Премьерой балета композитора Рейнгольда Глиэра «Медный всадник» в постановке Юрия Смекалова 31 марта откроется фестиваль «Мариинский» — наш редактор Виталий Котов, подобно Джеймсу Бонду, незаметно пробрался за кулисы главного театрального блокбастера сезона и сделал сверхсекретный репортаж.
Мариинский театр решил снова вернуться к спектаклю, который был впервые поставлен на его сцене в 1949 году и шел здесь до 1983 года. Выросло уже не одно поколение артистов и зрителей, которые никогда не видели и даже не слышали целиком этот балет, музыку из которого знает каждый, кто приезжал «Красной стрелой» или «Сапсаном» на Московский вокзал — звучащий в финале сочинения Глиэра «Гимн великому городу» стал сначала неформальным, а с 1990-х и вполне официальным гимном Петербурга.
Изначально шла речь о восстановлении старого спектакля и хореографу Юрию Смекалову было предложено заняться именно этим. Но танцы балетмейстера Ростислава Захарова плохо сохранились, и поэтому Юрий был вынужден по сути заново сочинять балет в стилистике своего предшественника. После изучения сохранившихся фотографий стало ясно, что не имеет смысла воссоздавать монументальные декорации конца 1940-х, которые сегодня смотрятся старомодно. Кроме того, в постановку явно нужно было привнести новые театральные технологии, чтобы оживить спектакль. Созданием декораций занялся художник-сценограф Андрей Севбо, вместе с которым Юрий Смекалов создавал балет «Мойдодыр» в Большом театре в 2012 году, и который в свое время был ассистентом Михаила Шемякина во время его работы над балетом «Щелкунчик» в Мариинском театре.
Либретто балета создавалось к 150-летию Пушкина не только по поэме «Медный всадник», но также по мотивам сочинений поэта «Арап Петра Великого» и «Домик в Коломне» - поэтому среди героев спектакля помимо мелкого чиновника Евгения и его возлюбленной Параши присутствуют также Петр I, Меншиков, Ибрагим Ганнибал, шут Балакирев, иностранные послы, а действие происходит как во время наводнения 1824 года, так и в начале XVIII века во время строительства Петербурга и одной из петровских ассамблей. В результате в трехактном спектакле можно видеть и Сенатскую площадь с Медным всадником и Исаакиевским собором в лесах, и верфь в Адмиралтействе, и домики обывателей на Васильевском острове, а солнечный день во время сцены народного гуляния сменяется сценой разрушительного наводнения — зрители в зале не будут разочарованы спецэффектами в виде «кидающихся» прямо им в лицо гигантских волн. А вот чтобы понять, как постановщики добьются этого 3D-фокуса, нужно прийти на премьеру в «Мариинский-2», 31 марта, 2 или 3 апреля.
Комментарии (0)