18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Театр
Театр

Поделиться:

На сцене и за кулисами

Совместный проект «Собака.ru» и ПАО «Газпром» посвящен инициативам в области благоустройства, восстановления культурных ценностей и другой деятельности на благо города. Читателей ждут встречи с десятками профессионалов – от директоров музеев до укладчиков плитки, – которые трудятся на значимых городских объектах и готовы рассказать о той части работы в культурной столице, которая обычно остается за кулисами.

В эти дни Александринский театр отмечает круглую дату – 265 лет. ПАО «Газпром» на протяжении ряда лет помогает театру. Поэтому недавно нам посчастливилось побывать за кулисами старейшего государственного публичного театра России вместе с друзьями журнала и победителями конкурса в проекте «Люди для города», который sobaka.ru ведет при поддержке Газпрома.

О том, чем отличается царская ложа от императорской, почему дамы не сидели в партере и зачем в императорском театре был нужен карцер, нам рассказала ведущий специалист творческо-исследовательской части Александринского театра Вероника Мезенцева.

Историческая сцена

«Русский театр для представлений трагедий и комедий», от которого ведет свою историю нынешний Александринский театр, был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа 1756 года. Он начал регулярные представления в бывшем Головкинском доме на Васильевском острове (впоследствии здание было перестроено для Академии художеств), работал в здании Большого каменного театра (его потом переоборудовали для консерватории), кочевал по разным площадкам. В 1828 году начинается строительство нынешнего здания, и уже через четыре года театр был торжественно открыт. Это произошло 31 августа 1832 года. В честь супруги императора Николая I Александры Федоровны здание получает название – Александринский театр.

Кроме очевидного – ампирное здание, построенное Карлом Росси, шедевр мировой театральной архитектуры (охраняется ЮНЕСКО) – театр был инновационным для своего времени и с технической точки зрения. Росси поставил его на сваи на манер венецианских домов. Между 5000 свай из лиственницы (это дерево не гниет!) были оставлены колодцы, чтобы во время наводнений и паводков излишкам воды было куда деваться и фундамент не подтоплялся. Кстати, эта система спасла театр и в блокаду – здание устояло от взрывных волн во время бомбежек. Росси подвесил балконные ярусы на металлические кронштейны, разработал металлические фермы, которые держали кровлю, создал систему отопления и канализации (это была одна из первых в общественных зданиях в городе!). Каменный коридор, который проложен по периметру над зрительным залом, выполнял роль своеобразной акустической трубы и создавал великолепную акустику.

Вероника Мезенцева

Вероника Мезенцева

Расслоение общества отражалось в театральной рассадке, и даже входы для зрителей разных сословий были разными. В первой половине XIX века в партере сидели только мужчины – военные и чиновники высших рангов. Бельэтаж занимала аристократия: графы, князья. Первый ярус – чиновники среднего ранга, среди которых был и Александр Сергеевич Пушкин, и мы теперь знаем, где он сидел: чтобы найти ложу Пушкина, надо отсчитать третье бра от угла (нам показали эти места). Начиная со второго яруса и выше располагались купцы и мелкие чиновники. Галерка – верхний ярус – отдавалась студентам и слугам.

В царской ложе сидели император и императрица и наследник с супругой. Сюда император приходил по праздникам, а в другие дни, если он хотел посмотреть спектакль, занимал закрытую левую маленькую ложу – она сейчас находится на уровне сцены. Ни из зала, ни со сцены императора не было видно. Актеры не имели права даже бросить взгляд в эту сторону, замеченные попадали в карцер.

В аванложах царской семьи потолок расписан голубым небом с золотыми звездами. Это комплимент, который сделал Росси Александре Федоровне: когда-то в юности на принцессу Шарлотту, будущую императрицу Александру Федоровну, произвела огромное впечатление «Волшебная флейта» в Венской опере, где были декорации с таким голубым небом и золотыми звездами.

