Топ-менеджер со степенью Executive MBA, выпускница «Сколково», приглашенный лектор Высшей школы менеджмента СПбГУ cтала совладелицей «Хеликса», медицинской компании-гиганта из Петербурга, ежегодные обороты которой превышают 20 миллиардов рублей. И героиней премии «Женщины меняют Петербург», которую вместе с ювелирной компанией Mercury проводит редакция Собака.ru. Дарья Горякина — гениальный франчайзер, руководит интенсивным (лабдиагностика у нас дома!) и экстенсивным развитием бизнеса (800 офисов по всей стране и новый комплекс на 10 тысяч квадратных метров в Москве!), а еще — международной экспансией российской медицины в Азию и Африку.
Текст: Дарья Скаянская
Фото: Варвара Орлова
Как стать совладелицей медицинской компании-гиганта
Дарья, вы ролевая модель для всех начинающих girl-bosses. Как случилась головокружительная трансфигурация в deputy CEO и совладелицу одной из крупнейших в стране частных лабораторий?
С медициной я связывать свою жизнь не планировала. Я в принципе не из тех, кто знал с детства, кем вырастет. Когда пришла пора выбирать специализацию, остановилась на бизнес-направлении: популярные тогда юриспруденция и международные отношения казались довольно абстрактными. Уже во время учебы в новосибирском филиале РГТЭУ (Российский государственный торгово-экономический университет. — Прим. ред.) поняла, что коммерция и маркетинг — прямо мое. Параллельно зарабатывала, познавая практические азы продаж, — набивала опыт через «Желтые страницы» (дорогие зумеры, это такие бумажные справочники, где в доцифровую эпоху можно было продавать слоты для размещения информации о проектах). И после выпуска из университета устроилась в МТС.
По закону мономифа эта часть пути героя называется «Обретение наставника».
Это была взлетно-посадочная полоса. Я оказалась на заре развития компании МТС в ретейл-сегменте и благодаря этому получила колоссальный менеджерский опыт, узнала то, чему не учат в университете: как запускать процессы, находить баланс между стандартами и инновациями, как создавать команду, что такое корпоративная культура. А потом МТС привел меня в Петербург — на должность коммерческого директора Северо-Западного макрорегиона. Но в определенный момент стало не хватать творческой свободы, и я сменила работу.
Итак — монтажная склейка, — вы оказались в «Хеликсе».
Да, я пришла в компанию, заряженная феноменальным энтузиазмом основателя — Юрия Владимировича Андрейчука. Во время собеседования спросила, куда, по его видению, должен двигаться бизнес, — и он ответил: «“Хеликс” должен стать именем нарицательным, как Google».
Как этого добиться?
Самое очевидное — расти вширь. В России уже 800 медицинских центров «Хеликс», в Москве готовим к запуску новый лабораторный комплекс на 10 000 квадратных метров, но это еще не всё. Сейчас активно рассматриваем выход на международный рынок — в Азию, Африку. У «Хеликса» единственный в стране международный сертификат стандартов качества диагностики CAP (The College of American Pathologists) — «Оскар» для лаборатории! Мы можем оказывать услуги мирового уровня.
«Хеликс» настолько стремительно растет, что возникает вопрос: как?
Работает клиентоориентированность — быстрее, выше, сильнее. Мы ввели бесконтактную систему Helix Express: оформляешь заказ в приложении, идешь к ближайшему лабомату (точке сбора биоматериала — легко найти на карте), получаешь нужные наборы для анализа, а затем относишь их обратно в лабомат и ждешь уведомление в приложении о результатах — готово! Кроме того, скоро лонч сервиса Helix Lite: сдать анализы станет возможно в партнерских центрах (строго по стандартам «Хеликса»!). В этом году с Helix Express мы выйдем в Москву, а Helix Lite появится во всех регионах России, где нет стандартных центров «Хеликс». Цели у нас амбициозные — открыть пару тысяч пунктов по всей стране.
Еще поделюсь секретной информацией: мы планируем зарегистрировать в 2025-м нашу одобренную врачами систему самовзятия капиллярной крови OneDrop. Все просто: дома вы клеите на плечо специальное устройство, которое безболезненно забирает образец биоматериала, и вам остается лишь сдать его в диагностический центр или лабомат.
Новое слово в беспрецедентную копилку словаря «Давайте говорить как петербуржцы»! «Хеликс» — компания родом из Петербурга, это как-то отражается на бизнесе?
В нас есть «самость», но при этом «Хеликс» осознает себя частью локального и глобального комьюнити. Мы развиваем два особо ценных направления. Первое — социальное: часто проводим акции в поддержку благотворительных фондов («Антон тут рядом», AdVita, «Старость в радость»). Второе — научные и спортивные коллаборации. «Хеликс» был партнером Олимпийских игр в Сочи — 2014, выполнял скрининговые анализы для спортсменов. А в пандемию COVID-19 мы проводили большое исследование с Военно-медицинской академией имени Кирова о том, как уровень антител в крови влияет на тяжесть заболевания у пациентов с разной клинической историей.
