18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Театр
Театр

Поделиться:

Зажигая звезды: 3 программы Большого театра по поиску молодых талантов

Задумывались ли вы когда-нибудь, как новые артисты попадают на сцену главного театра страны? В Большом театре есть три программы, которые ищут таланты по всей России: Молодежная балетная программа (существует с 2020 года), Молодежная оперная программа (в октябре этого года ей исполнилось 15 лет!) и программа для хореографов (самая юная — учреждена в 2023 году). Это основные спонсорские проекты компании «‎Ингосстрах», которая является генеральным партнером Большого театра. О том, как устроены эти программы, для чего они были созданы и о каких результатах уже можно говорить, в интервью Собака.ru рассказали художественный руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев и руководитель Молодежной оперной программы Дмитрий Вдовин.

Махар Вазиев

Художественный руководитель балетной труппы Большого театра

«За эти годы через молодежную программу прошли многие молодые танцовщики из дальних уголков нашей страны и 90% выпускников присоединились к труппе Большого театра»

Дмитрий Вдовин

Руководитель Молодежной оперной программы

«Мы занимаемся и совершенствованием певцов как актеров, учим их владеть телом, они также изучают сценическое движение и танец»

Махар Вазиев: «Без возможности ставить и показывать свои достижения талант не проявится»

Молодежная оперная программа существует уже давно. Как возникла идея создать в театре еще и балетную «‎Молодежку»?

В 2020 году во время разговора с Олегом Владимировичем Дерипаской я предложил создать молодежную программу для танцовщиков. По той простой причине, что в театре всегда существует «‎кадровая нехватка». С другой стороны, хотелось дать возможность множеству балетных артистов из регионов России поучаствовать в этом проекте. И Олег Владимирович абсолютно искренне сразу поддержал идею. После согласования деталей и разработки проекта мы начали заниматься практической деятельностью. Хочу отметить, что за эти годы через молодежную программу прошли многие молодые танцовщики из дальних уголков нашей страны и 90% выпускников присоединились к труппе Большого театра, другие так же успешно танцуют в разных театрах. Есть у нас такой выпускник программы — Акиб Анвар, который уже очень неплохо себя зарекомендовал, и я ему поручаю сольные партии: Золотого божка в «‎Баядерке», Шута в «‎Лебедином озере» и многие другие. Он уже станцевал и заглавную роль в возобновленном балете Арама Хачатуряна «‎Чиполлино», премьера которого прошла на Новой сцене Большого театра в декабре.

Акиб Анвар, артист балетной труппы Большого театра:

Молодежная балетная программа Большого театра открыла мне дорогу на прославленную сцену великого театра, где я работаю с 2021 года. Здесь произошло мое становление, я работаю бок о бок с выдающимися мастерами классического балетного искусства. Конечно, для творческого человека очень важна реализация в профессии, и Молодежная балетная программа под руководством Махара Хасановича Вазиева дает такой шанс новому поколению.

Любой артист может пройти кастинг и попасть в программу? Нужно только заполнить форму на сайте Большого театра? Есть ли жесткие ограничения по возрасту?

Это доступно абсолютно всем. Отбор проходит в два этапа. Изначально артисты присылают свои видеозаписи на указанный на сайте Большого театра электронный адрес. Я лично просматриваю их и отбираю лучших. После отбора мы назначаем день, когда танцовщики приезжают в театр на очный тур. И лишь только после этого мы определяем, кого приглашаем в проект. Формально возраст артистов варьируется от 23 до 25 лет, хотя жестких рамок, как на балетных конкурсах, у нас нет. Я уже говорил, но повторюсь, что проект имеет основную, скажем так, ключевую идею — дать возможность попробоваться танцовщикам из регионов. Существует мнение, что многие боятся посылать свои записи в Большой театр, а другие не верят, что подобное возможно. Впрочем, сейчас, поскольку уже есть результаты и есть конкретные примеры, таких проблем не возникает.

В прошлом сезоне ваша идея расширилась, и появился проект для молодых хореографов, который снова поддержал «‎Ингосстрах». Что произошло, когда вы объявили open call?

Без преувеличения будет сказано, что на предварительный отбор прислало свои работы не просто много молодых хореографов, но очень много. Я лично вместе с командой помощников и советников отсмотрел не менее шестидесяти видео.

Неужели такое возможно при вашей занятости?

Другого пути поиска хореографов не существует. Мы должны четко понимать, что не у всех молодых хореографов есть возможность работать с профессиональными артистами на профессиональной сцене, и многие присылали свои работы в не очень качественной записи. Мы сидели с коллегами здесь, в этом кабинете, и часами смотрели видео, нередко просматривая один эпизод по несколько раз. Мы были готовы к тому, что это достаточно долгий процесс, так как обнаружить хороших хореографов, с одной стороны, несложно, а с другой, все равно хочется очень скрупулезно подходить к поиску тех, кто в итоге будет делать постановки, в том числе и на сцене Большого театра. По видео мы изучаем способности хореографа, его танцевальную лексику, музыкальность и так далее. Очень просто сказать: «Знаете, это мне нравится, это не нравится». Задача нашего проекта — помочь им.