Вероника Мезенцева

Вероника Мезенцева

Александр Малич

Александр Малич

Росси хотел сделать зал голубым, а Николай I настаивал на красном, но театр торопились открыть к празднованию победы над Наполеоном, и император согласился на авторский вариант. Однако в 1849 году обивка была заменена на пурпурно-красную. Таким мы видим зал и сегодня: в пурпуре и золоте, украшенным символами побед и государственных свершений.

Зал освещали резная деревянная люстра на 72 свечи и 106 бра. Чтобы зажечь или потушить свечи, люстру поднимали через люк наверху в ламповый зал. Позже на смену свечам пришли масляные, а затем газовые лампы. В конце 80-х годов XIX века театр электрифицировали, но люстру пришлось заменить. Новую – из хрусталя и золоченой бронзы – привезли из Зимнего дворца. Когда появилось электричество, свет во время спектаклей стали гасить.

Сцена в Александринском театре такая же большая, как и зрительный зал. Одна из стен, ее ограничивающая, выходит на улицу Зодчего Росси. В ней есть двери на улицу, к ним на фурах (а раньше – на подводах) привозят декорации, которые сразу попадают на сцену. «Планшет» – этим французским словом профессионалы называют пол на сцене. Пространство под сценой, где стоит оборудование, – трюм. Почему? В XIX веке на тяжелые работы в театр нанимали матросов.

Театр создавался для всех видов искусства: для оперы, балета и драмы, и об этом говорят музы на фасадах, поэтому в оркестровую яму садится полный оркестр. Сегодня традиция возвращается. В Александринском театре идут и балетные спектакли, и оперы, проходят фестивали. Но теперь в соответствии с современными нуждами пол оркестровой ямы мобилен – его можно и опускать, и поднимать до уровня сцены, если оркестр в спектакле не занят.

А вот суфлерской будки в театре больше нет. За месяцы репетиций актеры буквально вызубривают текст (попробуй не выучи у Валерия Владимировича Фокина!). А когда-то без суфлера было не обойтись: каждый вечер играли несколько разных пьес, и спектакли менялись с невероятной скоростью. В 70-е годы XIX века за один сезон прошло 170 водевилей, из них 90 было новых и 80 – старых.

Вначале актеры во время театрального действа использовали аксессуары: например, условно русского царя могли обозначить восточным тюрбаном. Специальные костюмы для постановок стали шить с 1860-х годов. В XX веке искусство историзма достигло своего пика. В театре была даже должность одевальщицы, которая следила за полным соответствием наряда образу, вплоть до таких мельчайших деталей, таких как нижние юбки и чулки.

Музей театра хранит массу удивительных артефактов. Среди них есть даже жилет Григория Потемкина (в этом костюме играли графа Потемкина и других персонажей XVIII века). Он был большим модником, и после его смерти Екатерина II приказала раздать театрам его многочисленные платья.

Многие великие пьесы увидели свет именно на этой сцене и ставились вновь и вновь в разные времена.

Например, Гоголь принимал активное участие в подготовке своего «Ревизора», но остался недоволен премьерой: по его мнению, актеры сыграли его как легкую комедию, не показав всей глубины сатиры. Театр с тех пор возвращался к «Ревизору» девять раз. В 2002 году его ставил Валерий Фокин. Спектакль шел 16 лет, получил «Золотую маску», Государственную премию.

Визитная карточка театра – «Маскарад» Лермонтова. Впервые поставленный в 1917 году Всеволодом Мейерхольдом и художником Александром Головиным. Головин создал 4000 эскизов костюмов. Было сшито 300 костюмов. Когда театр уезжал в эвакуацию, все костюмы сложили во дворах ул. Зодчего Росси в декорационный сарай. Во время блокады в этот сарай попала бомба, но большая часть костюмов чудом сохранилась. На этой описи реквизита в 1944 году тогдашний главный режиссер сделал пометку: «С репертуара снять, хранить вечно». К 200-летию Лермонтова Фокин поставил свой «Маскарад», максимально точно воссоздавая сценографически, музыкально и ритмически спектакль Мейерхольда, театр предлагает современным зрителям отправиться в уникальную экспедицию в прошлое.

