Фестиваль балета «Мариинский» откроется двумя премьерами, «Бемби» и «В джунглях», которые ставят Анна Матисон, автор сценария и сценограф, и Антон Пимонов, танцовщик и балетмейстер Мариинского театра.
Что вы подумали, когда вам предложили поставить балет «Бемби»?
Антон: Удивление. Но когда я послушал музыку, убедился, что ее нужно станцевать.
Анна: Все и началось с музыки Александра Локшина. Это трагическая фигура. В 1940-х его запрещали как еврея, который пропагандирует Малера и пишет мрачно, но среди композиторов он пользовался поддержкой. В 1950-х появилась информация, что якобы по его доносу посадили нескольких людей, и от него отвернулись все. На самом деле его подставили органы. Впоследствии честное имя восстановили, семье принесли извинения, но его симфонии ушли из репертуара театров. А музыка у него замечательная! Прошлым летом, когда Гергиев дирижировал Третьей симфонией и оперой «Тараканище» Локшина, я предложила в качестве биса пьесу «Птицы» из сюиты «В джунглях». Валерию Абисаловичу она настолько понравилась, что он захотел сделать балет. Но двадцать пять минут звучания маловато для вечера, мы отложили эту идею и вернулись к ней неожиданно. Знакомясь с музыкой московского композитора Андрея Головина, я услышала его сюиту «Бемби» — иную по стилю, но схожей образности и хронометража. Так и получилась эта дилогия.
Сюита Локшина была написана как саундтрек к фильму про джунгли, в ней есть «Танец обезьян». Как вы примиряете тропический лес и голодные зимы, от которых так страдали олени?
Анна: Сценарий второго балета написан лишь по мотивам повести Феликса Зальтена. А обезьяны в нашем балете — это люди, главные дикари в лесу, если смотреть на них глазами зверей.
Как отнеслись артисты к предложению танцевать оленей, белочек, зайцев?
Антон: Сначала иронизировали, а сейчас просто ажиотаж, все только об этом и говорят. Артисты балета — люди ранимые. Они опасались, что им придется носить маски, рога, хвосты. Был у нас опыт с шемякинским «Волшебным орехом», где громоздкие костюмы превратили танцы в дефиле. Но когда я увидел Анины эскизы, успокоился. И детям должно понравиться.
Это принципиально детский спектакль или взрослым тоже можно рекомендовать пойти?
Анна: Это спектакль для детей, но не утренник. Говоря о Бемби, обычно вспоминают мультфильм Диснея, однако его сценарий далек от текста Зальтена. У нас не будет ни скунса Цветочка, ни зайчика Топотуна. Повесть Зальтена — это история взросления, любви, потерь. Я с интересом посмотрела запись спектакля, который долгие годы шел в ленинградском ТЮЗе в постановке Зиновия Корогодского. Слышала, что его очень любили.
Драки оленей, когда они сшибались «рогами» с помощью рук, поднятых над головой, юные зрители потом разыгрывали в школах. Какой «Бемби» был первым для вас — мультфильм, спектакль, книга?
Анна: Для меня — книга. И мелкий шрифт как раз подчеркивал серьезность текста. Вторая часть известна меньше — возможно, из-за неудачного перевода. Я читала ее в оригинале на немецком, впечатление другое.
Антон, в Мариинском идут ваши бессюжетные балеты 3х3 и Inside the Lines, а тут нужно рассказывать историю.
Антон: Сделать так, чтобы и детям было понятно, и танцовщикам интересно, и правда непросто. Тем более что пантомимы мы избегаем, все будет станцовано. В «Бемби» Головин пластически более сложен, изощрен. «В джунглях» немного проще, там более энергичная, яркая музыка, будет много кордебалетных построений, ансамблевых номеров.
Выпускница ВГИКа Анна известна как режиссер фильма «Сатисфакция» с Евгением Гришковцом и сценарист трех частей народного хита «Елки». Автор документари о Валерии Гергиеве и Денисе Мацуеве недавно дебютировала и как оперный режиссер — ее «Золотой петушок», где она выступила также как художник-постановщик и художник по костюмам, идет в Мариинском театре. Как танцор Антон занят почти в трех десятках балетов, например в «Поворотах любви» Дуайта Родена. Кроме того, в Мариинском идут два его одноактных балета — «Хореографическая игра 3х3» и Inside the Lines, а в Театре имени Якобсона — «Ромео и Джульетта».. |
«Бемби». «В джунглях». Мариинский театр, 13 марта
Еще 3 события фестиваля
Солисты Парижской оперы
В репертуарных спектаклях Мариинского выступят приглашенные артисты. Звезды одного из лучших театров мира, Парижской оперы, Франсуа Алю и Орели Дюпон будут танцевать в «Дон Кихоте» (15 марта), «Баядерке» (16 марта), «Жизели» (17 марта) и на заключительном гала-концерте (22 марта).
С 15 по 22 марта
Мастерская молодых хореографов
Инкубатор всего самого нового и интересного, что есть сегодня в балете. Весь вечер — мировые премьеры. Свои новые работы продемонстрируют Юрий Смекалов и Максим Петров, уже известные по прошлым воркшопам. Кастинг остальных балетмейстеров еще идет.
21 марта
Творческий вечер Виктории Терешкиной
Балерина, способная станцевать все — в ее репертуаре партии от Петипа до Прельжокажа, — сейчас находится на пике. Для галапредставления она выбрала неожиданную программу: второй акт «Легенды о любви», «Шехеразаду» и Гранпа из «Пахиты».
19 марта
Фото предоставлено Мариинским театром.
Комментарии (0)