить линию по межрегиональном проектным школам: например, у нас был удачный кейс взаимодействия с городом Альметьевском и БФ «Татнефть».
И конечно, программа амбассадоров: за четыре года реализации конкурса вокруг него складывается комьюнити. Мы как соорганизаторы хотим поддержать это. К участию в качестве амбассадоров приглашены многократные победители, активные и неравнодушные студенты и выпускники, которые дают обратную связь и предложения по развитию, ребята, которые с помощью конкурса сделали свои первые яркие шаги в качестве стажеров и молодых специалистов в компаниях-партнерах: SberDevices, ПАО «Газпром нефть», бюро ASADOV и др. Наша идея в том, что амбассадоры могут рассказывать о конкурсе новым участникам, а сами — иметь возможность получить дополнительные навыки и связи в рамках стартовавшей программы.
Возрастающая популярность конкурса среди учащихся закономерна: «Дизайн молодых / Young Design 2023» имеет сугубо практическую направленность и дает возможность молодым специалистам не только «окунуться» в ситуацию работы с реальным заказчиком из крупного бизнеса, но и заявить о себе в профессиональной сфере.
Софья Сорокина
студентка Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, победитель в номинации «Разработка туристического бренда “Палеопарк России”»
Проект помог мне прыгнуть выше головы и выйти из зоны комфорта, потому что только так можно запомниться и отличиться. Это очень полезный опыт, ведь в нашей профессии постоянно нужно выходить за рамки и удивлять, находя свой собственный путь для решения поставленной задачи. Тема нашей номинации была достаточно сложной, было интересно погружаться в нее и предлагать нестандартные идеи. Такие проекты развивают как креативное, так и аналитическое мышление, поскольку необходимо не только найти уникальный графический образ, но и интегрировать его в реальную среду для решения задач бизнеса.
Татьяна Диодорова
доцент Высшей школы дизайна и архитектуры СПбПУ, руководитель профиля «Графический дизайн», член союза дизайнеров России, ментор номинации «Разработка туристического бренда “Палеопарк России”»
Мне нравилось наблюдать за тем, как ребята по-разному смотрят на решение одной и той же проблемы. Разработка туристического бренда — очень сложная задача для студента. Это тема, скорее, для профессионального дизайнера, поэтому нам всем было интересно в ней разбираться и находить нестандартные графические решения. Каждый студент предлагал свой уникальный подход к концепции, а также формулировал метафору для создания образа. Тема палеонтологии не очень популярна и доступна широкой аудитории. Для себя я отметила, что чем сложнее и необычнее тема, тем интереснее работать и мне, и студентам. Считаю, что конкурс помогает молодым людям раскрыть собственную идентичность в профессии, так как здоровая конкуренция рождает потребность выделиться и запомниться. Эта потребность помогает им стать более свободными в творчестве, а также научиться креативно мыслить, выходить за рамки и расширять кругозор в поиске идей для творческих проектов. Одновременно работа с реальным заказчиком мотивирует студентов думать о том, как и где можно реализовать проект, как создать жизнеспособный дизайн, а также учит защищать свои идеи.
Партнерами конкурса в 2023 году, предложившими свои кейсы для номинаций, стали крупные компании и организации: БИОКАД, SberDevices, Shulz, Императорский фарфоровый завод, БФ «Татнефть», Дворец культуры им. Кирова, Первая мебельная фабрика, музей-заповедник «Парк Монрепо», ПАО «Газпром нефть», палеопарк «Путилово» и многие другие.
«Дизайн молодых / Young Design 2023» — это:
3000+ заявок на участие
88 вузов и колледжей
70+ городов России
50 регионов
16 номинаций
15 проектных школ
33 бизнес-партнера
116 финалистов, получивших дипломы,
вознаграждение и главную награду —
возможность реализовать свои проекты.
По признанию бизнеса, современное производство заинтересовано в конкурсе едва ли не больше, чем сами студенты: на рынке буквально идет охота за свежими идеями, и от молодых дизайнеров ждут ответа на этот запрос.
Александр Иванов
основатель бренда Shulz (проектная школа «Петербургский велосипед»)
На мой взгляд, в дизайне важнее идеи, чем возраст, и мы, когда соглашались быть в составе участников данного конкурса, как раз рассчитывали на то, что молодые ребята предложат свежий взгляд, а уже непосредственно реализация будет за более опытными специалистами. Дизайн велосипедов Shulz достаточно завершенный, но мы хотели увидеть, какие идеи студенты предложат для реализации технического задания. Всего до финала конкурса добралась четыре человека, и двое ребят сделали действительно очень интересные работы — «Ватерлиния» и «Чайка». Они сейчас выставлены в наших шоурумах и, возможно, попадут в серию.
