18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Как архитектор Антон Горланов сделал дизайн блокбастера «Дейнека/Самохвалов» в Манеже

На этой неделе завершает работу выставка «Дейнека / Самохвалов», собравшая уже 80 тысяч зрителей, — импровизированный матч (с настоящим футбольным полем!) между двумя титанами «соцреализма». «Собака.ru» поговорила с архитектором выставки Антоном Горлановым о том, как появилась идея столкнуть двух художников в стадионных декорациях, почему манежная выставка о пермской деревянной скульптуре превратилась в тотальную инсталляцию и что делать с критикой.

Антон Горланов. Фото: Данил Ярощук
Антон Горланов, Фото: Данил Ярощук

За несколько лет ЦВЗ «Манеж» действительно превратился в центральное выставочное пространство Петербурга: команда «Манежа» во главе с Павлом Пригара показывает масштабные и нестандартные для города проекты. 2019 год начался с короткой, но важной выставки «Христос в темнице», а заканчивается товарищеским матчем между большими советскими художниками Дейнекой и Самохваловым. Дизайн обеих выставок сделал Горланов — архитектор, декоратор, эстет и интеллектуал. Очевидно, что резонансными выставки стали во многом благодаря оформлению и подаче материала. Традиционный подход «пусть вещи говорят сами за себя» перестал работать еще в начале нулевых: при одном виде музея у людей от усталости подгибаются ноги. Что нужно делать, чтобы люди возвращались на экспозицию по пять раз, знает Антон Горланов.

На выставке «Дейнека/Самохвалов». Фото: Михаил Вильчук

На выставке «Дейнека/Самохвалов». Фото: Михаил Вильчук

На выставке «Христос в темнице». Фото: Никита Шубный

На выставке «Христос в темнице». Фото: Никита Шубный

Выставки делаются командой, и оба манежных проекта 2019 года вы сделали в соавторстве с ректором Академии художеств Семеном Михайловским. Можно ли назвать вашу работу устойчивым тандемом, стоит ли ждать новых идей? 

Я бы с удовольствием сделал с Михайловским и командой Манежа еще не один проект, Семен Ильич — талантливый куратор, и если будет такая возможность, я с радостью соглашусь. Мы работали вместе раньше: много лет назад сделали очень эстетскую выставку, в духе Питера Гринуэя, для ночи музеев института Pro Arte в Ботаническом саду. Она называлась «Ботаника и Архитектура», мифологическая история о происхождении коринфской капители. Потом я сосредоточился на дизайне и архитектуре, но всегда хотел вернуться к выставкам. С Михайловским работать непросто, это своеобразное испытание, но оно того стоит!

Из собрания Пермской государственной художественной галереи. Фото: Никита Шубный

Из собрания Пермской государственной художественной галереи. Фото: Никита Шубный

Из собрания Моршанского историко-художественного музея, филиала ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей». Фото: Никита Шубный

Из собрания Моршанского историко-художественного музея, филиала ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей». Фото: Никита Шубный

Антон Горланов. Фото: Данил Ярощук
Антон Горланов, Фото: Данил Ярощук

Тема преодоления трудностей сквозит в каждом проекте. К примеру, на выставке «Христос в темнице» было трудно находиться. Люди об этом говорили, но возвращались снова и снова. Эта выставка стала чемпионом по повторным просмотрам. Почему?

Это была выставка с непростым для понимания монографическим сюжетом: со всей России в Манеж привезли деревянные изображения Христа, подпирающего рукой щеку и склонившего голову в ожидании Голгофы. Тема сложная. Но чемпион по повторным просмотрам все-таки «Дейнека / Самохвалов». От коллег и друзей я слышу отзывы, что они уже были на этой парной ретроспективе по пять раз и пойдут еще. С чем это связано? Обе идеи яркие, и таким образом, как сейчас, их никогда не раскрывали — это важно.

Дизайн занимает важное место на обеих выставках, и кажется, уже тянет на кураторское соавторство? 

