25 лет со дня основания Инженерный театр «Ахе» отмечает обращением к «Тибетской книге мертвых»: в ноябре Максим Исаев и Павел Семченко возобновили показы эпопеи «Между двумя».
Впервые показанный в ноябре прошлого года на Малой сцене БДТ, спектакль по тибетскому священному тексту «Бардо Тхёдол» состоит из четырех частей, идущих в разные дни. Они называются «Выбор чрева», «Суд. Шесть миров», «Кармическая буря» и «Преддверие». Название же цикла, «Между двумя», — буквальный перевод буддийского понятия «бардо», обозначающего интервал между разными состояниями ума. У Семченко и Исаева речь идет о бардо смерти — временном отрезке, начинающемся сразу после наступления физической смерти и завершающемся реинкарнацией. На наши вопросы ответил Максим Исаев.
Спектакль рассчитан на подготовленного зрителя?
Читал зритель «Тибетскую книгу мертвых» или нет — совершенно неважно для понимания «Между двумя». Еще часто спрашивают, нужно ли смотреть все четыре части спектакля в строгой последовательности. Это тоже зависит исключительно от каждого конкретного зрителя. Есть, например, люди, которые начинают читать или смотреть «Властелина колец» и понеслось. А есть и такие, которым достаточно одного тома или серии.
Вы сознательно работаете на грани театра и ритуала?
Театр — это и есть ритуал. Если вы купили билеты, пришли в театр и смотрите на сцену, то это по определению ритуальное действие, что бы там ни происходило. Другое дело — качество этого ритуала, оно может быть плохим или хорошим. А еще во всем, что мы делаем, существует мощнейший социальный подтекст, и тот, кто хочет его увидеть, — видит.
Как за четверть века существования «Ахе» на вас повлиял технологический прогресс?
Когда мы начинали двадцать пять лет назад, в городе был один-единственный проектор, и это было апофеозом технологичности, каким-то чудом. Чтобы навести его на резкость, нужно было приглашать специального человека и тестировать три лампы в течение двух с половиной часов. Сейчас технологии сильно продвинулись вперед, а мы по-прежнему на самом острие: все, что появляется самое современное из техники, тащим в театр. Только это не вопрос художественного содержания. Инструментарий меняется, но мы как пилили свою тему, так и пилим.
Интервью: Анастасия Мордвинова
Спектакль «Между двумя. Самовоплощение», 11 ноября, 20.00, Эрарта-сцена
Комментарии (0)