Для театров лето — время закрытия сезона. Тем не менее в июне и июле в театрах Петербурга (перед тем, как они уйдут на каникулы) можно поймать недавние новинки и даже премьеры: от «Вишневого сада» с Анной Ковальчук и «Привидений» со Светланой Крючковой до спектакля «Будь здоров, школяр» Яны Туминой по повести Булата Окуджавы. Все главные постановки — в нашем дайджесте!
«Вишневый сад», Театр им. Ленсовета
«Вишневый сад» — пьеса-загадка, к которой режиссеры подбирают ключи вот уже больше века. Режиссер Уланбек Баялиев на роль Раневской позвал Анну Ковальчук — приму ленсоветовской сцены и одну из самых красивых актрис петербургских театров. Так что новая версия «Сада» будет, конечно же, про Красоту, наши попытки ее постичь и разобраться, возможно ли жить без нее. А еще авторы попытаются со своей стороны объяснить, почему Чехов называл эту пьесу комедией, отыскивая в тексте «трагический нелепый юмор, юмор у края бездны».
15, 24 июня
«Люблинский штукарь»
Практически все лето в конно-драматическом театра Евгения Ткачука «ВелесО» показывают спектакль по повести нобелевского лауреата Исаака Зингера. Это история об искуплении и покаянии, которую разыгрывают не только артисты-люди, но и лошади, демонстрирующие, к слову, впечатляющие актерские способности. И вообще — если вы еще ни разу не бывали в «ВелесО», лето — самый идеальный сезон, чтобы это скорее исправить. Режиссером выступил сам Ткачук, композитор — Иван Кушнир, сценография — Ника Хамова из театра АХЕ. Подробнее здесь.
16, 17, 23, 24 июля, 6, 7, 20, 21 августа
«Волк», театр «Блоха»
Недавно в Петербурге появилась «Блоха» — самый маленький театр от лауреатов «Золотой маски» Кирилла Люкевича и Никиты Касьяненко, который рассчитан всего на шесть зрителей и умещается на девяти квадратных метрах. Премьерным спектаклем камерного театра стала постановка «Волк», чтобы на нее попасть, надо заранее (напоминаем, мест всего шесть!) написать команде проекта. Подробнее о том, как это сделать, здесь.
«Вадик поет свою музыку», СХТ
На камерной сцене Социально-художественного театра показывают сравнительно недавнюю постановку по пьесе петербургского драматурга Полины Коротыч (премьера была в начале февраля). В ней играет непрофессиональная актриса-подросток, которой помогают артисты СХТ. Это саунд-драма, в которой преобладают желтые тона и изобретательность режиссера Тани Ра.
17 июня
«Кошкин дом», театр «Зазеркалье»
Сказка Самуила Маршака издавалась тысячными тиражами, дважды экранизировалась — в 1938-м и 1958-м — многократно ставилась в детских театрах по всей стране. Теперь появился и мюзикл — написал его композитор Анатолий Шух, поставил Александр Петров. Душераздирающую историю о двух котятах, проявивших благородство души и приютивших тетю-кошку, которая немилостиво с ними обошлась, разыгрывают под запоминающуюся музыку, с юмором и любовью к каждому персонажу, а значит дидактический посыл звучит уже не так навязчиво.
17 июня, 3 июля
«Урожай», «Театр на Васильевском»
Четверо молодых людей отправляются на сбор яблок, но битва за урожай превращается в серию откровений касательно человеческой натуры и переживание неожиданного экзистенциального опыта. Павел Пряжко был одним из главных драматургов нулевых и десятых, остается им и сейчас, продолжая расширять представления о театре. Текст «Урожая» позволяет поставить его и как комедию, и притчу, и абсурдистскую историю. Режиссер Руслан Нанава способен легко соединить эти жанры и рассказать о взрослении и внутренней зрелости. Показы — премьерные.
18, 19 июня, 17 июля
«По следам Ясности», FULCRO
Одним из первых спектаклей FULCRO было «Путешествие» — постановка-бродилка по городу с актерами сенсационного молодого театра. Одним из самых светлых маршрутов команда считает «Ясность». Теперь об этом и былых временах остались лишь воспоминания, их FULCRO и предлагает исследовать, чтобы с их помощью препарировать вообще понятие опыта. Все это — в компании артистов Леры Калегиной, Антона Вараксина, Саши Другова и Кати Тихоновой.
