Что смотреть в театрах Петербурга и на постановки с чьим участием нужно брать билеты? Рассказываем обо всех хайлайтах сезона 2022-го — 2023-го и их создателях: от актеров Тихона Жизневского и Ильи Деля до режиссеров Дмитрия Крестьянкина и Яны Туминой.
Дмитрий Крестьянкин, режиссер
Что посмотреть: «Ленин из Ревды» в «Балтийском доме»
За неполные шесть лет, прошедшие с момента выпуска из режиссерской мастерской Юрия Красовского, Дмитрий Крестьянкин успел поучаствовать в резонансных инклюзивных и социальных проектах («Квартира», «Недетские разговоры», «Где нас нет»), придумать и создать собственный — «Плохой» — театр, поставить автобиографический спектакль про 1990-е и нулевые («Квадрат»), на котором плачут зрители и критики, и виртуозно отработать тему памяти и травмы в «Ленине из Ревды». Этот проект поставлен как ток-шоу, в котором коллективным голосованием решают: убрать наконец памятник вождю в одном конкретном городе или пусть еще постоит. В основе — документальные монологи жителей реальной Ревды.
Дмитрий — лауреат петербургской театральной премии «Прорыв-2021» в номинации «Лучший менеджер» (вместе с Леоном Словицким) за создание и развитие «Плохого театра».
Петр Шерешевский, режиссер
Что посмотреть: «Опера нищего» в «Субботе», «Идиот» в «Приюте комедианта»
Один из главных хедлайнеров этого сезона, в котором случился настоящий прорыв —неоднократный номинант «Золотой маски», чаще работающий в региональных театрах, чем в родном городе, выпустил «Оперу нищего» в «Субботе» и «Идиота» в «Приюте комедианта». Также премьеры у Петра были в московском ТЮЗе, театре «Шалом» и МХТ. Новыми работами режиссер последовательно доказывает: и сегодня возможно осмыслять хрестоматийные сюжеты иронично, современно и тонко, используя имеющиеся возможности по максимуму. Было бы желание.
Петр восемь раз выдвигался на высшую театральную премию России «Золотая маска» в номинаций «Драма / работа режиссера».
Илья Дель, актер
Что посмотреть: «Идиот» в «Приюте комедианта»
Петербургские театралы наверняка помнят трагикомических Ромео и Фердинанда, сыгранных Делем в Театре «На Литейном» и «Приюте комедианта». Позже были Соленый в бутусовских «Трех сестрах» и Мармеладов в богомоловском «Преступлении и наказании». Роль князя Мышкина напрашивалась сама собой и был лишь вопрос времени и режиссера, который предложит ее Илье. Вот Петр Шерешевский и предложил. Лев Мышкин в исполнении Ильи Деля — гиперчувствительный поэт, подвергнутый приступам депрессии и шизофрении, и в этом состоянии декламирующий стихи современных поэтов, превращая их в рэп. Пожалуй, лучшая на сегодня роль, в которой актер Дель, кажется, работает на пределе возможностей, а иногда и за ним.
Илья — лауреат петербургской театральной премии «Прорыв-2012» в номинации «Лучший молодой актер драматического театра» за роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» в театре «На Литейном».
Тихон Жизневский, актер
Что посмотреть: «Отелло» в Александринском театре
Выход Тихона Жизневского в роли майора Грома стал, простите за тавтологию, громом среди ясного неба. Но лишь для тех, кто никогда не видел актера на сцене. Де Гиш в «Сирано де Бержераке», Алексей в «Оптимистической трагедии. Прощальный бал», Дженнаро в «Вороне» —роли, дававшие возможность продемонстрировать лицедейские таланты и отменную физподготовку. А в прошлом декабре добавилась роль лейтенанта Кассио, оклеветанного негодяем Яго. В «Отелло» Николая Рощина герой Жизневского смешон, нелеп, комичен и самоироничен. Последнее особенно ценно, иначе супергерой быстро превратится в унылый памятник самому себе.
Мария Романова, режиссер
Что посмотреть: «Маршак-Маршак» и «Птицы» в Театре им. Ленсовета
Сама себя Мария Романова определяет как «нежный режиссер». Что совершенно справедливо и не только в отношении работы с актерами. Все ее спектакли — детские, взрослые, да любые! —выходят поразительно светлыми (буквально и метафорически), легкими и трогательными. В этом сезоне режиссер Романова выпустила на Камерной сцене Театра им. Ленсовета спектакль «Маршак-Маршак» — ностальгически-прекрасную элегию о детстве. И тоже, конечно, нежную.
Мария — лауреатка российской национальной премии-фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» в номинации «Лучший режиссер» за постановку спектакля «Странствия Нильса» (2016).
