Выставка-блокбастер в формате музейного спектакля охватывает три важнейшие темы в творчестве авангардиста: «Влечение к строительству», «Ревизор» и «Петербург». Рассказываем о них подробнее.
Как поделились с Собака.ru в Театральном музее, идея выставки «Казус Мейерхольда, или "Ревизора" хочется всегда» возникла благодаря фразе режиссера, оставленной им в 1915 году в визитном альбоме основателя музея, коллекционера и мецената Левкия Жевержеева: «Город Петра — только он, только его воздух, его камни, его каналы способны создать таких людей, с таким влечением к строительству… Жить и умереть в Петербурге! Какое счастье!». Так, авангардист делает акцент на созидательно-творческой функции города — «строительству чудотворному», удел которого Мейерхольд выбрал при работе над собственным театром будущего. В Петербурге же родилась идея и другого ключевого проекта постановщика — именно в этом городе еще в символистский период Мейерхольд задумывает мистификацию «Ревизора». Одна из известнейших работ режиссера увидела свет лишь через 20 лет — уже на сцене московского Театра имени Мейерхольда. «Это был апокалиптический образ, театральное воплощение рока — и мейерхольдовская модель человеческого бытия, трагическая по своей сути», — комментируют в пресс-релизе.
Кураторская задумка проекта основана не просто на ретроспекции творчества режиссера, а предлагает поразмышлять над феноменом гоголевского «Ревизора» в творческой и личной судьбе мастера. Для погружения в контекст экспонаты выставки сопровождает вольное переплетение реплик героев «Ревизора» и хроники жизни Гоголя и Мейерхольда.
Среди экспонатов — эскизы декораций, архивные фотографии из собраний не только Петербургского музея театрального и музыкального искусства, но и Бахрушинского театрального музея, унаследовавшего архив ГосТИМа сразу после его закрытия; Третьяковской галереи, Эрмитажа, проекты нового здания Театра имени Мейерхольда из собрания Музея архитектуры имени Щусева, мозаики (чудом сохранились шесть!) из Мозаичной мастерской Российской академии художеств и арт-объекты, воплощающие несбывшиеся мечты Мейерхольда о театре будущего. Сет-дизайн выставки подчеркивает созидательную идею сторителлинга — в пространстве музея архитектор Юрий Сучков воплотил стройплощадку незавершенного ГосТИМа.
Наталья Метелица
Директор музея, руководитель проекта «Дягилев. Постскриптум»:
Мы не ставили целью охватить весь творческий путь Мейерхольда, показать его развитие и все созданные им спектакли. — Наследие мастера настолько масштабно и многопланово, что в рамках нашей выставки такая задача представляется невыполнимой. Проект в Театральном музее предлагает посетителям другой ракурс: мы придумали выставку-пазл, собирающую три важные для Мейерхольда темы — «Влечение к строительству», «Ревизор», «Петербург» — в гипотезу-размышление о феномене гоголевского «Ревизора» в творческой и личной судьбе мастера. Выставка задумана в формате музейного спектакля, где текст пьесы и ее воплощение — плод совместного творчества кураторов и дизайнера Юрия Сучкова. Вольное переплетение реплик героев «Ревизора» и жизненных реалий Гоголя и Мейерхольда позволяет взглянуть на их судьбы в другом ракурсе, отличном от постоянной экспозиции и выставок музея о творческом пути выдающегося режиссера.
В рамках выставки запланирована дополнительная просветительская программа, в том числе автобусная экскурсия по мейерхольдовским адресам с участием актеров петербургских театров и спектакль «Театра в Театральном музее». Ознакомиться с расписанием можно здесь.
Выставка «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда» открыта с 21 ноября 2024 года по 6 апреля 2025 года в Музее театрального и музыкального искусства на улице Зодчего Росси, 2А.
12+
Комментарии (0)