19, 28, 29 июня
«Живой», Новая сцена Александринского театра
Обладательница «Золотой маски» Яна Тумина выбрала жанр прежде в отечественном театре почти не встречавшийся — музыкальный сторителлинг. Чтобы рассказать о Питере Фройхене — выдающемся датчанине еврейского происхождения, путешественнике, антропологе, журналисте, актере и писателе. За свою довольно продолжительную жизнь он успел пожить с инуитами в Каанааке, пересечь Гренландский ледяной щит, вступить в датскую социал-демократическую партию, поруководить киностудией, посотрудничать с кинокомпанией MGM, вступить в датское движение Сопротивления и стать его активным участником, быть арестованным гестапо, но сбежать в Штаты, выиграть там 64 000 долларов в телевикторине, а также трижды жениться, начать изучать медицину, бросить изучать медицину, отправиться исследовать сначала Африку, а затем Сибирь и так далее.
21, 22 июня
«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», Театр им. Ленсовета
Лоренс Стерн писал главный труд всей жизни семь лет, но так его и не закончил. Тристрам Шенди — один из самых грустных литературных героев всех времен и народов, а роман получился, конечно же, ироничным и смешным. Рассказ начинается еще до рождения протагониста и по дороге от завязки к следующему пункту в повествование постоянно кто-то вклинивается со своими сюжетами, уводя от магистральной мысли. Режиссер Борис Павлович подхватывает безумную игру Лоренса Стерна, перемешивая абсурдный британский юмор, личные истории артистов спектакля и музыку позднего барокко. Хотя за последнее наверняка поручиться нельзя. Как и быть уверенным в том, что истории действительно документальные. Главная роль у Александра Новикова.
21 июня
«Елизавета Бам», БДТ им. Г.А. Товстоногова
Премьера этого спектакля прошла в феврале 2022-го, но показов с тех пор было не так много. Интерес к обэриутам не отпускает литовского режиссера Оскараса Коршуноваса с момента его дебюта в 1990 году — «Здесь, чтобы быть там» по Александру Введенскому и Даниилу Хармсу. А «Елизавета Бам» стала текстом-талисманом, к которому режиссер возвращался снова и снова. Последняя по времени версия как раз и вышла на основной сцене БДТ. Историю про девушку, к которой являются люди в темном и обвиняют в том, чего она не совершала, тут разыгрывают Александра Дроздова, Екатерина Старателева, Анастасия Чайникова, Елена Осипова, Тарас Бибич и другие.
22, 23 июня, 5 июля
«Двенадцатая ночь», Театр им. Ленсовета
Шекспировская «Двенадцатая ночь», прежде всего, игра театральная, с сопутствующими ей нелепицами, переодеваниями, (не)узнаваниями и счастливым финалом. Режиссер Иван Поповски несколько лет назад поставил в «Мастерской Петра Фоменко» «Сон в летнюю ночь» — легкую, изящную, смешную фантазию, очаровавшую буквально всех (в том числе экспертов «Золотой маски»). На этот раз все вновь обернулось заразительной историей о любви, верности и сказочном волшебстве.
22, 23 июня
«Дядя Ваня», «Приют комедианта»
Актер Евгений Серзин для режиссерского дебюта выбрал ни больше ни меньше как «Дядю Ваню» Антона нашего Чехова. Но фокус внимания сместился с рефлексирующего Ивана Петровича Войницкого на мысли, поступки, внутренние стремления всех участников спектакля. Например, доктора Астрова — блестящая роль Павла Чинарева, лауреата премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» 2022 года в номинации «Театр».
22, 23 июня
«Эшелон», театр «Мастерская»
Все время действия пьесы укладывается в одни сутки. Известный сюжет — в начале Великой Отечественной войны работников завода эвакуируют из города — драматург Михаил Рощин выводит на уровень античной трагедии: история лишается бытовых примет, а теплушка, в которой едут герои, превращается в подобие чистилища, где все предельно раскрываются. Для режиссера Натальи Лапиной поезд, разумеется, насыщенный художественный образ. Судьба оказывается одной из главных пассажирок эшелона, а голоса его обитателей сливаются в единое целое, становясь голосом народа и времени.