Команда спектакля «Электровоз ВЛ-10», Karlsson Haus
Кто в команде: режиссер и актриса Марина Солопченко, актер Ренат Шавалиев, художник Эмиль Капелюш
Для тех, кто не в курсе: один из главных драматургов 2010-х Дмитрий Данилов еще и превосходный поэт, а актриса Марина Солопченко — неординарный режиссер. А значит встреча их была неизбежна. Два года назад Солопченко удивила многих, выпустив в «Мастерской» премьеру «Три сестры. Игра в солдатики» на основе чеховской пьесы и биографий сестер Бронте. Вторая режиссерская работа вышла на площадке Karlsson Haus. Выбор как раз и пал на поэзию Данилова. Стихи здесь монтируются так, что сливаются в единый текст, Марина Солопченко меняет десяток-другой личин, а ее партнер Ренат Шавалиев, напротив, сохраняет нейтральность образа. И все это — в условном пространстве электровоза, несущегося куда-то с воем и грохотом. Все вместе складывается в страшный и поэтический рассказ о России, которую мы то ли знаем, то ли нет.
Марина Солопченко — лауреатка высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за роль в спектакле «POLVERONE (Солнечная пыль)» (2013). Номинировалась на премию «Золотая маска».
Ренат Шавалиев выдвигался на премию «Золотая маска»—2019 в номинации «Куклы / работа актера» (спектакль «Деревня канатоходцев», Театральная компания «Открытое пространство»).
Эмиль Капелюш — трехкратный обладатель премии «Золотая маска» (2000, 2015, 2018) в номинациях «Драма / работа художника» и «Куклы / работа художника».
Яна Тумина, режиссер
Что посмотреть: «Будь здоров, школяр» в МДТ – Театре Европы
Одна из самых титулованных российских театральных режиссеров Яна Тумина под финал прошлого сезона выпустила на большой сцене МДТ премьеру по прозе, дневниковым заметкам и поэзии Булата Окуджавы, чей пацифистский посыл звучит отчетливее и яснее других. Тексты, фиксировавшие реальность, ныне ускользающую от новых поколений, Тумина и ее команда переводят на современные ритмы и язык посредством музыки (оказывается, Окуджава и рэп конгениальны друг другу!) и визуального ряда, в котором используются многочисленные граффити.
Яна семь раз выдвигалась на премию «Золотая маска» в номинации «Куклы / работа режиссера» и один — в номинации «Куклы / работа художника». В 2019 году выиграла «Маску» как лучший режиссер театра кукол — за спектакль «Комната Герды».
Алла Данишевская, продюсер и актриса
Что посмотреть: «Сцены из супружеской жизни» в театре «Открытое пространство»
16 лет театр «Открытое пространство» кочевал с одной площадки на другую и лишь в прошлом году наконец обрел собственное пространство на улице Моховой. Все это время продюсер и актриса Алла Данишевская самоотверженно находила возможности, обеспечивая его бесперебойное существование, играла в постановках «Пространства» и сделала его заметным явлением на петербургской театральной карте.
Режиссеры Яна Тумина и Роман Габриа, Екатерина Гороховская и Рузанна Мовсесян, Иван Латышев и Иван Рябенко здесь ставят одни из самых заметных и лучших своих спектаклей. Юные зрители тут могут увидеть «Ромео и Джульетту», не дожидаясь совершеннолетия, и послушать древние дагестанские предания, переведенные на язык театра кукол («Деревня канатоходцев»), а взрослые — порефлексировать с помощью «Сцен из супружеской жизни».
В 2019 году «Деревня канатоходцев» была выдвинута на премию «Золотая маска» в четырех номинациях: «Лучшая работа художника», «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа актера» (Ренат Шавалиев) и выиграла в одной — за работу художника (Кира Камалидинова).
Роман Каганович, режиссер
Что посмотреть: «За белым кроликом», «Посмотри на него», «Шиле» в Театре ненормативной пластики
Роман Каганович — феномен петербургского и шире — российского — театра. Даже работая на госплощадках (Александринский театр, «Балтийский дом») он выбирает тексты, перпендикулярные общественным вкусам, мнениям, представлениям о прекрасном, нередко облачая их в остро гротескную или кабаретную формы.
Каганович инсценировал автобиографическую книгу Старобинец («Посмотри на него»), вызвавшую ожесточенную дискуссию, по пьесе Анастасии Букреевой поставил спектакль о судебном процессе над одним из самых скандальных художников начала ХХ века («Шиле»), рассказал пробирающую до самой макушки документальную историю об изнасиловании и убийстве двух девушек («За белым кроликом»). А еще он создатель собственного Театра ненормативной пластики. Вот как хотите, так и понимайте это название.
Роман номинировался на «Золотую маску»-2020 за «Посмотри на него» и «Интервью В.» в категории «Драма / работа режиссера».