Что подразумевается под помощью?

Во-первых, это процесс. Пока мы отобрали по видео четырех человек. Здесь и известные уже публике своими постановками Алессандро Каггеджи и Игорь Булыцын, только пробующий себя Григорий Чапаев и еще один Игорь. С каждым я встречался отдельно, мы разговаривали и определяли график работы. С этого сентября они регулярно приезжают, репетируют с артистами Большого театра, причем именно с теми, с кем они сами захотели работать, включая именитых балерин, премьеров, солистов, кордебалетных танцовщиков. Я контролирую процесс их работы на всех этапах. Они показывают мне то, что у них уже получилось. Что-то мы оставляем, что-то я прошу переделать. Например, был такой случай. Один из наших молодых хореографов показывал уже поставленный в рамках задания эпизод. Я в целом одобрил, но попросил поставить то же самое без использования классической лексики. Он подумал и согласился — пошел работать дальше.

«‎В феврале мы набираем новую команду, будет второй open call»

То есть вы пока не можете сказать, кто из хореографов в итоге получит возможность поставить балет в Большом театре?

Я хочу сказать, что благодаря поддержке «‎Ингосстраха» запустился важный процесс выращивания хореографов, заработала система. В феврале мы набираем новую команду, будет второй open call. Снова будет утвержден график репетиций, определен состав участников постановок, будут пробы, показы, обсуждения. Я надеюсь, что из хореографов этих двух «созывов» мы выберем того или тех, чьи работы сможем показать публике.

Звучит впечатляюще. Вы сами придумали такую модель для проекта?

У меня был интересный опыт общения с Морисом Бежаром. Я тогда еще работал в Мариинском театре и поехал к нему в Лозанну с идеей какой-то постановки. Мы сидели в его комнате, которая была в той же студии, где он работал, и вдруг он говорит: «Можно я вас оставлю на пару часов? Потом мы обязательно еще встретимся». Он ушел, а я отправился знакомиться поближе с его студией. Там было много интересного. Пройдя несколько залов, я вдруг наткнулся на комнату с приоткрытыми дверями. Вижу — это Морис работает с двумя актерами. Они репетировали без музыки, без всего. Бежар заметил меня и предложил зайти, но я решил не мешать. После он вернулся ко мне, как и обещал. Естественно, мой первый вопрос был о том, что он ставит. Он ответил, что ничего. Я немножко даже растерялся: «Простите, а то, что я сейчас видел…» Ответ был выдающийся: «Вы знаете, Махар, как артист балета ежедневно должен заниматься уроком классики, так и хореограф ежедневно должен что-то ставить. Неважно, использует ли он это в будущем в своих постановках, но он все время должен находиться в рабочем состоянии». Я тогда многое понял про специфику хореографов. Если мы не создадим для наших участников условия, не будет организована регулярная репетиционная работа, ничего не выйдет.

Екатерина Евдокимова, артистка балетной труппы Большого театра:

Я благодарна за возможность пройти стажировку в Большом театре художественному руководителю Махару Хасановичу Вазиеву и компании «Ингосстрах». С нами работали лучшие педагоги, в том числе Александр Аркадьевич Войтюк, мы посещали спектакли, прогоны, со временем начали принимать участие в репетициях, учить репертуар и выходить на сцену. Я, со своей стороны, прикладывала все усилия, чтобы подтянуться до уровня артиста главного театра страны и попасть в труппу Большого.

Любопытно, как реагируют на происходящее артисты Большого театра, которые тоже хотели бы попробовать себя в новой ипостаси?

Многие из них уже приносят на флешках свои работы, мы смотрим, думаем. Наблюдается колоссальный интерес к проекту со стороны наших артистов.

Какие еще критерии отбора имеются для будущих постановщиков?

Я уже говорил про музыкальность, интересную лексику, умение быстро перестраиваться в процессе работы, в целом мы просто ищем талантливых в этой профессии людей. Но без возможности ставить и показывать свои достижения талант не проявится.

Узнайте больше о Молодежной балетной программе и условиях участия — по ссылке.

Дмитрий Вдовин: «Молодежная оперная программа по-прежнему остается очень результативной»

Молодежная оперная программа недавно отметила свое пятнадцатилетие. Мне кажется, сейчас самое время поговорить о результатах и достижениях этой уникальной программы.