Да, думаю, Михайловский меня за этим и позвал. Например, «Христос в темнице» можно было решить только тотальной инсталляцией — довольно сложно экспонировать 33 объекта на 4500 метрах. Считай, выставка на один этаж, но в Манеже их два, и когда закрывают один из этажей — это плохо выглядит. Но мы все-таки сделали два, широко и масштабно. Я работал не один — с Анной Дружининой (M_U_R). В вопросах визуального у нас был карт-бланш, и это нам помогло — мы смогли развернуться почти без ограничений. У нас было несколько образов выставки, они менялись, получилось не сразу, и к чистоте в понимании мы пришли только в конце. Самое сложное было собрать фактуры и материалы, не перегружая деталями, лаконично, но точно. Нам очень помогла выпущенная в 2013 году книга «Пермская деревянная скульптура конца XVII — начала XIX века» из коллекции Пермской художественной галереи. Мы погрузились в Север, оказались в лесу и в темноте. И только когда экспонаты приехали, их развернули, по-настоящему стало ясно, что´ это такое. Только тогда мы по-настоящему поняли: это особенная скульптура, есть в ней что-то непростое. Ведь прежде мы видели буквально две скульптуры Христа в темнице у нас в Музее истории религии, а так работали со списком, где фигурировали картинки 2х3 см. И, кстати, само собой в итоге у нас получилось 33 экспоната, хотя должно было быть больше.

Фото: Никита Шубный

Фото: Никита Шубный

Из собрания Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея. Фото: Никита Шубный

Из собрания Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея. Фото: Никита Шубный

А вот эта религиозная аллюзия, очень деликатный аспект в музейной практике, вы заранее придумали какую-то стратегию, чтобы не ошибиться и взять верный тон? 

Я не понимал, какая будет реакция людей на эту выставку. Можно было ожидать, что она будет неправильно принята воцерковленными людьми, но в первый же день стало понятно, что тема акцептируется совершенно. Пришли священники, были теплые профессиональные отзывы, я даже давал интервью православным каналам. К сожалению, нет шансов поехать и увидеть эти предметы в маленьких церквях, на их подлинных местах, где они стояли исторически, — такого почти не осталось. Не буду комментировать, хорошо это или плохо — есть известная история о том, как подобные скульптуры собирались. Буквально подвижники музейного дела, в частности Грабарь, поехали забирать этих богов в отдаленные деревни по всей стране, а отдавать их никто не хотел. Грабарь писал в письмах семье, что не знает, вернется ли из этой опасной экспедиции. С этими богами люди обращались как с языческими, считали их «личными», очень персональное  общение. С ними разговаривали, просили, могли наказать, «кормили», и все это происходило не только в XVII, но и в XX веке. То, что сейчас им место в музеях, ясно всем, но и в музейной жизни эта тема не на поверхности. Профессионалы о «пермских богах» знали в среде ленинградской интеллигенции, но выставок не было, соответственно, не было правильной или неправильной практики обращения к этой теме. Мы сами ее отработали.

На выставке «Христос в темнице». Фото: Никита Шубный

На выставке «Христос в темнице». Фото: Никита Шубный

На выставке «Христос в темнице». Фото: Никита Шубный

На выставке «Христос в темнице». Фото: Никита Шубный

Выставка «Христос в темнице» начиналась с проекции на войлочный занавес высотой 9 метров. Откуда появилась эта театральная история в дизайне?

В каталоге выставки была приведена цитата из Евангелия от Матфея, из которой мы взяли все нужные слова: завеса порвалась, камни расселись, земля потряслась. Хотя все это появилось  бессознательно, в обратном порядке: сначала войлок и камни, а потом — Евангелие. Все это архетипы в христианской культуре — ассоциации пришли сами. Конечно, думали о том, что 8 месяцев в году в Перми и окрестностях стоит зима, шумит в темноте русский лес, а в церквях, к которым ни проехать, ни пройти, сидит Христос в темнице и ждет. Ночь и снег — хорошие тезисы для работы с ощущениями. При этом в оформлении мы работали на стыке разных дисциплин: сценография и музыка. Звуки имели для нас большое значение: в миксе есть и шорох пальцев по металлической решетке, и шаги, и валаамский хор. А войлок гасит их и впитывает. 


«Задача была на входе сместить ракурс зрителя: сразу человека из города переместить в лес, без объяснений, одним шагом, и поставить перед не бытовыми вопросами, ракурс должен меняться с первого взгляда». 

