#ОРДЕНА, #ВЫШИВКИ, #ШЛЕЙФЫ
Вокруг съемок фильма «Матильда» Алексея Учителя, о любви последнего русского императора и балерины, ходит немало слухов. Говорили, что роль Кшесинской исполнит Алина Кабаева, иначе как объяснить невиданный бюджет: и строительство на одном из городских заводов копии Успенского собора, и золотые вышивки музейного уровня, и фантастического качества наряды, которые выполняет художник по костюмам Надежда Васильева. Вот это был бы косплей! Но информацию опровергают, все же крутить фуэте будет польская танцовщица. Этот сезон предоставляет массу возможностей для желающих примерить министерский мундир или ампирное платье: Ульяна Сергеенко предлагает носить газыри с черкесок императорского конвоя, а Gucci и вовсе галун со шнурами. За веру, царя и Отечество!
мастер
Надежда Васильева
Художник по костюмам кинофильма «Матильда»
В работе над костюмами к фильму «Матильда» режиссер Алексей Учитель поставил задачу не заниматься реконструкцией, а насытить картинку современными деталями, чтобы герои читались как актуальные. Мы не грешили против исторической справедливости. Николай II, как заправский модник, ходит в джинсовой рубашке, но к тому моменту в Америке джинсовая ткань уже была изобретена, поэтому теоретически могла попасть к царскому двору. Другое дело, что император мог появляться в штатском только за границей, а все остальное время носил форму полка, расположенного в той местности, где он находился. По всем главным героям составляли цветовую гамму. Для Александры Федоровны выбирали величественные и сдержанные оттенки: перламутровый, золотой, мятный. Лишь в одной сцене, когда она в приступе ревности к Матильде танцует в истерике перед Николаем II — мол, чем я хуже? — нужно было сделать что-то отчаянное. И мы вышили по черно-белой клетке виши красные маки на юбке и рукаве, но только с одной стороны, всполохом. Многие платья императрицы вообще без украшений — они дороги за счет сложного кроя. Мой любимый наряд — свадебный. В оригинале лиф был отделан мехом, но мне показалось, что он будет смотреться грубо, также я заузила рукава — такие нюансы в моем распоряжении. Пятнадцать метров серебряной парчи для него я нашла в Париже, а длинный шлейф мы вручную расшили любимыми цветами Александры Федоровны — ландышами. Над коронационным платьем тоже потрудились. Часто бывает, что наш труд незаметен, — например, шлейфы вообще часто не попадают в кадр. При этом они выполнены по сложной технологии и будто плывут над полом благодаря специально нашитой плотной ленте, которая к тому же приносит практическую пользу: благодаря ей подол не пачкается, просто отпарываешь эту деталь и стираешь. Фрейлинские платья не меняются. Мы сшили точные копии коронационных, с длинными рукавами по типу русской рубахи, а для сцены в театре просто отпарываем их и пришиваем другие.
ОТДАТЬ ЧЕСТЬ
Сцена коронации — самая масштабная. Церковное облачение для нее мы заказывали, ткань с вышитыми двуглавыми орлами 1895 года не сохранилась. Мы стали искать фабрику, на которой могли бы выполнить подобную работу, по всей стране и нашли — в Москве. На ней же нам соткали тусклозолотые ленты, тоже с российскими гербами. Парадную форму генералов и министров копировали с оригиналов, хранящихся в запасниках Эрмитажа. Всю вышивку вручную выполнили индусские мастера, а крученую металлическую нить — канитель — для эполет заказывали в Пакистане, только там не утрачено искусство ее изготовления. Каски с императорскими орлами из плотного пластика отливали в Великобритании, и мало того, что они неотличимы от медных оригиналов, они еще и очень прочные. Художника по костюмам спасают связи и опыт: нужно знать, где что можно заказать и кто в мире делает это лучше всех. Несмотря на то что я засыпаю и просыпаюсь с профильными книгами, мне платят не за это и не за умение шить, а за мозг и умение быстро выкручиваться. Причем если с женским костюмом проще — тут бантик навернешь, здесь кружева добавишь, всегда можно схитрить, то в мужском главное — посадка и строгость линии, поэтому мундиры всем героям шили по индивидуальным меркам.
Для сцены трагедии на Ходынском поле мы сшили множество народных костюмов: душегреи, кафтаны, сарафаны. Мне все они очень нравятся. Тринадцать тонн тканей для них прибыли кораблем из Китая.
Воспроизвести техники не так сложно, все сохранилось в архивах. Берешь, смотришь и быстро передираешь. Творческий метод художника по костюмам: все, что плохо лежит, надо брать. Мне пригодилось почти все накопленное непосильным трудом: отрезы тканей, фрагменты вышивок, привезенные из путешествий национальные костюмы, пуговицы и крючки. Все это вырезается, пришивается, втачивается. В таких комбинациях и проявляется профессионализм — гармонично соединить антикварное с современным очень непросто. Камера ведь ошибок не прощает, вся фальшь видна. Мы даже медали и ордена отливали, потому что крашеный пластик сразу убивает деликатность картинки.
Костюмы главной героини — балерины Матильды Кшесинской — меняются с развитием характера. Сначала она носит броские цвета, яркую вышивку, а потом понимает, что надо выходить замуж, и гамма резко переходит в оттенки слоновой кости, бежевые кружева, сложный крой, как у хорошей жены, которая ждет дома. Пачки делали балетные мастера — там совсем другая технология. Один концертный наряд из спектакля про подводный мир сделан со светодиодами и во время танца светится, как будто в лучах прожекторов. Все кринолины нам сделал мастер Антон Приймак, огромный специалист по нижнему белью и каркасам.
В костюмах персонажей есть и фантазийные моменты. Один из «плохих» героев, врач, ставящий опыты в клинике, одет вместо докторского халата в синий комбинезон, это прототип прозодежды Родченко и символ грядущей революции. А иногда он появляется в латексном комбинезоне и перчатках — намек на масонские ложи и их атрибутику. Вообще, в образы героев я вплела все субкультуры — хиппи, панков, хипстеров, с уважением отнеслась только к царской семье.
Комментарии (0)