Посвященный Петербургу (но пермский) «Щелкунчик» и «Зимний путь» Кристиана Шпука, недетская «Алиса» Мауро Бигонзетти и «Коппелия» Пьера Лакотта – в программе балетного фестиваля (который пройдет с 17 по 29 апреля) сплошь хиты, на которые покупать билеты нужно уже сейчас. Потом их просто не будет!
Петербургский каток и немецкое кладбище, голландский офис и английская библиотека – места действия балетов, что привозит фестиваль Dance Open в апреле 2019 года, чрезвычайно разнообразны. Различны и хореографы, сочинившие эти спектакли: рядом в программе Кристиан Шпук и Пьер Лакотт, Мауро Бигонзетти и Каэтано Сото. Dance Open начинает продажу билетов уже сегодня, 4 декабря.
Понятно, что на финальный гала звезд (29 апреля) билеты разлетятся меньше чем за день, хотя дирекция фестиваля никогда не называет имена участников вплоть до дня концерта, она еще ни разу не обманывала публику. На гала всегда приезжают звезды хай-класса. С другими же спектаклями надо определяться – что лично вам интереснее?
Пермский «Щелкунчик» (19 апреля) посвящен Петербургу – в декорациях Альоны Пикаловой мы увидим знакомый пейзаж. Главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко перенес действие балета в 1892 год (когда прошла премьера «Щелкунчика» в Мариинке) и наполнил эту историю правильным уютным теплом. Сочиняя этот балет, Мирошниченко вспоминал свое детство в Академии русского балета и Щелкунчик» Вайнонена, в котором ребенком принимал участие. Пермский спектакль стал объяснением в любви Петербургу, Вайнонену и Чайковскому. В сюжете есть лишь одно кардинальное изменение: Маша и Принц попадают не в Конфитюренбург, а в Блюменбург – и вместо сладостей танцуют цветы. На этот спектакль точно стоит сводить детей – но и взрослым будет нескучно!
А вот на «Алису» Мауро Бигонзетти (21 апреля), что везет балет Дортмунда, лучше маленьких детей не брать. Казалось бы кэролловская сказка, но, во-первых, хореограф категорически отказался последовательно пересказывать классическую историю и ребенок замучает вас вопросами, почему на сцене сразу две Алисы, что происходит на сцене и почему, а во-вторых, постановки Бигонзетти всегда недвусмысленно сексуальны. Нет, разумеется, ничего «неприличного» и все на сцене будут одеты, но Бигонзетти, как никто, умеет создавать на сцене атмосферу эротического напряжения. Для итальянца (руководителя собственной труппы Aterballetto и лауреата «Золотой маски» за «Cinque») балет – это прежде всего чувственность. А еще он ценит «красивую картинку», и вполне взрослые люди начинают – как на фильмах про Гарри Поттера – чувствовать себя детьми, когда в старинной библиотеке происходят всякие волшебные вещи (видеоэффекты заслуживают отдельных аплодисментов).
«Коппелию» (24, 25 апреля ) Пьера Лакотта, которую привозит Венский балет, можно смотреть в любой хоть немного интересующейся танцем компании – той, с которой вы отправились бы на «Жизель» или на «Сильфиду». Лакотт – человек, с которого в Европе в 1970-х началась мода на балетные реконструкции (к нам пришедшая значительно позже). «Коппелию» Артура Сен-Леона он воскресил для Парижской оперы в 1970 году и с тех пор она принадлежит к сокровищам французской классики. (На ней, в частности, учат и экзаменуют выпускников парижской Школы: если танцовщик способен воспроизвести ногами всю россыпь мелких па, значит, попадет в главный французский театр). Очень сложная в технике, легкая в сказочной своей интонации, эта «Коппелия» уносит нас во времена, когда балет еще был чистым наслаждением, а не решал мировые проблемы. И зрители с удовольствием сбегают вместе с ней от действительности.
«Зимний путь» Кристиана Шпука (17 апреля), что привезет Цюрихский балет – это точно для влюбленных. Сидеть рядом, держаться за руки, чувствовать, что сердцу тепло только потому, что он(а) рядом и смотреть мрачную историю про путешествие одинокого героя сквозь зиму. Балет фантастически красив – в нем являются люди-вороны и люди-деревья, а виртуозный свет посылает привет романтическим гравюрам. И это, конечно, отдельная радость для поклонников музыки конца ХХ века. Шпук выбрал для своей постановки не классический «Зимний путь» Шуберта, а ту версию, что сотворил Ханс Цендер. Более открытую в эмоциях и в то же время более наполненную саморефлексией.
И, наконец, вечер одноактных балетов в исполнении голландской труппы «Интроданс» (27 апреля) устроен так, что буквально каждый зритель найдет что-то для себя. «Cantos» Нильса Кристи на музыку Арво Пярта – это высокая трагедия, посвящение юным солдатам, погибающим в разных войнах. Поразительная танцевальная графика на фоне пылающего неба (Кристи – сам уже ставший мэтром – принадлежит к голландской школе неоклассики). «Польские пьесы» Ханса ван Манена на музыку Хенрика Гурецкого – это голландский патриарх в силе его и славе, безупречные геометрические конструкции, так же безупречно исполненные артистами («Интроданс», обитающий в небольшом городке Арнеме, по качеству ничем не уступает амстердамской труппе – он только меньше по размеру). А в финал поставлена дивная шуточка испанца Каэтано Сото «Conrazoncorazon» («Разумичувство» – в одно слово). Хореограф, успевший поработать в России (за спектакли в Перми он уже был номинирован на «Золотую маску»), предъявляет нам современных людей, выбирающих между сердцем и разумом – и картинка получается замечательно веселой.
Так «Dance open» открывает нам двери и в мрачную романтику, и в бесшабашное шутовство, а нам остается только выбрать. Ну, или если так и не получится решить, что нравится больше – пойти абсолютно на все, благо расписание устроено так, что ни один спектакль с другим по времени не совпадает.
Фестиваль Dance Open c 17 по 29 апреля
Текст: Анна Гордеева
Фото: предоставлены организаторами фестиваля (Bettina Stoess, B¦rn Hickmann, Hans Gerritsen)
Комментарии (0)