В городскую театральную афишу категорически ворвался иммерсивный спектакль «SOMNUM». По этому случаю размышляем о том, что каждая новая эпоха пророчит театру скорую смерть, но он продолжает жить и быть актуальным, меняя себя и способы отражать окружающее время. ПАО «Газпром», проект «Голос города» и режиссер Степан Пектеев представляют ментальное кино, спектакль-сон, 1,5 часа прогулки по центру Санкт-Петербурга, которая навсегда изменит способ смотреть на город.
Опаздывать в классический театр светлым летним вечером, привычно беспокоясь о том, каким боком к сидящим придется протискиваться на свое место, — традиционная петербургская забава со времен пушкинского Онегина. Театралов легко узнать в толпе праздно гуляющих горожан. Они нарядно одеты и, словно реки, бурно стекаются к монументальным зданиям Александринки, Мариинки, Михайловского, БДТ, БТК и МДТ. Они знают, что им предстоит сейчас мягко сидеть, внимательно смотреть, чутко реагировать — быть зрителями.
Совсем иначе складывается увлекательная доля тех, кто спешит на спектакль иммерсивный, то есть предполагающий соучастие в процессе. Опоздаешь — а спектакль ушел, гротескно сбежал, как гоголевский нос майора Ковалева. Ведь это театр без стен, без сцены, без звонков. Придешь в вечернем наряде, а на улице дождь и придется облачиться в дождевик. Действие разыгрывается в сценографии самого Петербурга, в декорациях зрительского сознания и подсознания. Захочешь заранее знать сюжет — а он рождается лишь из визуальных образов, которые взывают к индивидуальному чувству прекрасного каждого своего соучастника.
СЦЕНА ПЕРВАЯ
![]() |
НАТУРА МАЛАЯ КОНЮШЕННАЯ УЛИЦА, РАННИЙ ВЕЧЕР |
АКТЕР прячется в толпе. Подергивает плечами, проверяя, хорошо ли сидит исторический костюм.
КУРАТОР сосредоточенно ждет. На столе перед ним коробки с наушниками и монокулярами. На его футболке надпись «Создано людьми, влюбленными в город».
ЗРИТЕЛЬ скользит взглядом по округе в поисках стандартных театральных атрибутов. Понимает, что их нет, натыкается взглядом на куратора, идет к нему.
ПРОХОЖИЙ останавливается. Изумляется активности у Павильона погоды. Вертит головой. Строит догадки о том, зачем собрались все эти люди.
ГОРОД величественно и повседневно стоит во всей красе. Скрывает свои тайны. Кутается в миф.
SOMNUM стал суммой слагаемых, которые кропотливо создавал «Газпром», ухаживая за историческим наследием Петербурга — именно по инициативе компании спектакль был задуман и обрел жизнь. Он создан людьми, влюбленными в город. Режиссер SOMNUM Степан Пектеев видит свою творческую задачу в том, чтобы «создать вокруг зрителя Вселенную и погрузить его туда, сделав главным героем, тем, кто воспринимает». Его спектакль не просто захватывает, он вовлекает зрителя в событие, превращает в соучастника и сотворца.

Степан Пектеев
режиссер
«Петербург — город порталов и отражений, где ты смотришь в реку времени, а в ней проступают не только сегодняшние и исторические мотивы, но и потусторонние мистические реалии».
Действие разыгрывается в самом центре Петербурга в формате прогулки, но не экскурсии. Спектакль задает новый параметр в драматургии партиципаторности: реакция на пространство. Маршрут проходит внутри «золотого треугольника»: с перспективы Малой Конюшенной с ее идеально вписанными фонарями ручьями течет через Шведский переулок, стремительно ныряет во дворы Капеллы, чтобы широкой волной вылиться на Певческий мост и изумить зрителя живописью петербургского неба, отраженного в брусчатке Дворцовой, изгибах Мойки, скатах купола Исаакия. Получив перед спектаклем наушники и монокуляр, каждый из участников принимает на себя не только роль зрителя, но и роль режиссера, актера и героя. Материал капризен, но хорош: ухоженный, любовно вычищенный центр города красуется и гордится собой. Благоустройство, которое все последнее время планомерно и тщательно ведет ПАО «Газпром», не кичится, не режет глаз, но впечатляет гладкой мостовой, детально воссозданными фонарями, деликатной подсветкой фасадов.

