Юбилейный (20-й!) Open Look доказывает: важнейшим из искусств для нас стал танец. Летс дэнс — по заветам Дэвида Боуи и Монеточки с 14 по 18 августа!
Начинается фестиваль современного танца с корейцев; название их спектакля «Рассуждения о „Весне священной“. Образ розы» (14 августа) апеллирует сразу к двум великим балетам дягилевской антрепризы, но хореограф Ан Сынсу не цитирует в танце сочинения Нижинского и Фокина. Его задача — подражание не художественное, но менеджерское: как Дягилев открыл Европе русский балет, так Сынсу хочет открыть миру корейский. В этом танце сплавлены долгая история страны и бешеный темп ее сегодняшнего развития, усвоены уроки старинных обрядов и экспрессия европейского контемпорари.
Израильская компания Vertigo отсылает в спектакле «Рождение Феникса» (16 августа) к временам еще более древним, стараясь вовсе выключить в зрителях воспоминания о цивилизации. И если корейцам нужен обычный театральный зал (они разместятся в ТЮЗе), то израильтяне просто поставят свой шатер на берегу Невы — на пляже Петропавловской крепости. Плеск воды, песок под ногами, ясное (будем надеяться) небо над головой — и танец как выражение самых глубинных человеческих чувств. Шатер, если что, не спасет от непогоды — это не крытая палатка, а конструкция из «ребер», меж которыми видно звезды. Он предназначен не для комфорта публики, а для сосредоточения энергии артистов.
Еще один «взгляд назад» — в казанском спектакле «Зов начала» (15 августа). Одноактовка, поставленная режиссером Туфаном Имамутдиновым и хореографом Марселем Нуриевым, этой весной получила три номинации на «Золотую маску» (лучший спектакль, лучшая работа хореографа, лучшая мужская роль) и одну взяла — исполнитель главной роли Нурбек Батулла был назван лучшим танцовщиком страны в сезоне 2016–2017 годов. В «Зове начала» в танец превращается древний татарский алфавит — арабская графика, которую в 1927 году насильно заменили латиницей, а затем столь же решительно кириллицей. Танцовщик телом выписывает старинные буквы, находит им пластический аналог от самых простеньких комбинаций до невероятно сложных вещей, и зрелище это совершенно завораживает.
Нельзя оторвать взгляд и от петербургской «Грозы» (16 августа) — постановки Ксении Михеевой, резидента «Каннон данс», той самой компании, что организует фестиваль. Тут подход принципиально другой: противостояние Катерины и купеческого города Калинова лишено всех исторических деталей, артисты утверждают, что вся эта история не в прошлом, а запросто может произойти здесь и сейчас. «Каннон данс» хвастается на фестивале не только «Грозой», но и мировой премьерой, которую выпускает к фестивалю Олег Степанов. Танцовщик, ныне работающий в Танцтеатре Пины Бауш, уже дважды вместе со своим соавтором Алексеем Торгунаковым был номинирован на «Золотую маску» за постановки для краснодарской труппы. Теперь оба хореографа представляют отдельные работы — Степанов вместе с «Каннон данс» показывает «внейтрино» (15 августа), а Торгунаков — монолог body mantra, сделанный им на музыку Бьорк в польском театре «Розбарк», где он сейчас танцует.
Голландцы Жером Мейер и Изабель Шаффо разбираются в том, что такое душа танцовщика (ответ «темный лес» не принимается) — в их спектакле «Душа № 2. Исполнители» (17 августа) семь артистов рассказывают о себе. Москвичка Анна Гарафеева, специализирующаяся на танце буто, показывает постановку о судьбе Камиллы Клодель (17 августа), гениального скульптора, чья судьба ушла в тень из-за сияния рядом судьбы ее любовника Огюста Родена (да, Борис Эйфман уже брал этот сюжет, но, как истинный мужчина, он таки назвал спектакль «Роден»). Кроме того, в программе — англичане и челябинцы, спектакль Инженерного театра «АХЕ» «Заполнение пробелов», видеолаборатория и мастер-классы. Центром фестиваля станет Новая сцена Александринского театра, давно превратившаяся в символ сочетания сложного интеллектуального конструирования и открытости миру.
Комментарии (0)