Музыка первого этажа должна была через балкон соединяться со вторым, где мы работали с образом тюрьмы: металличестая клетка-лабиринт и, собственно, деревянная темничка, единственная, которую удалось привезти — ее нужно было озвучить. И Алексей Галкин из Facultative works сделал это. В противовес общему звуку немое видео на экранах наблюдения, как образ узилища XXI века, мы поместили в проходе между этажами. По теме «Христос в темнице», в принципе, не было шансов вешать большое количество экспликаций, да многое и невозможно вербализировать в текстах, и мы эти вещи «называли» другими способами. Задача была на входе сместить ракурс зрителя: сразу человека из города переместить в лес, без объяснений, одним шагом, и поставить перед не бытовыми вопросами, ракурс должен меняться с первого взгляда. А так как публика впервые в таком объеме встречалась с русской религиозной деревянной скульптурой, то с контекстом пришлось работать именно на чувственном уровне.

На выставке «Дейнека/Самохвалов». Фото: Михаил Вильчук

На выставке «Дейнека/Самохвалов». Фото: Михаил Вильчук

На выставке «Дейнека/Самохвалов». Фото: Виктор Юльев

На выставке «Дейнека/Самохвалов». Фото: Виктор Юльев

Сколько времени готовятся такие большие проекты?

«Христос в темнице» мы сделали за три месяца. А вот над Дейнекой и Самохваловым работал не менее шести. Я закончил историю с Венецианской биеннале в мае (Горланов/Дружинина — архитекторы в Русском павильоне в 2019 году. — Прим.ред.) и сразу получил кураторские списки. Это захватило меня полностью, ничем другим я больше не мог заниматься. Хотя работа над выставкой к этому моменту шла уже больше года. И здесь, конечно, феноменальное чутье Михайловского, продумавшего многие пары картин настолько заранее, — это очень помогло. Ведь картины рассеяны по стране, увидеть их в комплексе отдельная задача: например, полотно «Стихи Маяковского» приехало из Армении, а «На женском собрании» — из Челябинска. Тут важно понимать, что Манеж — не музей, а выставочная площадка, поэтому кое-что из экспонатов получить было непросто: тут не работает практика музейных обменов. Но по какой-то причине всем было понятно, что эту выставку нужно делать, и почти никто не отказался. В Третьяковской галерее сняли и прислали нам весь зал Дейнеки, который они сформировали только год назад.


«Тут важно понимать, что Манеж — не музей, а выставочная площадка, поэтому кое-что из экспонатов получить было непросто: тут не работает практика музейных обменов. Но по какой-то причине всем было понятно, что эту выставку «Дейнека/Самохвалов» нужно делать, и почти никто не отказался».

А откуда взялась тема соревнования?

Она возникла сразу же. Тема спорта у обоих художников большая, и тут есть очевидные маркеры: Ленинград и Москва, а также необходимость показать, что Самохвалов такой же значительный художник, как Дейнека. По общим прогнозам победить должен был однозначно Дейнека, но все оказалось совсем не так — многие ожидаемые ощущения испарились после открытия. Секции придумались сами, естественно: «Спорт», «Труд», «Герои», «Тело», «Дети», «Война» и «Мир». Нужно было, чтобы человек пошел смотреть вещи в определенном настроении, и его нужно было смоделировать. А секции отлично маркируют блок и отыгрывают традиционную музейную концепцию. Например, метафору футбола понимают все, она в крови, даже у тех, кто не болеет. К тому же это и образ времени, советский футбол — практически ровесник СССР, матчи проводились с 1924 года. И да, эта выставка не про художников, а скорее про эпоху, про те сорок творческих лет, в которые работали и Дейнека, и Самохвалов. И как одна из тем времени — соревнование.