Анна Павлова
исполнительный продюсер спектакля «SOMNUM. Ментальное кино»
«Газпром» много лет занимается благоустройством исторического центра, сохранением его завораживающих видов. SOMNUM же — проект, где всё величие города зритель может рассмотреть в самых подробных деталях и под разным фокусом. Сверхзадача нашего партнерства с «Газпром» — заражать красотой Петербурга снова и снова, и вот уже второй сезон подряд мы делаем Петербург лучше вместе.
Текст в наушниках управляет участниками: делит на группы или объединяет, указывает направление взгляда, заставляет испытывать определенные эмоции, задаваться вопросами или идентифицироваться с актерами. «Тебе нравятся декорации? Тебе приходило в голову, что они созданы специально для тебя? Допусти эту мысль и посмотри вокруг!» — слышит каждый участник, пока прохожие, не знающие, что перед ними разыгрывается спектакль, пытаются разгадать тайну группы людей, сосредоточенно взирающих на привычный городской пейзаж. В этот момент уже прохожие становятся зрителями, а участники — актерами мистерии. Так плавно разворачивается глобальный образ соучастия, где всё перетекает во всё и действие рождается в процессе.
СЦЕНА ВТОРАЯ
![]() |
НАТУРА НАБЕРЕЖНАЯ ЗИМНЕЙ КАНАВКИ, ТЕМ ЖЕ ВЕЧЕРОМ |
АКТРИСА в историческом костюме поправляет ленты на шляпке. Смотрит в тьму воды. В лице ее трагедия.
ЗРИТЕЛЬ узнает в актрисе Лизу из «Пиковой дамы». Сквозь монокуляр приглядывается к мимике и жестам актрисы. Переводит взгляд на тех, кто в современной одежде стоит рядом с ней на мостике.
ПРОХОЖИЙ идет своей дорогой. Останавливается в любопытстве. Принимает зрителя за туристическую группу. Уходит, так и не узнав тайны.
ЛОШАДЬ прядает ушами. Переминается с ноги на ногу. Ждет угощения.
ГОРОД поэтично играет лучами заката в окнах. Рождает чудовищ из теней.
Монокуляр служит возможности увидеть детали близко, крупным планом. И вот уже спектакль превращается в кино, а зритель — в оператора, ведь только он сам определяет последовательность зрительных образов, монтируя реальность. Монокуляр играет роль камеры, которая позволяет создать кинематографический эффект макродеталей. Зритель неожиданно вырастает до размеров божественного ока, а действие перестает быть театром, становясь фильмом. Аналогии с кинопроцессом помогают актеры и технологии: разноцветными лучами прожекторов высвечиваются важные детали, а костюмированные персонажи то появляются, то исчезают в толпе, иллюстрируя безупречной игрой фабулы, звучащие в наушниках.
Перед взором участников являются вечные петербургские типы. Это архитектор-иностранец Пьетро ди Готтардо Гонзаго, дипломат и драматург денди Грибоедов, одержимый страстью к трем картам Германн, влюбленная в него Лиза (или это блоковская Незнакомка?) и вездесущая старуха, которой суждено умереть и у Пушкина, и у Достоевского, и у Хармса.

Степан Пектеев
режиссер
«Это ментальное кино — кинолента впечатлений, которая создается в голове у зрителей. В основе действия есть сценарий, как в кино, но у нас зритель сам становится одновременно и оператором, и участником происходящего, он словно погружается в дополненную реальность, только без гаджетов».