Во время локдауна 21 марта 2020 состоялась онлайн-премьера спектакля Теодороса Терзопулоса «Маузер» по пьесе Хайнера Мюллера на Основной сцене Александринского театра. Александринский театр впервые осуществил прямую трансляцию спектакля и впервые сыграл премьеру без публики в зале. Спектакль посмотрели 300 тысяч человек.

Новая сцена

Новая сцена театра открылась в 2013 году. Уникальный случай, когда современное здание было так деликатно вписано в историческую среду, что не вызвало возмущения градозащитников. Проект был разработан «Архитектурным бюро “Земцов, Кондиайн и партнеры”». Старые фасады склада балетных декораций конца XIX века отреставрировали и сделали стеной зрительного зала. Еще два необычных факта: здание было построено с экономией бюджета и раньше срока.

Экскурсию по этой сценической площадке для нас провели генеральный продюсер Новой сцены Александр Малич и заместитель генерального продюсера по проектной деятельности Сергей Прикладовский.

Сергей Прикладовский

Сергей Прикладовский

Александр Малич

Александр Малич

Новая сцена включает четыре зала разной вместимости, просторное двухуровневое фойе и медиацентр, оборудованные самым передовым световым, звуковым, видео- и медиаоборудованием. Здесь можно ставить любые творческие эксперименты. Такого современного оснащения нет, наверное, ни в одном не только петербургском, но и российском театре. Благодаря уникальной инженерии залы могут трансформироваться, зрителей и сцену можно поднимать и опускать на два метра, менять конфигурацию.

Александр Малич

Александр Малич

Сергей Прикладовский

Сергей Прикладовский

Вот, например, в спектакле «Солнца ьнеТ» Антона Оконешникова по мотивам русских футуристов зрители сидели в амфитеатре на самоходной платформе, управляющейся по Wi-Fi, а артисты работали на других движущихся платформах, которые тоже управлялись по Wi-Fi.

А в спектакле «Чук и Гек» Михаила Патласова в сценографии использовался макет ландшафтов, которые герои наблюдали по дороге в Сибирь, и несколько камер выводили эти картинки на экран.

На Новой сцене проходит около 750 событий за год. Помимо спектаклей это лекции – по разным темам и направлениям (музыка, философия, танец, социология, урбанистики и пр.), фестивали, концерты – клубная музыка, джаз, новая классика, инди-музыка, мастер-классы, кинопоказы, современный танец. Здесь работает «Лаборатория новых медиа» с интенсивами, обучающими новым технологиям. А еще есть уютное кафе и книжный магазин.

И «Другая сцена»

Проект, сделанный для диджитал-формата. Спектакли проходят онлайн (иногда в WhatsApp или Zoom), рассчитаны на интерактив и на то, что зрители могут принимать участие в постановках. Так были решены спектакли по пьесам Бориса Акунина и Саши Филипенко, написанным специально для этого проекта.

Старейший драматический театр страны (да и вообще старейший в России) в прошлом году получил звание национального театра. Кроме того что он хранит театральные традиции, исследует новое и экспериментальное в театре, он ведет большую работу с другими национальными театрами, объединяя всех в большую ассоциацию и осуществляя культурный обмен.

Говорят участники экскурсии

Ника Артемьева

Ника Артемьева

Ника Артемьева, активист, блогер @details_spb

Было любопытно посетить интерьеры исторической сцены Александринки именно с экскурсией, когда в зале нет сотен зрителей. Это позволило лучше рассмотреть детали и услышать от экскурсовода, как менялось оформление зала и в какие годы появились разные элементы декора. Особенно интересно было послушать про центральную люстру, принесенную сюда в конце XIX века из Зимнего дворца. Предположительно она была изготовлена на Императорском стеклянном заводе, историю которого я исследую.

После исторической сцены мы прошлись по закулисью Новой: побывали не только в разных залах, но и в трюме, и в технических помещениях, и даже в специальной студии для телезаписи. Сотрудники Новой сцены справедливо гордятся оснащением. А мне были любопытны интерьерные особенности пространства. В частности, то, что пол (на который я давно обращаю внимание) был сделан из сланца – необычно не только визуально, но и тактильно!