Татьяна Юрченко
руководитель отдела промышленного дизайна ООО «Аполло», куратор номинации «Маленький Гурман»
Перед участниками конкурса «Дизайн молодых / Young Design 2023» стояла задача не только сделать уникальный проект, но и продумать конструкцию изделий для массового производства. Поэтому работы мы оценивали комплексно: важна была идея, внешняя привлекательность и продуманное решение формы. Проект, получивший первое место, пройдет увлекательный путь: мы встроим его в матрицу нашего ассортимента, запустим в производство и предложим клиентам. Ведь это главная цель нашего партнерства — получить новый продукт, который мы сможем реализовать в промышленном масштабе. Мы хотим слышать голоса студентов: они молоды, активны, в курсе актуальных трендов. Именно их взгляд должен формировать требования к товарам для дома в будущем. Для нас конкурс — возможность выйти за рамки ограничений, к которым привыкаешь в процессе работы.
Конкурс этого года в еще большей степени был сосредоточен на решении прикладных задач, способных улучшить качество жизни людей. Ярким примером стала номинация «Бионика» от Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив, МПО «Металлист» и проекта «Передовые инженерные школы». В ее рамках был разработан 3D-концепт антропоморфного бионического протеза для Татьяны Али-Заде.
Татьяна Али-Заде
консультант в номинации «Бионика»
Для меня совместная работа с ребятами при разработке дизайна протеза была удивительным и вдохновляющим опытом. Молодые дизайнеры принесли свежие идеи, креативные подходы и энтузиазм, который заразил всех нас — я очень благодарна им за этот опыт и эмоции. Сама я узнала много нового от ребят, особенно в области использования инновационных материалов и технологий. Они научили меня смотреть на дизайн с другой стороны и не бояться экспериментировать. Также благодаря им я углубилась в инженерию по созданию протеза: оказалось, там не все так просто. Некоторые идеи были сложно воплотить из-за ограничений материалов или технических возможностей. Но вместе мы смогли найти решения почти для всех проблем. В целом опыт работы с дизайнерами оказался очень позитивным и продуктивным. Я убедилась, что совместная работа с талантливыми и амбициозными молодыми людьми может принести отличные результаты и вдохновить на новые творческие подвиги.
Традиционно часть номинаций была посвящена одному из наиболее востребованных направлений в бизнес-среде — разработке мерча. За креативным дизайном брендированной продукции на конкурс пришли Благотворительный фонд «ВТБ-Страна», палеопарк «Путилово» и регби-клуб Zastava Junior.
Владлена Глухова
студентка Академии управления городской средой, градостроительства и печати, победитель в номинации Zastava Junior
Участие в конкурсе «Дизайн молодых / Young Design 2023» дало мне большой толчок для профессионального роста. Раньше мне не приходилось заниматься разработкой мерча для компаний, поэтому такого рода проект был отличным стартом в этой сфере дизайна. Прежде я уже разрабатывала фирменные стили для компаний, но работа с детской аудиторией была для меня в новинку. Поэтому сначала я провела небольшой опрос среди детей, состоящих в разных спортивных клубах, чтобы понять их потребности относительно мерча. Всем ребятам очень нравилась идея создания мерча для игроков и фанатов, ведь так можно было подчеркнуть их принадлежность к любимому клубу. В своей работе я не только отражала личное видение дизайна, но и учитывала пожелания потенциальной аудитории. Участники конкурса могли выбрать разные номинации, но номинация Zastava Junior понравилась мне возможностью попробовать себя в чем-то совершенно новом, в чем-то ярком и даже бунтарском. Я и дальше планирую развиваться в этом направлении.
Микаэль Аскеров
куратор профиля бакалавриата «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, эксперт в области брендинга и digital, основатель Creative Mind Bureau и профориентационного проекта «Футурика», ментор номинации Zastava Junior
Я люблю общаться с молодой аудиторией: зачастую у нее совершенно другое видение, которое уже недоступно состоявшимся профессионалам. Я всегда учусь у молодых ребят, так как это новое поколение, и оно мыслит более глобально — если цели, то планетарного масштаба, если изменения, то во всем мире. В этот раз мне тоже было очень интересно, каким ребята сделают бренд для молодежи. Я всегда за то, чтобы люди думали о целевой аудитории. Ребята очень внимательно разбирали, чем живет молодежь, что для нее важно, какие сувениры востребованы. Многие сделали худи и интересные значки, которые вешаются на рюкзаке, — то, что в тренде у молодых. И это самое важное для меня — быть в тренде и разделять ценности целевой аудитории и бренда. Этот конкурс и есть синергия творчества молодых ребят, бизнеса, спорта и креатива. В этом и воплощается для меня Young Design.