И важно: «Хеликс» курирует проект Lab2Doc — онлайн-платформу для обмена опытом и знаниями между экспертами в сфере медицины, лабораторной диагностики и врачами-клиницистами. Каждую неделю на сайте проекта проходят лекции на актуальные для медиков темы. При этом доступ к материалам бесплатный — мы стремимся к тому, чтобы специалисты из любого уголка нашей страны могли свободно получать знания о новых технологиях, методиках, перспективных тенденциях в медицине.
Как расти не только бизнесу, но и профессионалу?
Если вы начинающий специалист, то ищите равновесие между своими сильными сторонами и новым опытом. Шок-контент, но я изначально не хотела в «Хеликс» — думала, что медицина не для меня. И все-таки встретилась с генеральным директором, благодаря настойчивости HR.
А если вы тимлид, то помните, что в своей области каждый член команды должен быть умнее вас, иначе вы один не разгоните бизнес-болид до уровня «Формулы-1». Нанимайте крутых специалистов, в том числе из других сфер — их взгляд откроет новые ракурсы, учите молодых коллег. Мы в «Хеликсе» недавно запустили программу менторства для мидл-менеджмента: соберем аналитику, в чем ребята супер, а где надо подтянуть навыки, и затем топ-менеджеры будут курировать их рост.
В японской философии есть термин «кайдзен», который означает постоянное совершенствование процессов производства, управления, а также улучшения всех аспектов жизни каждый день. Экстраординарные достижения — это круто, но я не могу их требовать от всех. А если каждый сотрудник будет думать, чтó он может сделать чуть лучше, чем вчера, и воплощать это, то мы очень быстро станем глобальной корпорацией.
Какой софт-скилл развивать в 2025-м?
Эмпатию. Хорошо помню, как мы разработали макет карты лояльности, на котором была изображена свинья-копилка, а коллеги по франшизе из Татарстана сказали: «Ребята, все не здорово, надо переделать. Многие наши клиенты — мусульмане». В итоге на картах нарисовали кошелек.
Тайм-менеджмент и никакого думскроллинга
Дарья, проведите ментор-сессию. Хочу запустить и развить большой бизнес — какой формат выбрать?
В текущих условиях — франшизу, как сделал «Хеликс». Я советую ее по двум причинам. Первая — на этапе старта получится избежать огромных инвестиционных затрат, потому что в проект вовлечены партнеры-франчайзи со своими капиталами. Вторая — будете работать с априори мотивированными людьми, готовыми вкладывать деньги в бренд и развивать его. И еще несколько инсайтов. Обкатайте свои собственные точки — анализируйте со всех сторон: от целевой аудитории до локации, а потом выходите с предложением к партнерам. Закладывайте сроки на возврат инвестиций с небольшим запасом — так получится быстрее дойти от безубыточности до реальной прибыли. В стратегии любого проекта нужны три основные стресс-модели: 1 — как я поступлю с дефицитом или с дополнительной выгодой, если средний чек окажется не таким, как я рассчитываю; 2 — что предприму, чтобы привлечь новых клиентов или обслужить слишком большой пул, если их число резко снизится/вырастет; 3 (остроактуально!) — алгоритм на случай изменения ключевой ставки и стоимости денег.
Финансы распределили. А как менеджерить свое время?
Главный принцип — ставить четкие цели и декомпозировать их на задачи. Условная схема: необходимый результат — действия для достижения цели — адекватные сроки — и никакой воды. Еще важно помнить, что сила воли слабеет к вечеру. Так что сложные дела, требующие максимальной внимательности и дисциплины, всегда ставим на утро. И лайфхак — очень классно работает деление дня по блокам. Плюс мое личное правило: не больше часа думскроллинга и не более 100 подписок в соцсетях.
Где брать вдохновение, чтобы не выгореть?
Из идеи, что мы — авторы происходящего. И какими бы турбулентными ни были условия жизни — это не повод для паники, а точка роста.
Искусство создавать лучшее
Партнер премии «Женщины меняют Петербург» — ювелирная компания Mercury — специализируется на создании украшений из золота и драгоценных камней. Непревзойденное качество исполнения каждого изделия, природные камни с сертификатами ведущих международных лабораторий, классический дизайн, подчеркивающий природную красоту и цвет натуральных камней — всё это высокие стандарты, которых всегда придерживается компания. Заветная золотая коробочка с логотипом Mercury — это не просто украшение, а символ безупречного вкуса и утонченности. Mercury — это больше, чем ювелирный бренд. Это символ успеха и уверенности в себе. Ювелирная компания Mercury стоит у истоков создания премии Собака.ру «Женщины меняют Петербург» и уже пятый год вместе с редакцией чествует героинь, восхищающих своей деятельностью на благо родного города. И это очень красиво.
Обо всех героинях премии «Женщины меняют Петербург» читайте здесь.
Комментарии (0)