Елизавета Боярская, актриса, и Игорь Черневич, актер
Что посмотреть: «Чайка» в МДТ — Театре Европы
Боярская и Черневич вместе играли и до новой версии «Чайки», но, пожалуй, впервые составили такой чувственный дуэт, что, например, в момент их объяснения аж искры летят со сцены. Аркадина в исполнении Елизаветы Боярской невероятно хороша собой, пленительна и вовсе не собирается сидеть и спокойно смотреть как Нина Заречная (Анна Завтур) кокетничает с известным писателем. Тригорин Игоря Черневича, напротив, выглядит как человек, измученный нарзаном, жизнью и вниманием хорошеньких женщин, но продолжает вызывать их горячий интерес.
Татьяна Ишматова, актриса
Что посмотреть: «Идиот» в «Приюте комедианта»
Сразу после окончания вуза в Екатеринбурге пришла в Каменск-Уральский театр «Драма Номер Три», где совмещала актерскую работу с заведыванием музчастью. В прошлом году переехала в Петербург, сразу получила роль мечты. Можно точно сказать — такой Настасьи Филипповны, а точнее — просто Настасьи — петербургский театр еще не видывал. Героиня носит черный худи, на шее у нее болтается ценник (позже он станет биркой в морге), а под сердцем копятся недолюбленность, боль и обреченность.
Нина Усатова, актриса
Что посмотреть: «Материнское сердце» в БДТ им. Г. А. Товстоногова
Прошлый сезон стоит счесть одним из самых удачных в биографии театральной актрисы Нины Усатовой: сумасшедший темперамент и природная органика наконец получили возможность проявиться в полной мере. Усатова на протяжении четырех с половиной часов выдает грандиозный перформанс под названием «простая русская женщина».
Ее Авдотья Громова отправляется в путь, в надежде найти правду-справедливость и спасти непутевого сына (Григорий Чабан), по пьяни отходившего несколько человек. Она готова пожалеть, посочувствовать и согреть душевным теплом и нежностью всех бедолаг, попадающихся на пути, но никто и ничто не отвернет ее от главной цели. И мчится Авдотья на мотоцикле «Урал» по Руси, а перед зрителем разворачивается эпическая картина смешной, нелепой и тяжкой жизни русского человека.
За роль Авдотьи Громовой Нина Усатова была выдвинута на премию «Золотая маска»- 2023 в номинации «Драма / женская роль». Получила вместе с БДТ спецприз «за создания образа русской женщины».
Что еще посмотреть в театрах?
«Муравей в стеклянной банке», Социально-Художественный театр, режиссер Эдгар Закарян
Выпускник мастерской Андрея Могучего сходу взялся за непростой и мало освоенный театром и кино материал — о чеченских войнах 1990-х. В основе постановки — дневники Полины Жеребцовой, которая в детском возрасте пережила эти ужасающие события и собирала разрушенную реальность в записях на протяжении 10 лет. Нечасто случается, чтобы молодой режиссер взялся за проработку темы памяти и травмы, еще и ближайшего прошлого, создавая таким образом задел на будущее. И можно не сомневаться — у отечественного театра по-прежнему сохраняется шанс не превратиться в нечто отчаянно безнадежное.
«Саша, не бойся», «Скороход», режиссер Сергей Азеев
Сергей Азеев уже успел зарекомендовать себя как режиссер, не ищущий легких текстов, тем и решений («Отец», «Атавизм», «Кораблик дураков»). В спектакле «Саша, не бойся», поставленном по повести Евгения Ельчина «Сталинский нос», он впервые берется за детскую тему, но не простую, а пропущенную через болезненный и все еще мало проговоренный сюжет Большого террора.
На происходящее мы смотрим глазами мальчика Саши с трогательной фамилией Зайчик: детский наивный взгляд делает события почти вековой давности еще страшнее, отчаяннее, безысходнее. А разыгрывают всю историю Анна Лебедь-Кочеткова и Стас Демин-Левийман и две куклы, созданные руками Татьяны Стоя.
В 2022 году Сергей Азеев выдвигался как актер на премию «Золотая маска» в номинации «Драма / мужская роль» за роль в спектакле «Интервью В.».
«Магазин», Небольшой драматический театр, режиссер Артем Злобин
Ученик Льва Эренбурга дебютировал на сцене НДТ в прошлом декабре и сразу заставил говорить о себе как о режиссере с поразительно зрелым мышлением. «Магазин» Артема Злобина по документальной пьесе Олжаса Жанайдарова — история испытания властью, человеческой безжалостности и безнаказанности в отдельно взятом крошечном пространстве. Документальную пьесу, рассчитанную на дуэт, режиссер превращает в густонаселенный спектакль, в котором зло многогранно и изменчиво. Но актеров в нем всего трое — Ольга Альбанова (Зияш, хозяйка), Анна Шельпякова (Карлыгаш) и Михаил Тараканов (Анау-мынау).
Текст: Наталия Эфендиева
18+
Комментарии (0)