Самохвалов проходит по краю, острый момент, удар и… Важно то, что у нас, тех, кто делал эту выставку, ни разу не возникло искушения на тему соперничества как-то для себя решить и акцентировать результаты личных симпатий. Считаю, что мы нигде не подтасовали перевес ни одного из имен, никого не выделили, а именно создали Дейнеке и Самохвалову отличные условия для диалога. В секции «Спорт», например, невероятная пара, не знаю, как Михайловскому удалось ее подобрать, это просто поразительный разговор двух вещей: «Футболист» Дейнеки и «Спартаковка» Самохвалова. Эти работы в реальности при развеске оказались даже одинакового размера! А если зритель «не в материале», то есть шанс запутаться в авторстве, и мы сознательно хотели создать этот эффект сомнения. Секция «Детство» нравится мне особенно, она очень нежная. Оба художника делали большое количество детской графики, мы все выросли на их книжках. Один в Москве, другой в Ленинграде в одно время иллюстрировали одного и того же автора, например Асеева. «Парад Красной Армии» Дейнеки так похож на книжку «В лагерь!» Самохвалова, что сложно разобраться, где кто. 

«Футболист», Александр Дейнека. 1932 год. Предоставлено ЦВЗ «Манеж»

«Футболист», Александр Дейнека. 1932 год. Предоставлено ЦВЗ «Манеж»

Мальчик с самолетиком. Александр Самохвалов. 1920–30-е годы. Предоставлено ЦВЗ «Манеж»

Мальчик с самолетиком. Александр Самохвалов. 1920–30-е годы. Предоставлено ЦВЗ «Манеж»

И все же есть любимые работы?

Конечно, есть. Мне очень нравится Самохваловская «Девочка с игрушкой» (1928) из Третьяковской галереи и Дейнека «На балконе» (1931), Самохвалов «После бани», «Девушка с табачной фабрики» Самохвалова же. «Кондукторшу» очень люблю. Вот «Шахтер» (1931) из американской частной коллекции — это часть работы, отрезанная самим Дейнекой когда-то от большой трехфигурной композиции; неясно, зачем он это сделал? Я его не видел раньше в цвете, только на черно-белой репродукции, и раму они нам тоже не показывали, пока работа не приехала в Петербург. К выставке мы, кстати, переоформили более 100 работ, это заняло очень много времени. А «Шахтер» был в такой фламандской раме, пышной, совершенно особенной, будто владельцы почувствовали религиозный контекст этой вещи. И я поместил ее в «красный угол», чтобы это подчеркнуть. В секции «Труд» у нас собрались «подземные люди» — именно там находится девушка с отбойным молотком Самохвалова — сложился пантеон новых богов новых времен. Не все это понимают с первого взгляда, поэтому и возвращаются на выставку снова и снова. Материала много, нужно дополнительное время. 

Но есть и те, кто критикует эти выставки в Манеже, — что говорят?

Конечно, критика существует, и профессиональная, и непрофессиональная. Совершенно нормально, когда про одно и то же есть и критика, и восторги. Но на некоторые вопросы невозможно ответить: у всех проектов есть ограничения в ресурсах или во времени. Например, обсуждаются вопросы света на экспозиции, но часто решать их нужно даже не в рамках конкретной выставки, а институционально. То, что можно сделать в Манеже технически, например, нельзя сделать в Эрмитаже, а в Манеже пока нельзя сделать то, что можно в Гран Пале. Мне важно мнение искусствоведов, я всегда с вниманием отношусь к тому, что могу где-то прочитать. Каждый проект как важный этап, урок или опыт в целом ведет к адекватному пониманию своих возможностей. Но есть и моя личная критика: я лучше всех знаю, что на выставке хорошо, а что еще можно было бы дотянуть. И это, на самом деле, самая страшная критика. 


«То, что можно сделать в Манеже технически, например, нельзя сделать в Эрмитаже, а в Манеже пока нельзя сделать то, что можно в Гран Пале».

Вы бы хотели что-то сделать для театра?

Да, разумеется, я еще приду к этому. А пока еще с выставками не все закончил, есть что сказать в этой области. Хотелось бы поработать и в Москве, и за границей, есть и собственные кураторские идеи. Например, я люблю русское искусство начала ХХ века. Хотя, конечно, есть и другие любимые сюжеты. Мечтал бы поработать с коллекцией Русского музея, с его богатейшим собранием.

 

«Собака.ru» благодарит за поддержку премии «Петербург будущего 2020»

отель «Астория» Rocco Forte Hotels,

бренд датской дизайнерской мебели и аксессуаров BoConcept,

компанию Simple.

 

Беседовала Ксения Пушницкая
 

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Антон Горланов, Семен Михайловский

Комментарии (0)