18+
  • Город
  • Город
Город

Поделиться:

6 самых примечательных работ выставки «Рисовать»

В галерее Anna Nova открывается выставка графических работ художников из Польши и России, демонстрирующая почти противоположные социальные тенденции. Мы поговорили с куратором проекта Катей Шадковска и выбрали шесть художников из восемнадцати участвующих.

Светлана Шуваева. «Москва. 6 мая», 2012, коллаж

Художница и куратор Катя Шадковска, живущая и работающая между Россией и Польшей, собрала для проекта в Anna Nova произведения восемнадцати художников — поровну из обеих стран. Объединяет очень разных авторов избранный медиум — рисунок. В последнее время графика из художественной практики, в системе современного искусства считавшейся почти маргинальной, превратилась в средство выражения, актуальное как для формалистов, так и для политизированных художников.

Катя Шадковска, куратор

Я думаю, популярность графики связана не только с тем, что рисунок это базис, начало других форм. Графика гораздо дешевле в производстве, в отличие от дорогостоящих зрелищных инсталляций, главного медиума арт-мейнстрима. Главная идея выставки: показать принципиальную разницу между современными художественными сценами в двух странах. В Польше, где десять лет назад был подъем критического левого искусства, сейчас многие художники отчасти им разочарованы и ищут других путей, появилось определение «уставшие от реальности». Я использую термин «инсайдеры»: эти авторы в своем творчестве обращены внутрь себя, связывая осмысление реальности с собственным опытом. В России, где политического искусства до середины 2000-х практически не было, сегодня, наоборот, наблюдается подъем политически ангажированного арт-активизма.

6 самых примечательных работ выставки:

Конрад Смоленьски. «Рисунок» (2001), видеодокументация перформанса.

Смоленьски, известнейший мультимедийный художник, сейчас представляющий Польшу на 55-ой Венецианской биеннале, нанесением следов на собственном теле «наказывает» себя за пропуски занятий по рисованию в Академии художеств в Познани.

Виктория Ломаско. «Рабыни из московского супермаркета» (2012), графический репортаж.

Речь идет о чудовищной и, судя по всему, обыденной истории женщин-мигранток, которые удерживались в рабстве в обычном продуктовом магазине на окраине столицы. О судьбе этих женщин после освобождения рассказала Ломаско кроме многого прочего, автор нескольких серий социальных графических репортажей, в том числе о политических судебных процессах (над Pussy Riot, узниками Болотной и т.д.).

Авдей Тер-Оганьян. «Анри Матисс. "Скрипач", 1918» и «Анри Матисс. "Автопортрет", 1941», 2004, рисунок углем и сангиной.

Для графической выставки выбрали работы из начатой в начале 90-х постмодернистской серии: художник, изображая прилежного копииста, воспроизводит шедевры живописи XX века. Тер-Оганьян, основатель товарищества «Искусство или смерть», галерей в Трехпрудном переулке и «Вперед!», широкой публике известен своими радикальными перформансами. Из-за преследования по поводу одного из них («Юный безбожник», с разрубанием топором специально сделанных икон) он с 1998 года пребывает в политической эмиграции. Для проекта в Anna Nova Авдей важная символическая фигура: большинство молодых и среднего возраста российских участников выставки начинали с его «Школы современного искусства» и/или леворадикальной группы «Радек».

Антон Николаев. «Свободу политическому заключенному Гаскарову!», 2013, сделанный в смешанной технике плакат.

Николаев (к слову сказать, сын известного отечественного искусствоведа Милы Бредихиной и пасынок Олега Кулика) — художник, представляюший прямо ангажированную волну отечественного искусства, ставшую заметной с конца нулевых, участник арт-группы «Бомбилы», теоретик активизма. Конкретная работа посвящена видному антифашисту Алексею Гаскарову, который сейчас находится в СИЗО по «болотному делу».

Томаш Мроз. «Party time», 2013, линогравюра. Мроз — мультимедийный художник, участник известной в Польше группы Penerstwo, работает в основном с инсталляцией и скульптурой. Яркий представитель пост-сюрреалистов, разочарованных в критической левой сцене, «инсайдеров», о которых говорит куратор выставки Катя Шадковска.

Зузанна Янин. «Найденная запись», 2013, куски DVD, акрил.

Довольно поэтичная работа, которая не слишком типична для творчества Янин, известной художницы-феминистки, живущей в Варшаве и начинавшей в 90-х полностью в духе критического политизированного искусства.

Выставка «Рисовать» в Anna Nova Gallery, с 2 ноября до 28 декабря.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)