Марина Шпринг

Марина Шпринг

Наталья Кузнецова

Наталья Кузнецова

Марина Шпринг, гид, участник конкурса на сайте sobaka.ru

Огромная благодарность за возможность побывать во внутреннем мире Александринского театра. Понять механизмы его существования в современном мире. Узнать историю этого легендарного театра и понять, насколько мы, зрители, – и актеры, режиссеры отличаемся от тех зрителей, актеров и режиссеров, которые работали в XIX веке. Прекрасный гид Вероника, тонкий знаток с великолепным чувством юмора. Поскольку театр должен существовать для всех (любителей классики и авангарда, традиционной школы и эпатажа), здорово, что открылась Новая сцена. Современное пространство не вошло в диссонанс со старой архитектурой. Спасибо молодым людям, так вдохновенно о ней рассказывающим!

Александр Черняев

Александр Черняев

Татьяна Базанова, Карина Разумовская, Екатерина Казанкина

Татьяна Базанова, Карина Разумовская, Екатерина Казанкина

Александр Черняев, специалист по работе с регионами, победитель конкурса на сайте sobaka.ru

Александринский театр – это культовое место для всех любителей и ценителей театрального искусства. А побывать за его кулисами очень интересно и познавательно. Перед тобой открываются двери и тайны, скрытые от обычных посетителей. Театр становится ближе и роднее, ты узнаешь его легенды. И вот ты уже знаешь, в какой ложе сидел А.С. Пушкин и как в театр приходил император. Знаешь, где были тайный ход, секретная дверь.

В театральном музее перед тобой лучшие костюмы самых нашумевших постановок театра, от царских одеяний до ярких костюмов «Маскарада».

На Новой сцене Александринки огромное количество современных замысловатых приспособлений и механизмов, которые открывают новые горизонты для творчества режиссеров в театре нового тысячелетия.

Огромное спасибо всем организаторам проекта «Люди для города» за столь интересный и познавательный проект и уникальную возможность посетить Александринский театр – один из главных театров страны и, наверное, главный театр города на Неве. Спасибо руководству и сотрудникам театра за такое бережное отношение к истории и к своему делу!

Елена Кукушкина

Елена Кукушкина

Елена Кукушкина, педагог-дефектолог, победитель конкурса на сайте sobaka.ru

Много нового узнала, хоть я и коренной житель Ленинграда/Петербурга. Очень тронула забота о театре: пока сезон не открылся, «театр – в пижаме» – все заботливо накрыто, и правда как в пижаме. Про себя могу сказать, что теперь, придя в театр, я обязательно переодену уличную обувь. Спасибо за экскурсию и за бережное отношение к памятникам культуры.


Наталья Малафай, преподаватель йоги, участница Творческого объединения «Школа Канторум», победитель конкурса на сайте sobaka.ru

Петербургская театральная жизнь бурно развивается в течение нескольких столетий. А сейчас такое разнообразие: атмосферы, жанров, артистов, цен на билеты, наконец. Но дальше сцены с креслами в зрительном зале мы ничего не видим и про театр практически ничего не знаем. Поэтому когда я получила сообщение о предложении экскурсии по Александринскому театру, любопытство сразу перевесило все возможные возражения.

Экскурсию проводили влюбленные в свой театр люди. Это было очень искренне, они с радостью делились всем, что можно было показать и рассказать. Императорский театр. Исторический зал и сцена. Царская ложа. Место Пушкина. Театр готовят к новому сезону, мы увидели, как это происходит. Побывали в театральном музее. Некоторым костюмам больше сотни лет! Их сохранили для нас. Как все красиво!

Театр живет в условиях пандемии невероятно насыщенной жизнью. Мы были на спектакле (малюсеньком кусочке!), в гримерке, под сценой, в репетиционном зале, в театральном лифте.

Три часа душевной беседы – иначе эту экскурсию и не назовешь, потому что александринцы, казалось, отдавали нам часть своей любви к театру, его артистам, работникам, репертуару, зданиям и вообще все тому, что гордо звучит на весь на земной шар – Санкт-Петербургский Александринский театр!

Фото: Дмитрий Многолет

Комментарии (0)