Был первый, очень интересный этап нашей деятельности, когда артисты программы пели во многих премьерах театра главные партии — от «Травиаты» и «Риголетто» Верди до «Так поступают все женщины» Моцарта и «Сомнамбулы» Беллини. А когда в 2011 году после ремонта открылась Историческая сцена Большого театра, артистка Молодежной оперной программы Ульяна Алексюк исполнила заглавную роль в опере «Руслан и Людмила» в премьерной постановке Дмитрия Чернякова. У нас было принято изначально, что очень многие выдающиеся артисты приезжали сюда и давали мастер-классы. Они приезжали и на десять дней, и на неделю, и на три дня. Невероятная Натали Дессе дала один мастер-класс, который стоил, может быть, месяца занятий с кем-либо еще. Евгений Нестеренко, великий российский бас, очень часто приезжал к нам и даже называл Молодежную программу своей последней любовью. Такие мастера, как Елена Образцова, Ирина Богачева, были с нами. Когда создавалась программа, осталось буквально несколько месяцев до ухода Ирины Константиновны Архиповой, своеобразного лидера своего поколения, давшего путевку в жизнь многим оперным звездам, в которых она распознала талант. Ее имя звучит здесь постоянно, она всегда незримо присутствует среди нас. Моя мечта — чтобы эта программа со временем стала носить ее имя.

Я правильно понимаю, что, когда «Ингосстрах» стал партнером программы, добавились новые стимулы у всей институции?

Совершенно верно. Это серьезная поддержка, как финансовая, так и стратегическая. Мы существуем за счет наших замечательных попечителей, которые без каких-либо сомнений с самого начала стали нас поддерживать. Для меня самое большое счастье в жизни — работать с молодыми, давать им дорогу, и прекрасно, что «Ингосстрах» тоже решил сконцентрироваться именно на молодых артистах. И все наши совместные усилия уже оправданы тем, что эти люди выходят на сцену первого театра страны.

В этом году мы получили много хороших новостей про наших артистов и выпускников. Одни принимали участие в постановках Большого, а другие успешно выступают за рубежом. Например, наша выпускница Василиса Бержанская вместе с Анной Нетребко, Людовиком Тезье и Брайаном Джагдом поет в «Силе судьбы» Верди, которой 7 декабря открылся новый сезон миланского театра «Ла Скала».

«Я больше всего горжусь тем, что в нашем коллективе — я имею в виду всех, и педагогов, и молодых артистов, и стафф — очень хорошая атмосфера, которая за 15 лет почти не подвергалась угрозам»

Условия приема артистов в программу претерпели изменения за 15 лет? Расскажите подробнее, кто может подавать заявку на участие. Какие есть возрастные ограничения?

Сначала мы принимали людей от 20 до 35 лет. Потом поняли, что все-таки мы должны поменять правила, и ограничили круг соискателей тридцатью годами, потому что после тридцати усовершенствовать певца уже проблематично. Да и профессия оперного артиста молодеет. Набор в нашу программу очень прозрачен: к нам могут попробоваться все выпускники вокальных вузов и студенты вокальных факультетов консерваторий из России и стран бывшего СССР.

Я слышала мнение, что Молодежная программа предполагает полную занятость артистов, которых приняли. И правда ли, что в зарубежных «молодежках» артисты занимаются меньше?

Существует много прекрасных молодежных программ и академий — в крупнейших мировых оперных театрах, на родине Россини в Пезаро, при фестивале в Экс-ан-Провансе, при Зальцбургском фестивале. Но там нет такой интенсивной работы, как у нас, что поначалу удивляет наших ребят. Наши же артисты проводят в театре иногда по 10–12 часов каждый день, а если меньше, то это скорее исключительные дни.

Я больше всего горжусь тем, что в нашем коллективе — я имею в виду всех, и педагогов, и молодых артистов, и стафф — очень хорошая атмосфера, которая за 15 лет почти не подвергалась угрозам. Это своего рода театральная студия, какие были в свое время в Московском художественном театре во времена Станиславского, да и в нашем театре была его студия.

Мы занимаемся и совершенствованием певцов как актеров, учим их владеть телом, они также изучают сценическое движение и танец.

Рамиля Баймухаметова, артистка Молодежной оперной программы Большого театра:

Молодежная оперная программа подарила мне бесценный опыт, а ее команда стала для меня семьей. Благодаря программе я и мои коллеги выступаем на сцене Большого театра, в том числе и в главных партиях. С нами занимаются самые разные коучи, которые помогают нам совершенствоваться: Маквала Филимоновна Касрашвили, Рузанна Павловна Лисициан, Любовь Анатольевна Орфёнова, Екатерина Аполлоновна Вашерук. Мы изучаем 4 языка (французский, итальянский, английский, немецкий). Также в Молодежной оперной программе есть занятия по актерскому мастерству и танцу. Неоценимый вклад в наше творческое развитие вносит наш руководитель Дмитрий Юрьевич Вдовин. Молодежная оперная программа — это огромный живой организм, деятельность которого направлена на подготовку настоящих артистов. Я безумно счастлива, что поступила сюда!