22 июня
«Как арапа женили. Невероятные приключения Петров Великих и прадеда Александра Пушкина в прошлом, настоящем и будущем», «Балтийский дом»
Под длинным названием скрывается инсценировка режиссером Виктором Крамером романа Пушкина «Арап Петра Великого» — знакомого самому широкому зрителю если не по школьной программе, то по фильму с Владимиром Высоцким. Впрочем, по мотивам текста «нашего всего» Крамер написал свою пьесу вместе с Олегом Солодом, чтобы говорить о далеких временах на современном языке. Главную роль — Ибрагима Ганнибала — играет актер с африканскими корнями Григорий Сиятвинда. Июньские показы — премьерные.
24, 25 июня
«Серотонин», «Приют комедианта»
С большой сцены «Балтийского дома» режиссер Андрей Прикотенко переместился на камерную «Приюта комедианта» — для инсценировки «Серотонина» Мишеля Уэльбека. Главный герой романа — Флоран-Клод Лабруст — занят выбором наиболее подходящего способа самоубиться, попутно он пытается докопаться до причин своего нерадостного состояния. Иван Волков в роли Лабруста — гарантированное театральное удовольствие и событие.
27 июня
«Жаль, что тебя здесь нет», Новая сцена Александринского театра (театральная компания «Разговоры»)
Инклюзивный мюзикл является совместной продукцией фонда Alma Mater и Новой сцены Александринского театра при участии центра «Антон тут рядом». «Жаль, что тебя здесь нет» — коллективное сочинение театральной компании «Разговоры». Текст и либретто спектакля создавался горизонтально, в том числе нейроотличными людьми. Тема спектакля — музыка и ее множественные роли в жизни человека. И, конечно, признание в любви музыке, без которой мы бы не были сами собой. И это просто признание в любви, потому что музыка — это и есть любовь. Команда мюзикла — лауреаты нашей премии «ТОП 50. Самые знамениты люди Петербурга» 2022 года в номинации «Театр». Подробнее о проекте читайте здесь.
29, 30 июня
«Будь здоров, школяр», МДТ — Театр Европы
Для своей второй постановки в Малом драматическом Яна Тумина выбрала повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». Писатель рассказал здесь не только свою историю, но и сотен тысяч таких же ребят, уходивших на Великую Отечественную войну сразу после школы и погибавших в первых же боях. А излагает этот сюжет режиссер современными визуальными средствами. Например, используя граффити (с ним помогал актер и художник Никита Касьяненко).
29, 30 июня, 12, 13, 26, 27 июля
«Вещественные доказательства», театр Karlsson Haus
Постановка режиссера Бориса Павловича (тоже обладателя «Золотой маски»!), хотя ее и играют в детском театре Karlsson Haus, предназначена для взрослых. Это истории о том, как самые обычные предметы становятся свидетелями опыта людей — и тем самым работают как триггер. Художник спектакля — Ксения Перетрухина.
30 июня, 21 июля
«Общага на крови», «Невидимый театр»
В новом (и постоянном) доме «Невидимого театра» на Кожевенной линии покажут инсценировку Семеном Серзиным дебютного романа Алексея Иванова. В центре сюжета пятеро друзей — Игорь (Николай Кисличенко), Ваня (Евгений Санников), Леля (Алена Митюшкина), Неля (Александра Мареева) и Отличник (Геннадий Блинов). Их выселяют из общежития и молодые люди переходят на «нелегальное положение». Это первый для театра спектакль большой формы.
30 июня
«Привидения», БДТ им. Г.А. Товстоногова
Эта пьеса, написанная Генриком Ибсеном в 1881 году, считается одной из самых мрачных в истории театра. Суровый норвежский драматург собрал здесь внушительную коллекцию аморальных тем по тем временам и сегодняшним — от нечистоплотности церковников до кровосмесительных связей. Режиссер Роман Мархолиа, впечатляюще поработавший с «Игроком» Достоевского на все той же сцене БДТ, и с Ибсеном обошелся соответствующе: то есть с присущими ему размахом и фантазией. Главная звезда спектакля — Светлана Крючкова в роли Элен Алвинг.
9 июля
«Сказки шута и короля», театр Karlsson Haus
Обладатель «Золотой маски» Кирилл Люкевич вдохновлялся творчеством, как нетрудно догадаться из названия, группы «Король и шут». С рок-музыкальным материалом Люкевич уже работал — на песнях Виктора Цоя, микшируемых с «личными» историями исполнителей, построен его спектакль-концерт «Апрель» — и справился превосходно, выдав зрелище, напитанное энергией и тонкой иронией. На выходе «Сказки шута и короля» — музыкальный хоррор с фокусами, трюками и даже гаданиями.
11, 12 июля
Комментарии (0)