Главный летний фестиваль в этом году откроется премьерой оперы «Борис Годунов» в постановке английского режиссера Грэма Вика.
ЕВГЕНИЙ НИКИТИН исполнитель партии Бориса Годунова |
Вы, кажется, уже всех басов перепели в «Годунове»?
Не так много: Бориса, Щелкалова и Рангони. Еще остались Варлаам, Пимен — сами понимаете, это попозже. Я вполне доволен партией Годунова. Стану постарше, ближе к пенсии — можно будет и Пимена спеть. Надо соответствовать возрасту. Режиссер-постановщик Грэм Вик говорил, что хочет провести в «Годунове» параллель с нынешней политической ситуацией. Это немножко заезженная тема — проводить параллели. В Зальцбурге, помнится, Годунов был Ельциным, сейчас, наверное, будет Путиным. Любят режиссеры этим заниматься. Я не большой поклонник параллелей.
Зритель сидит и голову ломает. Музыка — не о параллелях, она о конкретном человеке, терзаемом совестью за содеянное преступление. Репетиции с режиссером еще не начались. Я слышал, что костюмы из секонд-хенда. Все будет современно, как мне кажется. Не стоит ждать коронационных декораций. Все это прошлый век — театр должен куда-то двигаться, это очевидно. Мы не можем стоять на месте и всю дорогу гонять олд-скул. Я давно выбрал путь: не спорить ни с кем. Делать, что говорят, с небольшим вкладом в музыкальную часть. Если Вик заставить петь на голове, я скажу, что это неудобно, я специально учиться не буду. Мне уже не двадцать лет. Но в принципе, готов к разным поворотам. Может быть что угодно. Интрига!
«Борис Годунов», Мариинский театр, 25 и 26 мая
ГРЭМ ВИК Избранные постановки Худрук оперной труппы Бирмингемской оперы ставил спектакли в Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гардене. |
1. Действие «Леди Макбет Мценского уезда» в Метрополитен-опера в 1994 году было перенесено Грэмом Виком в СССР, в середину ХХ века. При этом у дачи Катерины Измайловой стояла аккуратная малолитражка, а газон был орошаем разбрызгивателем. Угрюмые рабочие мочились по углам сцены-усадьбы. |
2. «Волшебная флейта» в Большом театре в 2005 году стала, по словам Вика, «бульварным театром», чередой аттракционов, где свита Царицы ночи носила милицейскую форму и деловито очерчивала мелом труп, а Храм света превратился в солярий. |
3. «Моисей в Египте», которого Вик поставил в 2011 году на фестивале в Пезаро, вызвал скандал в Израиле: герои оперы, евреи, были одеты как террористы. Моисей загримирован под бен Ладена и ходил с автоматом. Вик невозмутимо отвечал протестующим, что спектакль не о конкретных нациях, а о борьбе любого народа за свободу. |
4. Готовясь к постановке «Бориса Годунова» в Мариинке, Грэм Вик внимательно следил за предвыборной кампанией в России и последующими митингами. |
ЕЩЕ НА ФЕСТИВАЛЕ В МАЕ
Вечер органной музыки В программе, которую один из лучших сегодняшних французских композиторов Тьерри Эскеш играет в Концертном зале Мариинского, — Шарль Турнемир, Иоганн Брамс и боготворимый Эскешем Оливье Мессиан. Но самая любопытная часть концерта — импровизации Эскеша. Вы слышите и буквально видите, как божественная (в прямом смысле — композитор служит органистом в парижской церкви Saint Etienne du Mont) музыка рождается у вас на глазах. 29 мая, Концертный зал Мариинского театра |
Очарование танца Ансамбль венских филармоников — это маленькая часть знаменитого оркестра. Того оркестра, что не признает над собой безоговорочной власти (дирижеров нанимают на службу сами музыканты, и они же их увольняют, главного же дирижера вовсе нет), что почти до конца прошлого века не брал на работу женщин, и того, что выдает лучшее музыкальное качество в мире. А еще того, что способен каждый год 1 января заставить меломанов встать пораньше, чтобы послушать пышные и легкомысленные вальсы в прямой трансляции. Теперь послы этого оркестра в программе «Очарование танца» напомнят о том, что и в следующий Новый год надо будет не забыть включить телевизор. 31 мая, Концертный зал Мариинского театра |
Текст: Радиф Кашапов
Комментарии (1)