Одна из целей «Дизайн молодых / Young Design 2023» — помочь молодым талантам заявить о себе на профессиональном рынке, пройдя путь от идеи до реализации собственного продукта и выпуска его малой серией. Конкурс имеет все предпосылки для открытия собственного производства: запуска бренда Young Design и изготовление и реализация малых серий товаров, разработанных участниками.
Полина Шишкина
заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, менеджер проекта «Лаборатория прототипирования» со стороны НИУ ВШЭ
Участники представили в финале различные проекты линеек мебели, в том числе складных стульев, которые потенциально могут использоваться в таком публичном пространстве, как университет. Высшая школа экономики и Первая мебельная фабрика решили не останавливаться на этом и продолжить работу со студентами в «Лаборатории прототипирования», куда были отобраны семь участников конкурса, в том числе призеры номинации. Они продолжат работу над макетом складного стула, который может быть использован в качестве предмета мебели в общественном пространстве молодежного центра НИУ ВШЭ «Ангар». Студенты в ходе разработки прототипов смогут укрепить навыки работы с реальными предметами мебели, нарастить дополнительные скилы в проектной части, почувствовать материал и физические размеры живого изделия и получить практический опыт конструирования. Разработанные проекты стульев будут экспонированы на выставке предметного дизайна, которая пройдет по результатам «Лаборатории прототипирования».
Арина Мурзина
Студентка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» — Санкт-Петербург, победитель в номинации «Мебельная фабрика»
Победа в проекте дала мне больше уверенности в собственных силах и мотивацию и дальше пробовать себя в конкурсах. Как раз самым сложным было преодолевать себя, ведь собственная работа со временем начинает казаться обычной, так как ты к ней уже привык. Мне очень помогло личное упорство и стремление показать себя и свои навыки на полную, поэтому я довела дело до конца. Я научилась терпению и поняла, что не нужно сравнивать себя с другими — это сделает комиссия, а нужно стараться быть лучшей версией себя и совершенствовать свой проект. Думаю, эта мысль и привела меня к победе.
Вне основной конкурсной программы в течение всего года проходят проектные школы, в которых участники в формате командной работы создают дизайн-проекты, концепции и прототипы для музеев, образовательных учреждений, общественных пространств, значимых городских объектов.
В рамках «Дизайн молодых / Young Design 2023» уже прошли проектные школы по разработке дизайн-проекта коворкинга молодежного пространства «ПРОСТО» в Доме культуры им. С. М. Кирова, логотипа «Санкт-Петербург — столица дизайна» (при информационной поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга), дизайн-концепции для медиацентра в новом корпусе Петровского колледжа, дизайн-проекта гондолы воздушного шара для многодневной экспедиции Федора Конюхова, дизайна «Петербургского велосипеда» совместно с производителем складных велосипедов Shulz и др.
Никита Асадов
главный архитектор проектов бюро ASADOV (проектная школа по разработке концепции дизайн-проекта Лицея-интерната № 1 города Альметьевск, совместно с БФ «Татнефть»)
Для нашего бюро проведение проектных мастерских со студентами — скорее норма, чем исключения, поскольку каждый год именно в таком формате вовлекаем студентов в работу над концептуальными проектами в рамках прохождения учебной практики. В проекте реконструкции Мужского лицея в Альметьевске основной акцент сделали на коллективную работу и самоорганизацию участников, благодаря чему сформировалось три команды под три ключевых направления проекта — генплан и благоустройство территории Лицея, планировочные решения и интерьеры, архитектурные решения фасадов существующего здания и новых корпусов. Важно, что данный проект является реальной задачей — с конкретным заказчиком, пользователями и техническим заданием. Наша задача максимум, которую стараемся сохранять для всех проектов, в том числе где работаем со студентами, — довести все решения от замысла до реализации.
Работа проектных школ продолжается: в феврале-марте 2024 года студенты-дизайнеры будут трудиться над концепциями временного оформления главного входа для культурного квартала «Брусницын», выставочного зала архивного центра в новом здании Архивного комитета и арт-объектов для маршрута геоквеста «Университетский остров», который будет проходить в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербургского государственного университета.
Реклама. Фонд поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, ОГРН: 1197800003917.
Комментарии (0)