На минувших выходных во Пскове и Пушкинских горах с размахом и разнообразием прошел ежегодный фестиваль Сергея Довлатова «Заповедник»: в его программе сочетались иммерсивная постановка и спектакль-квартирник, новые фильмы Андрея Звягинцева и Бориса Хлебникова, выставка работ художника, лично знавшего Довлатова, и граффити-инсталляция, концерты групп Anacondaz и The Retuses.
Сопродюсерами проекта, инициированного три года назад главой театрально-концертной дирекции Псковской области кинорежиссером Дмитрием Месхиевым, стали Елена Яцура, продюсировавшая фильмы Федора Бондарчука, Ренаты Литвиновой, Алексея Германа-младшего, Филиппа Янковского и самого Месхиева, а также Андрей Пронин, идеолог петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» и летнего фестиваля искусств «Точка доступа».
Коллективный разум решил сделать фестиваль, посвященный одному из гениев здешних мест (Довлатов работал экскурсоводом в Михайловском и Тригорском всего несколько летних месяцев 1976 и 1977 годов, но его повесть «Заповедник» навсегда «привязала» писателя к Пушкинским Горам) интересным сразу всем, включая и тех, кто произведения Сергея Донатовича не читал, например, в силу возраста.
Так, в программе первого дня оказались замиксованы выставка художника Георгия (Гаги) Ковенчука «Я знал Довлатова», программа короткометражных фильмов, включавшая победителя «Кинотавра-2017» «Лалай-балалай», литературно-драматический вечер «Довлатов. Way» с участием Петра Семака, уличная инсталляция художника Кати Красной на набережной у стен псковского Кремля и выступление группы Anacondaz.
Расчет организаторов оправдался: аншлаг наблюдался и на концерте астраханского хип-хоп коллектива, и на премьере фильма Бориса Хлебникова «Аритмия» в областной филармонии на следующий день. Картина, получившая гран-при на «Кинотавре» этим летом, была как будто создана для фестиваля «Заповедник» — она, как и проза Сергея Донатовича, одновременно доступна «широкому зрителю» и интересна интеллектуалам, наполнена и юмором, и безнадежностью. Не говоря уже о том, что главный сильно выпивающий герой фильма находится в состоянии почти развода с женой, прямо как наш классик второй половины ХХ века.
Тему запутанных взаимоотношений с алкоголем и советской властью подхватывали и развивали лекции «Питие определяет сознание. Спиртное в контексте советской повседневности» и «Советский человек Довлатова».
Главным собственным проектом фестиваля «Заповедник» стала премьера спектакля-экскурсии режиссера Талгата Баталова «Хранитель» по текстам Сергея Довлатова и не только им. Гости фестиваля десантировались в Пушкинских Горах, где их ожидал трехчасовой марш-бросок по «довлатовским местам», завершившийся в его «доме-музее».
Актер Денис Кугай в роли Хранителя начал экскурсию от гостиницы «Дружба» и ресторан «Лукоморье», где участников иммерсивной постановки ждали незабываемые столкновения с администраторшей с заученной фразой «Мест нет» и официантками, выступающими с трио «Чё надо?». На неведомых дорожках Михайловского гостей встретили дух Арины Родионовны, нашедшей наконец свою кружку (пивную), сосна, от которой Александр Сергеевич Пушкин питался поэтическими токами (или соками), и человек, удивительно похожий на рэпера Оксимирона — разумеется, без батла не обошлось.
В финальной точке маршрута все желающие могли убедиться, что дом Михал Иваныча, как и описал его в своем «Заповеднике» Довлатов, по-прежнем производит страшное впечатление, а середина потолка в комнате Сергея Донатовича по-прежнему угрожающе нависает. Спектакль-бродилка получился настолько удачным, что продюсеры фестиваля задумались о его регулярном показе летом будущего года.
Спектакль-квартирник «Невидимая книга», поставленный режиссером Семеном Серзиным силами «несуществующего театрального объединения Fильшты-Kozlы»по записным книжкам Довлатова «Соло на ундервуде», был показан на фестивале в баре под аккомпанемент коктейлей, потягиваемых зрителями, среди которых присутствовал и губернатор области Андрей Турчак.
Третий день фестиваля начался встречей режиссера Андрея Звягинцева со зрителями его фильма «Нелюбовь» - нашлось место и обсуждению темы «Куда мы идем», и рассказу о том, насколько пугали актеров сцены с обнажением (как выяснилось, все были готовы на все).
Группа The Retuses дала концерт в филармонии, а в Псковском драмтеатре им. А.С. Пушкина выступил с программой своих стихов поэт и вокалист группы «Последние танки в Париже» Леха Никонов и отыграли спектакль «Старший сын» актеры театра «Мастерская» режиссера Григория Козлова.
Текст: Виталий Котов
Комментарии (0)