В 2015 году на свет появился «Матч ТВ» — флагман российского спортивного телевидения. Всякое случалось за это время, но хештег #всенаматч неизменен для любого крупного спортивного события в стране. О том, чем и как живет канал сейчас, рассказали генеральный продюсер «Матч ТВ» Александр Тащин и его первый заместитель Дмитрий Рыжков.
«Матч ТВ» существует уже девять лет. Какие основные вехи развития телеканала вы бы обозначили?
Александр: Их было много, но можно выделить основные. Первая — основание в 2015 году канала, который был создан по поручению президента России и при всесторонней поддержке ПАО «Газпром». «Матч ТВ» тогда стал первым федеральным каналом с качеством картинки, графики и эфиров такого уровня. Вторая — чемпионат мира 2018 года в России. Это было знаковое событие и для страны в целом, и для нас как для телеканала.
Дмитрий: Отмечу, что мы отработали его блестяще, и я говорю это, не потому что я сотрудник телеканала. Я общался со множеством коллег из разных стран: и с американцами с FOX Sports, и с французами. Все говорили, что качество наших студийных эфиров и тех трансляций, которые производил именно «Матч ТВ», было на высоте.
Александр: Конечно, нельзя не вспомнить, что мы очень достойно приняли все вызовы непростых времен. Во-первых, пандемию коронавируса. Из-за локдаунов на паузу встали вообще все мировые соревнования, но мы не спасовали перед этим — показывали классику мирового спорта, проводили студийные эфиры. В итоге к спортивному «выходу из спячки» мы подошли в максимальной готовности.
Дмитрий: События февраля 2022 года тоже внесли свои коррективы. Планы пришлось менять на ходу. Тем не менее именно в 2022-м мы сделали нечто уникальное: «Матч ТВ» в полном объеме показал все матчи чемпионата мира по футболу в Катаре. В истории спортивного телевидения в России такое произошло впервые.
Есть распространенное мнение, что на спортивном ТВ ток-шоу и другие inhouse-форматы всегда проигрывают по рейтингу трансляциям. У «Матч ТВ» немало контента собственного производства. Как вы нивелируете эту разницу?
Александр: Трансляции — это база спортивного телевидения, оно существует именно для того, чтобы показывать соревнования. И само собой, именно они всегда на вершине рейтинга. Но наши шоу тоже давно пользуются большой любовью зрителей. Это и ежедневные эфиры «Все на Матч», и «После футбола» с Георгием Черданцевым, и программы с Дмитрием Губерниевым «Биатлон» и «Громко».
Хорошо, давайте вспомним про другой стереотип. В разные годы можно было услышать, что спорт в России смотрят исключительно ради того, чтобы поболеть «за наших» против «не наших». Сейчас российских спортсменов почти нет на мировых соревнованиях. Как на это реагировал и реагирует зритель?
Александр: Если смотреть на аналитические данные, то мы видим, что доля наших внутренних соревнований существенно выросла. Хотя говорить, что утверждение про «наших» и «не наших» совсем уж неправда, я не буду. Но мы смогли переосмыслить внутренние соревнования, стали показывать их, причем показывать так же качественно, как это происходило с международными. И зритель это принял. Это была колоссальная работа, которая была бы невозможна без личного участия Александра Александровича Жарова, Тины Канделаки и всего «Газпром-Медиа Холдинга».
Здесь хочу уточнить: как дела с рейтингами у биатлона? До 2022-го это был один из самых популярных видов спорта у россиян, и многие смотрели его, именно чтобы поболеть за Россию. Как с ним сейчас?
Дмитрий: Биатлон по-прежнему популярен у наших зрителей, и на то есть две причины. Во-первых, теперь болельщики переживают за земляков и горячо за них болеют. Во-вторых, голос Дмитрия Губерниева. Это настоящий символ биатлона в России, и многие включают эфиры в том числе потому, что снова услышат его непередаваемые интонации.
К слову, о внутренних соревнованиях. До недавнего времени Кубок России по футболу был бедным родственником: трибуны были пустыми, а топ-клубы, не стесняясь, выпускали на матчи вторые составы. В 2022-м Кубок пересобрали заново — изменили структуру турнира, добавили клубы из медиалиги. Сейчас на его матчах аншлаг, в чем-то Кубок стал даже круче чемпионата. Какова роль «Матч ТВ» в этих позитивных изменениях?
Александр: В первую очередь это заслуга Российского футбольного союза. Он внедрил смелую и нестандартную схему розыгрыша: путь РПЛ и путь регионов, групповой этап для клубов премьер-лиги, серию пенальти сразу после ничьей. Финал Кубка России — 2024 между «Зенитом» и «Балтикой» проходил на следующий день после финала Лиги чемпионов, и нетрудно было заметить, что атмосфера в «Лужниках» была ничем не хуже атмосферы на «Уэмбли» в Лондоне, где проходил главный европейский матч. Но высокая доля заслуги в этом есть и у «Матч ТВ». Это наша великолепная графика, работа комментаторов, интервью с игроками прямо у бровки во время матча, студии и прямые эфиры.
«Матч ТВ» также остается эксклюзивным вещателем чемпионата России. У вас есть платный канал «Матч Премьер», но главные игры каждого тура все-таки транслируются на основном канале бесплатно. Почему так?
Дмитрий: И для канала, и для меня лично это принципиальный момент. Футбол должен быть доступен всем, и получить возможность его смотреть должны болельщики даже в самых отдаленных местах страны. «Загнать» российский футбол на платный канал — простое, но неудачное решение. Когда-то я влюбился в футбол именно потому, что у меня была возможность смотреть его бесплатно. В противном случае этой любви не случилось бы.