Вы говорили про мастеров, которые были причастны к программе, но сегодня их уже с нами нет. Назовите имена новых лидеров, которые взаимодействуют с вашими молодыми артистами.

Во-первых, с нами всегда Маквала Касрашвили, человек очень большой культуры, с великолепной школой, а также Рузанна Лисициан, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Игорь Головатенко. Теперь уже выпускники программы подключились и дают свои мастер-классы. Недавно с нами работала Кристина Мхитарян, несмотря на ее плотный график выступлений по всему миру. Любопытно, что во время пандемии мне позвонил маэстро Энрике Маццола, главный дирижер Чикагской лирической оперы, он сам предложил приехать в Москву и позаниматься с нашими ребятами. Это было очень лестное для нас предложение и очень полезный опыт.

Артисты из каких регионов лидировали в программе в последние годы?

В прошлом и позапрошлом годах было 20 молодых артистов пятнадцати национальностей, причем иногда неожиданных. Например, один наш замечательный пианист, эвен по национальности (не путать с эвенками), родился недалеко от берега Северного Ледовитого океана в Якутии, в небольшом поселке. Мы не всегда правильно представляем жизнь регионов России, так вот в этом поселке оказалась хорошая музыкальная школа. Педагог заметил, что молодой человек очень одарен. Тогда его отправили учиться в десятилетку в Якутск. А педагоги оттуда направили его к своим педагогам-коллегам из Казанской консерватории. И вот уже на прослушивании в Казани я его услышал и пригласил в программу. Это замечательно, когда страна дает такую возможность — шагнуть из далекого северного поселка в Большой театр.

Расскажите о последних знаковых дебютах ваших ребят.

Для нас особо важен был проект «Война и мир. Наташа и Андрей», который артисты программы делали вместе с Мастерской Брусникина на сцене театра «Новая опера» (премьера состоялась на прошлом Крещенском фестивале в январе 2024-го). И проект этот живет, спектакль идет с аншлагами. В марте повезем его на гастроли в Пермь. В «Войне и мире» раскрылись талантливые артисты, прежде всего две Наташи и два Андрея: Илья Кутюхин и Максим Лисин, Елена Гвритишвили и белорусская певица Альбина Тонких. Но и другие не подкачали, один Пьер Безухов — Илья Легатов чего стоит!

Игорь Онищенко, артист Молодежной оперной программы Большого театра:

Так совпало, что я начал всерьез заниматься академическим вокалом в октябре 2009 года — тогда же, когда была основана Молодежная оперная программа. И на первые годы моего студенчества пришелся феерический взлет «Молодежки», слава о которой гремела в медийной сфере музыкального мира. Я, разумеется, мечтал попасть именно туда. Но судьба сперва закинула меня на Запад. В 2023 году я наконец-то попал под крыло Дмитрия Вдовина. В МОПе нет ни одной оперной партии, которую бы он внимательнейшим образом не отслушал и не подчистил, прежде чем выпустить артиста на сцену. По секрету, мы с Дмитрием Юрьевичем готовим несколько партий, которые, как я очень надеюсь, выстрелят в Большом.

А еще здесь я обрел не только технологию и профессиональную уверенность, но и свою судьбу. Наша свадьба с одной из артисток «Молодежки» состоялась этой осенью, ровно через год после нашего с ней (а она пианистка) первого концерта.

Насколько сегодня вообще эффективны инвестиции в будущее? Идет ли молодежь в оперу, в смысле учиться?

Мы ежегодно объезжаем в поисках артистов от 6 до 10 российских городов: Владивосток, Иркутск, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Ростов, Саратов, Волгоград — где мы только не были. Я могу четко сказать, что источник не иссяк, хотя, конечно, меняется его характер, но это отдельный разговор.

Вы довольны тем, как функционирует программа сегодня? Можно сказать, что она процветает?

Это будет нескромно. Я могу с уверенностью сказать, что она по-прежнему остается очень результативной. И важно другое — нашу деятельность очень поддержал новый генеральный директор Большого театра Валерий Абисалович Гергиев. Артисты Молодежной программы сейчас заняты буквально во всех проектах театра на всех сценах, пусть речь идет и о небольших партиях. Не надо забывать, например, что у Тамары Ильиничны Синявской первой ролью в Большом театре был Паж в «Риголетто», у которого всего две фразы. Я надеюсь, что у каждого из наших артистов будет своя удача в судьбе.

Текст: Екатерина Беляева

Фото: Евгений Евтюхов, Юлия Савченко, Марко Бресия, Дамир Юсупов, Егор Берладин, архивы пресс-служб Большого театра

 

 

Комментарии (0)