В стимуляции воображения участников оказываются задействованы все чувства: зрение, слух, обоняние, вкусовые рецепторы: в спектакле есть и лошадь с теплым прелым запахом, и пряники, которые можно съесть, запив сбитнем. При всем этом спектакль обращается не столько к тому или иному органу чувств, сколько к человеческой душе в целом. Театральная реальность с легкостью проникает в реальность психическую и позволяет каждому участнику расширить сюжет своими собственными воспоминаниями, ассоциациями и грезами.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
![]() |
НАТУРА МОСТ У СПАСА НА КРОВИ |
АКТЕРЫ идут в ряд прямо на зрителя. Вместе вышагивают Грибоедов, Германн, Старуха, Лиза, Пирожник и Космонавт. Шаг их торжественный и весомый. Всё позади.
ЗРИТЕЛЬ смотрит наконец на всех персонажей сразу. Проникается связью времен, сюжетов, мотивов. Чувствует семиотический восторг.
ПРОХОЖИЙ фотографирует космонавта, гарцующего на лошади. Радуется тому, что получил контент. Не удивляется ничему.
ГОРОД нарциссично красуется. Смеется над теми, кто думает, что приблизился к разгадке его тайны.
КУРАТОР выдыхает.
ИСТОРИК бронзовеет.
Режиссер Степан Пектеев конструирует спектакль как сон. Пришел, уснул — смотри! Согласно психоаналитику кино К. Мецу, кинофильм — это общее сновидение. Оно призвано сложить воедино то, что распадается в бодрствовании. Реальность сна ткется из образов и метафор, которые перепутываются между собой, создавая динамичную картину кинофильма. Хитросплетения эти представляются загадкой, узлом, связывающим между собой сюжетные линии, выстраивающиеся в общее повествование. В основе художественной мотивации создателей спектакля SOMNUM лежит желание заменить повседневный обыденный материальный мир на мир мифологический. И именно такой взгляд позволяет как можно более точно увидеть зыбкий Санкт-Петербург.

Степан Пектеев
режиссер
«Наш спектакль — это сон той реальности, в которую мы погружаемся, когда слушаем голоса героев. Это не сон города и не сон персонажей, не сон автора, это сон как таковой, который объединяет всё, который затягивает, из которого не выпутаться, который опутывает, который пронизывает, наполняет и лежит за пределами».
Эстетика приглашения разрушает четкую границу между иллюзией и реальностью, театром и действительностью, проживанием «здесь и сейчас» вместо дистанционного наблюдения. Режиссируется именно чувственное, аффективное прочтение ситуации, направленной на вызов эмоциональной и интеллектуальной реакции. Однако и материальное не минуется: все исторические и архитектурные факты подтверждены консультацией краеведа Льва Лурье. Его голос звучит в наушниках с рассказами о конкретных зданиях и личностях, связанных с ними. Его топографические оценки и комментарии к реалиям маршрута делают спектакль явлением уже вовсе не развлекательным, а скорее просветительским.
Театр призван нас удивлять. Он может повернуть наше представление о мире абсолютно неожиданным образом. Спектакль заканчивается, как и положено, аплодисментами, под которые актер разбивает тарелку с именами участников действа, что повторяет кинематографическую традицию начала съемки. Конец превращается в начало. Кино снято, но незакончено. Город стоит, и зрители уходят после финала опять в его декорации, чтобы жить в нем, познавать его, любить его и видеть его во сне.
СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ, ФИНАЛЬНАЯ, ВЕЧНАЯ
![]() |
НАТУРА ПЛОЩАДЬ У СПАСА НА КРОВИ |
ЗРИТЕЛЬ переживает потрясение.
ГОРОД живет в ХХI веке. Медленно превращается в призрак.
Текст Сара Левингер
Фото и ретушь Анастасия Маркхайм
Комментарии (0)