В 2024 году «Матч ТВ» купил права на трансляцию чемпионата Испании по футболу. В чем вы видите смысл этого контракта?
Александр: Ла Лига — один из сильнейших мировых футбольных чемпионатов, там играют мадридский «Реал», «Барселона», игроки калибра Килиана Мбаппе и Ламина Ямаля. Для нас важно, чтобы российские зрители имели возможность смотреть на лучших мировых футболистов. Но, конечно, любой контракт имеет коммерческую составляющую. Готовя любой договор, мы всегда думаем, получится ли «отбить» затраченную на него сумму, и в данном случае ответ был — «да».
Может быть, поделитесь какими-то планами канала?
Александр: Планы есть, и они грандиозные. Но все всё узнают, когда это будет нужно. Мы ведем кое-какие переговоры, но они еще не завершены, поэтому что-то сказать публично я пока не могу.
А как бы вы ответили на извечный вопрос: Россия — футбольная или хоккейная страна?
Дмитрий: Россия — спортивная страна! Мне кажется, наши люди одинаково любят и единоборства, и художественную гимнастику, и баскетбол. Лично я с детства люблю футбол, но потом «распробовал» и хоккей (и как зритель, и как игрок-любитель), а вообще, с удовольствием смотрю весь спорт.
Енот Шоня — новый талисман телеканала
У телеканала «Матч ТВ» появился новый маскот — им стал енот Шоня. Вы могли видеть его в мультсериале «Команда МАТЧ», где Шоня — начинающий журналист, который знакомится с командой, когда по заданию газеты отправляется писать статью о ее участниках. Почему символом канала стал именно енот? Всему виной курьезный случай, который произошел на соревнованиях по гольфу в Геленджике, где еноты перегрызли кабель и чуть не остановили вещание с турнира. Эта история стала одной из главных неспортивных новостей «Матч ТВ» в прошлом году, и команда канала решила обыграть инфоповод, взяв под опеку енота в Московском зоопарке. Прототипом мультипликационного образа, разработанного анимационной компанией «ЯРКО», стал реальный енот Шоня. По задумке, герой мультфильма должен быть похож на ведущих и комментаторов «Матч ТВ», какими они были в детстве. Насколько это получилось, можно оценить во втором сезоне мультсериала или в эфире телеканала, ведь енот Шоня появится в телевизионных заставках, в студийных программах и на спортивных мероприятиях, а также в социальных сетях «Матч ТВ».
От будущего к настоящему. Расскажите о новом маскоте канала.
Александр: Мы активно интегрируем мультипликационного героя в наш эфир и различные спортивные мероприятия. Прежде всего рассчитываем, что енот Шоня, член «Команды МАТЧ», понравится юной аудитории и поможет ей полюбить спорт. Это вообще одна из наших главных социальных задач как федерального канала — помочь детям полюбить занятия спортом и различные спортивные состязания.
Вы болеете за разные футбольные клубы. Вы, Александр, за московское «Динамо», а вы, Дмитрий, за «Спартак»...
Александр: Есть у него такой грешок, да.
Александр, в 2024 году «Динамо» впервые с 1976 года (!) могло стать чемпионом, но проиграло «Краснодару» в последнем туре, упустив титул. Какими были ваши эмоции в тот момент?
Александр: Конечно расстроился, но, вы знаете, я болею за «Динамо» очень давно, а путь болельщика «Динамо» так или иначе связан со страданиями (смеется), так что меня трудно чем-то удивить или шокировать. Но надеюсь и верю, что праздник на нашу улицу придет.
При этом ваш сын занимается футболом в Академии ЦСКА.
Александр: Да, но лишь потому, что туда его проще возить. Ну и противоречий тут на самом деле нет, ЦСКА и «Динамо» — братские клубы, их болельщики в хороших отношениях друг с другом. А дочь, например, перепробовала себя в разных видах (в том числе и в футболе), но пока остановилась на теннисе.
Дмитрий, ваш клуб в прошлом сезоне на золото не претендовал, но сейчас под руководством Деяна Станковича смотрится довольно неплохо. Титул в 2025 году ваш?
Дмитрий: Не хочу загадывать, пусть победит сильнейший. Болеть за «Спартак» — это тоже американские горки, поэтому тут очень сложно строить прогнозы.
А как со спортом у ваших детей?
Дмитрий: Сын, как и у Александра, занимается футболом, дочь уже профессионально занимается теннисом. Даже отправилась на сборы вместо каникул!
Кстати, вы работаете друг с другом в связке, но иногда такие дуэты появляются из-за соперничества между коллегами. Как с этим у вас?
Александр: У нас совершенно точно не так: мы не просто партнеры, мы друзья. И без этой дружбы не был бы возможен ни один амбициозный проект.
Помимо всего прочего, вас объединяет любовь к паделу, игре, похожей на теннис. Как так вышло?
Дмитрий: Во многом случайно! Я в целом люблю спорт, пробовал играть в теннис, но он все же сложный. Если начинать в зрелом возрасте и стремиться играть хотя бы на среднем уровне, надо очень много времени посвящать тренировкам, буквально каждый день. Падел в этом смысле проще. Мы не просто играем в него, а всячески популяризируем в России.
Александр: Вы сами попробуйте, оторваться не сможете!
Фотограф: Яна Давыдова
Продюсер: Роман Рык
Стиль: Иван Фадеев и Владислав Снегуров, CHERRIES
MUAH: Виктория Елисеева
Гафер: Михаил Черныш
Ретушь: Жанна Галай
Благодарим магазин NUW.STORE за предоставленные вещи для съемки
Комментарии (0)