Петербургские художники создали газету вместе с мигрантами «Насреддин в России». Сатирический проект уложился в три выпуска: неунывающий герой анекдотов и сказок стал рабочим в суровой стране. Он нередко сталкивается с недоброжелательностью, впутывается в истории, но относится ко всему с юмором: рисует комиксы и рассказывает поучительные истории. Сайт «Собака.ru» поговорил с одной из создательниц проекта — художницей Ольгой Житлиной.
Почему вы создали газету для мигрантов?
В первую очередь, это арт-проект, который был запущен не только для рабочих из Средней Азии, но и для арт-сообщества да и вообще для всех россиян. Мы собрались большой творческой группой: художник-график Анна Терешкина, правозащитник Андрей Якимов, оператор Егор Шмонин, фотграф, Катя Сытник, поэт, Роман Осминкин и другие. Четыре месяца мы каждую неделю встречались и искали точки соприкосновения с мигрантами: вместе придумывали шутки для комиксов, слушали их истории, обсуждали проблемы, близкие как художникам, так и рабочим: первый выпуск был посвящен недвижимости, второй — СМИ и языку, а третий (и пока последний) — труду и творчеству.
Зачем нужен этот проект?
Газету мы изначально придумали как сатирическую, чтобы использовать юмор как защиту от болезненных ситуаций, как метод рефлексии. Кроме того, мы хотели проследить, какую роль играет миграция в российском обществе, как художники связаны с мигрантами.
Почему был выбран именно Ходжа Насреддин?
Ходжа Насреддин стал нашим героем потому, что он очень узнаваемый персонаж — истории о нем активно переводились во времена Советского Союза. И его качества нам показались актуальными: он трикстер — мудрый дурак, наивный мудрец. попадающий в истории. Это интернациональный персонаж, которого помнят на всем постсоветском пространстве. А сестру мы ему придумали для того, чтобы включить в проект женщин-мигранток.
Вы только слушали истории и придумывали шутки, или же еще и помогали мигрантам?
В нашей команде есть правозащитник — Андрей Якимов, он как раз эксперт по трудовой миграции и может оказать юридическую помощь приезжим. Но в остальном мы просто общались и делали проект. Распространялся журнал на выставках, но его можно найти в Сети.
На какие средства существует проект?
Я подала заявку на грант в Кёльнскую Академию Искусств Мира, они поддерживают арт-проекты в разных точках мира. Но сейчас полученные средства подошли к концу, если найдем еще деньги — продолжим выпускать газету. Получилось, что мы закончили этаким питерским рейвом: совместно с Йоном Иригойеном в рамках параллельной программы на «Манифеста-10» мы устроили «Мобильную дискотеку» — на машину поставили раскрашенную коробку с колонками, собрали плейлист у участников конкурса и поехали на Апраксин двор, где танцевали под узбекскую и кавказскую музыку.
Графика: Анна Терешкина
Комментарии (0)